Слайд 1Информационные технологии в менеджменте
Преподаватель к.т.н., доцент кафедры «Информатика»
Захарова Олеся Александровна
Слайд 2Информационное общество
Характерными признаками информационного общества являются:
массовая информатизация,
высокоразвитая информационная инфраструктура,
формирование рынка
информационных продуктов и услуг,
широкий доступ населения к информационным ресурсам.
Слайд 3Информационный контур системы управления
Управляющие
воздействия
Информация
об управляемом
процессе
Система управления
Слайд 4Понятие информационной системы
Информационная система (ИС) – это организационные, технические, программные
и информационные средства, объединенные в единую систему с целью сбора,
хранения, обработки и выдачи информации, предназначенной для решения определенного множества задач
Слайд 5Функциональные подсистемы ИС
Стратегическое развитие
Качество
Маркетинг
Производство
Логистика
Кадры
Технико-экономическое планирование
Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности
Техническая
подготовка производства
Управление ресурсами
Слайд 6Функциональная структура представляет собой перечень реализуемых функций (задач) и отражает
их соподчиненность
Функции информационной системы
Информационные
Управляющие
Централизованный контроль
Вычислительные и логические операции
Измерение значений параметров
Измерение
отклонений параметров от заданных значений
Тестирование работоспособности ИС
Подготовка и обмен информацией с другими системами
Поиск и расчет рациональных режимов управления
Реализация заданных режимов управления
Слайд 7Информационное обеспечение ИС – это совокупность средств и методов построения
информационной базы. Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта
управления в виде данных внутри ИС, документов, графиков и сигналов вне ИС.
Информационное обеспечение
Внутреннее
Внешнее
входные сигналы и данные;
промежуточные информационные массивы;
выходные сигналы и документы.
правила классификации и кодирования;
нормативно-справочная информация;
оперативная информация;
методические и инструктивные материалы.
Слайд 8Математическое обеспечение
Состоит из алгоритмического и программного.
Алгоритмическое состоит из математических методов,
моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и
обработки информации.
Программное обеспечение состоит из общего (то есть того, что обеспечивает работу «железа») и специального (обеспечивающего автоматизацию процессов управления в заданной предметной области).
Слайд 9Техническое обеспечение состоит из устройств: измерения преобразования, передачи, хранения, обработки,
отображения, регистрации, ввода/вывода информации и исполнительных устройств
Объект управления
Система управления
Внешнее воздействие
Изменение
Преобразование
Передача
Передача
Исполнение
Хранение
Обработка
Отображение
Регистрация
Ввод/вывод
Слайд 10Кадровое обеспечение – это совокупность методов и средств по организации
и проведению обучения персонала приема работы с ИС. Его целью
является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития.
Организационное обеспечение – это совокупность средств и методов организации производства и управления им в условиях внедрения ИС. Его целью является выбор и постановка задач управления, анализ системы управления и путей ее совершенствования, разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала, внедрение задач управления.
Правовое обеспечение предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС. Оно включает в себя совокупность юридических документов, отражающих отношения по формированию, хранению и обработке информации системы.
Слайд 11Лингвистическое обеспечение представляет собой совокупность научно-технических терминов и других языковых
средств, используемых в ИС
Лингвистическое обеспечение
Языковые средства
Правила формализации
Традиционные языки
Языки диалога
с
ЭВМ
естественные;
математические;
алгоритмические;
моделирования.
информационно-поисковые;
языки СУБД;
операционных средств;
входные языки ППП.
Методы раскрытия информации
Методы сжатия информации
Слайд 12Технологическое обеспечение ИС соответствует разделению ИС на подсистемы по технологическим
этапам обработки различных видов информации:
первичной информации;
организационно-распорядительной документации;
технологической документации и чертежей;
баз
данных и знаний;
научно-технической информации, ГОСТов и технических условий.
Слайд 13Понятие Информационной Технологии
Информационная технология (ИТ) – это совокупность методов, производственных
процессов и алгоритмов программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, реализация
которых обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации в целях снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надежности и оперативности.
Слайд 14Концептуальная модель базовой ИТ
Базовая информационная технология
получение
отображение
накопление
обработка
обмен
формирование
сбор
подготовка
проверка
ввод
вывод текста
показ видео
построение графиков
синтез речи
архивирование
обновление
поиск
преобразование
логический
вывод
организация вычислений
коммутация
маршрутизация
передача
формализация
объяснение
генерация (вывод)
Информация
Знания
Данные
процессы
процедуры
операции
Слайд 15Процессы преобразования информационного ресурса
Получение
подготовка
ввод
сбор
проверка
Информация
обработка
обмен
накопление
Данные
Информация
Знания
отображение
формирование
Пользователь
Слайд 16Основные компоненты ИТ обработки данных
База данных
Обработка данных:
группировка;
сортировка;
агрегирование;
вычисление.
Сбор данных
Создание отчетов
Информация для
внутреннего и
внешнего
использования
Информация из
внешней среды
Слайд 17База данных
Формирование отчетов:
суммирующих;
сравнительных;
сводных;
регулярных;
специальных;
чрезвычайных.
Информация из ИС
операционного
уровня
Информация
для лица
принимающего
решение
Основные компоненты ИТ управления
Слайд 18Автоматизация офиса
База данных
Информация внешней
среды и других ИС
Информация
для лица
принимающего
решение
Компьютерные офисные технологии:
текстовый процессор;
табличный редактор;
электронная почта;
программы управления;
и т.д.
Некомпьютерные офисные технологии:
факс;
ксерокс;
сканер;
и
т.д.
Слайд 19Итерационный процесс ИТ поддержки принятия решений
Система
поддержки
принятия решений
Вариант
вычислений
Выбор
решения
ЛПР
Введение новых
исходных данных
Слайд 20Основные компоненты ИТ поддержки принятия решений
База данных
База моделей
Источники данных:
ИС операционного
уровня;
документы;
внешние источники;
внутренние источники.
Программная
подсистема управления
СУБД
СУБМ
Система управления
интерфейсом
ЛПР
Слайд 21Типы моделей, составляющих базу моделей
База моделей
Стратегические
модели
Тактические
модели
Оперативные
модели
Математические модели
Слайд 22Основные компоненты ИТ экспертных систем
Предметная
область
База моделей
Интерфейс
пользователя
Интерпретатор
Модель
создания системы
Эксперт
(специалист по
знаниям)
Пользователь
Инструкция к информации
Решения и объяснения
Знания
Слайд 24Технологии Knowledge Discovery in Database - извлечение знаний из баз
данных
Это процесс получения из данных знаний в виде закономерностей, правил,
моделей.
Слайд 25Этапы KDD
Источники данных
Исходящие данные
Очищенные данные
Трансформированные
данные
Шаблоны
Знания
Слайд 26Data Mining (DM) – обнаружение в «сырых» данных ранее неизвестных,
нетривиальных, практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия
решений в различных сферах человеческой деятельности
Слайд 27Алгоритм классификации
…
Вход 1
Вход N
Класс
«Плохой
заемщик»
Алгоритм регрессии
…
Вход 1
Вход N
Сумма
продаж
Алгоритм кластеризации
…
Вход 1
Вход N
Номер
кластера
Слайд 28Технология хранилищ данных (Data Warehouse – DW)
Развитие ХД началось в
начале 1990-х.
Основоположник - технический директор компании Prism Solution Билл Инмон.
ХД
- предметно-ориентированный, интегрированный, неизменяемый и поддерживающий хронологию набор данных, предназначенный для обеспечения принятия управленческих решений.
Слайд 29КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА хд
Учетные
системы
СУБД
Локальные
документы
Электронные
архивы
Внешние
источники
Источники данных
Детализированные
данные
Агрегированные
данные
Технические
Бизнес-метаданные
Визуализация, отчеты
Пользователь
Хранилище данных
Метаданные
Слайд 30Технология OLAP (On-Line Analytical Processing – оперативная аналитическая обработка)
Методика
оперативного извлечения нужной информации из больших массивов данных и формирования
соответствующих отчетов.
Слайд 31Технологии OLAP используют многомерные кубы – специально структурированные данные (иначе
называемые OLAP-кубами).
В структуре данных многомерного куба различают измерения и факты.
Измерения
– это категориальные атрибуты, наименования и свойства объектов, участвующих в некотором бизнес-процессе.
Факты – это данные, количественно описывающие бизнес-процесс, непрерывные по своему характеру, то есть они могут принимать бесконечное множество значений.
Слайд 32Принцип организации многомерного куба
Слайд 33Многомерный взгляд на измерения Дата, Товар и Покупатель
Слайд 34Экспертная система (ЭС) – это ИИС, предназначенная для решения слабоформализуемых задач
на основе накапливаемого в базе знаний опыта работы экспертов в
проблемной области.
Слайд 35Архитектура ЭС
Пользователь
Интеллектуальный
интерфейс
Механизм
вывода
Механизм
объяснения
База знаний
Эксперт
Инженер
знаний
Механизм
приобретений
знаний
Извлечение знаний
ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА
Слайд 37Обобщенная модель искусственного нейрона
wi. xi
…
y