Слайд 2План
1. Общая характеристика античной философии.
2. Основные этапы развития:
2.1. Архаический (досократики)
– с VII по V вв. до н.э.
2.2. Классический –
V - IV вв. до н.э.
2.3. Эллинистический – с III по II вв. до н.э.
3. Значение античной философии.
Слайд 3Общая характеристика античной философии
Античная философия — это философия древних греков
и древних римлян, охватывающая период
с VII в. до н.э.
до VI в. до н.э. Античная философия возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных
городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма,
собственно Греции — в Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки,
в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие
мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация,
здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений.
Особенности
Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в
неразрывной связи с научными знаниями - математическими, естественно-научными, с зачатками
политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII-IV вв. до н.э.
шло от мифологии и религии к науке и философии.
Возникают два основных типа философского мировоззрения — материализм («линия Демокрита»)
и идеализм («линия Платона»).
Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика.
Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии.
В широком смысле слова термин «античность» (лат. antiquus – древний) означает «древность». В узком смысле с понятием «античность» связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима.
Слайд 4Периодизация античной
философии
Слайд 5Милетская школа
Фалес Милетский
640/624 — 548/545 до н. э
У многообразия
мира существует общая основа - АРХЭ
Основа сущего – вода
Анаксимен
Источник происхождения всего
сущего
некое беспредельное, неопределенное Первоначало – воздух
начало – апейрон
Слайд 7Пифагор
570-490 гг. до н.э.
Первоначалом всего
является число – нематериальная сущность
Многообразие мира сводится к четырем
стихиям, они – к пространству, пространство – к плоскости, плоскость — к прямой, а прямая к точке, которая является единицей.
Слайд 8Элейская школа
Парменид
Зенон Элейский
Помимо Бытия нет ничего Движение не существует
апории (парадоксы)
Слайд 9Апории Зенона
Ахиллес и черепаха
Быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую
черепаху, если в начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса.
Допустим, Ахиллес
бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.
Слайд 10Апории Зенона
Дихотомия
Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути,
а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины,
и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнется.
Слайд 11Апории Зенона
Летящая стрела
Летящая стрела неподвижна, так как в каждый
момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый
момент времени, то она покоится всегда.
Слайд 12Гераклит
544 - 483 гг. до н. э.
Всё течет и ничто
не становится, изменение и движение – это единственно возможный способ
существования мироздания.
Источником вечного движения и изменения является борьба противоположностей.
Слайд 13Демокрит
460 - 370 гг. до н. э.
Учение о постоянной основе
всего сущего – атоме (частице мироздания вечной, неделимой и неизменной)
Соединение атомов приводит к рождению вещей, разъединение – к их гибели. Все предметы, таким образом, возникают и уничтожаются, а мир представляет вечное движение и изменение.
Слайд 14Софисты
Представители: старшие софисты (V в. до н.э.) — Протагор, Горгий,
Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
младшие софисты - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.
Софизм – умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.
«Человек есть мера всех вещей, существующих, как они существуют, и не существующих, как они не существуют»
Протагор Абдерский
Субъективизм
Релятивизм
Агностицизм
Скептицизм
Слайд 15Сократ
Антропоцентризм
Этический рационализм
Слайд 16Сократ
Я знаю только то, что я ничего не знаю, но
некоторые не знают и этого.
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Познай самого
себя.
Когда слово не бьет, то и палка не поможет.
Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет причину.
Знание прекрасно и способно управлять человеком, так что того, кто познал хорошее и плохое, ничего уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку.
Слайд 17Вклад Сократа в развитие философии
развернул вектор философского мышления в сторону
человека, его личности;
обратился к философскому анализу процесса человеческого познания;
разработал новый
метод познания - самопознание (майевтика, ирония, диалектика);
разработал этический рационализм (знание есть основа добродетели);
первым среди греков заговорил о том, что человек – это не только тело, но и, в первую очередь, – душа;
впервые в истории античной философии сформулировал понятие свободы;
первый в истории европейской политической мысли сформулировал концепцию договорных отношений между государством и его гражданами
Слайд 18Сократические школы
Киренская школа Киническая школа
Аристипп Диоген
Синопский
Гедонизм Аскетизм, анархизм
Слайд 19Платон
учение об идеях
теория познания
социальная философия
Слайд 20Платон
Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед.
Бедность
заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности.
В своих
бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя.
Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость.
Время – это движущееся подобие вечности.
Слайд 21Миф о пещере
знаменитая аллегория, использованная Платоном в 7 книге диалога
«Государство» для пояснения своего учения об идеях.
Слайд 22Миф о пещере
Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении
просвещённости и непросвещённости вот какому состоянию… посмотри-ка: ведь люди как
бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая — глянь-ка — невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
— Это я себе представляю.
— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа её так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
— Странный ты рисуешь образ и странных узников!
— Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, своё ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную перед ними стену пещеры?
— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
— А предметы, которые проносят там, за стеной; Не то же ли самое происходит и с ними?
— То есть?
— Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
— Непременно так.
Слайд 23Вклад Платона в развитие философии
является первым в Европе философом, заложившим
основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде (бытием
в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности – идеи, или эйдосы).
в области эпистемологии (теории познания) разработал учение о припоминании: основной целью познания есть припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.
разработал теорию государства: только государство, построенное на принципах разделения труда, строгой иерархии и строжайшего соблюдения законов служит цели совершенствования человека, его продвижению на пути к высшему благу.
Слайд 24Аристотель
учение о бытии: дуализм формы и материи
теория познания
социально-политические взгляды
Слайд 25Аристотель
Платон мне друг, но истина дороже
Добро для человека -
это активное использование способностей его души в соответствии с высоким
достоинством или добродетелью.
Познание начинается с удивления.
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
Человек вне общества - или бог, или зверь.
Слайд 26Вклад Аристотеля в развитие философии
был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему
философии, охватившую все сферы человеческого развития.
создал учение о причинах и
первоначалах всего сущего
детально разработал теорию познания. Предмет познания – бытие. Знание начинается с ощущений. Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.
впервые систематизировал философские категории.
является основоположником логики.
создал учение о добродетелях, ввел термин «этика».
всесторонне разработал теорию государства, проанализировал формы государственного правления.
Слайд 27Эллинистическая философия
На первый план выходит антропологическая проблематика
Главный вопрос– как быть
счастливым, как обрести внутри себя уверенность и благо, когда во
внешнем мире их найти уже невозможно.
Счастье – эвдемония, поэтому философия эллинизма - эвдемонистическая (ищущая счастье)
Три основные школы
Эпикурейцы
Стоики
Скептики
Слайд 28
Скептики
скептицизм – это сомнение, а его представители – скептики
– сомневающиеся во всем философы
Пиррон:
природа вещей непознаваема
все суждения о вещах,
как утвердительные, так и отрицательные являются и истинными, и ложными одновременно
ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе все одинаково
от суждений следует отказаться
счастье – в атараксии(спокойствии души)
Слайд 29Эпикурейцы
Главная цель философии – научить человека счастливой жизни, ибо всё
остальное несущественно.
Чтобы достичь счастья, нужно избавиться от страхов:
страха перед
богами
Существо блаженное и бессмертное ни само забот не имеет, ни другим не доставляет, а поэтому не подвержено ни гневу, ни благоволению.
страха смерти
Смерть для нас ничто: что разложилось, то нечувствительно, а что нечувствительно, то для нас ничто.
страха перед судьбой
Счастье – не в вещах, а в нашем отношении к ним. Источник счастья нужно искать в себе.
Эпикур развил атомистическое учение Демокрита
Слайд 30Эпикурейцы
Тит Лукреций Кар
Философская поэма «О природе вещей»
свобода воли человека
отсутствие
влияния богов на жизнь людей (не отвергая существование богов)
цель жизни
человека – атараксия (душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность )
отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования.
Слайд 31Стоики
Основоположник – Зенон Китийский, яркий представитель - Сенека
Логос – закон
необходимости, провидение – проникает через всю материю и образует вещи
Знание – добродетель (знающий человек всегда добродетельный)
путь к блаженству в беспристрастии
счастье заключается в полном безразличии к жестоким превратностям судьбы
«Знающего судьба ведет, незнающего – тащит»
Слайд 32Значение античной философии
Внимание философов было перенесено от изучения природы, космоса
к изучению человека
Возникли и получили глубокое развитие логика, этика и
эстетика
Философы приступили к разработке программ лучшего общественного и государственного устройства
Значительно обогатился и расширился философский язык
Античная философия послужила фундаментом
для дальнейшего развития всемирной философии