Слайд 1Античная философия
VI в. до н.э. – VI в. н.э.
Слайд 2ПЛАН
Общая характеристика и значение античной философии
Периодизация
Источники
Ранняя греческая философия
Некоторые особенности
ионийцы
и италийцы
Милетская школа
Пифагор и пифагорейцы
элеаты
Гераклит
Анаксагор и Эмпедокл
атомисты
Слайд 3ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Термин «Античная философия» обозначает классическую философскую традицию Древней Греции и
Рима.
Слайд 4историческое и культурное значение
Античная философия была исторически первой формой
теоретического знания, создав основу для развития последующей европейской рационалистической традиции,
к которой принадлежит и отечественная философская и культурная традиция.
Слайд 5Значение философской традиции
уже в античности мы видим постановку большинства проблем,
которые станут предметом рефлексии на протяжении последующих веков и не
утратят актуальности вплоть до настоящего времени
Слайд 6Ареал античной философии
Географически распространение античной философии совпадает с ареалом существования
государств средиземноморского бассейна.
Слайд 7
периодизация
античной философии
Слайд 8периодизация античной философии
Условно принятая дата начала античной философии – 585
г. до н.э., а первым античным философом считается Фалес из
Милета.
Слайд 9периодизация античной философии
Концом античной философии принято считать 529 г. н.э.,
когда эдиктом христианского византийского императора Юстиниана была закрыта языческая Платоновская
Академия в Афинах.
Слайд 10ранняя греческая философия (досократовский период)
6-5 вв. до н.э.
Основные философские
регионы: Иония (западное побережье Малой Азии), Сицилия, Южная Италия, Центральная
Греция (Аттика).
Наиболее известные философы данного периода: в 6 веке Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, в 5 веке – Парменид, Зенон, Мелисс, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит.
Слайд 11эллинское Просвещение
(2-я пол. 5 в. до н.э.)
С этого времени
основным философским центром Греции становятся Афины.
Философы: софисты и Сократ
Слайд 12Классический период
(4 в. до н.э.)
Философы: Платон, Аристотель
Слайд 13Эллинистическая философия
(после 322 г. до н.э. – сер. 1-го
в. до н.э.)
Главные философские центры: Афины и Александрия.
Возникают философские школы:
стоическая, эпикурейская, скептическая
для периода 4-1 вв. до н.э. школа означало совпадение трех понятий: идейного течения, места преподавания и постоянно действующего учреждения с определенным образом жизни его членов
Слайд 14Философия на рубеже тысячелетий (сер. 1 в. до н.э. –
3 в н.э.)
Главные философские центры: Александрия, Рим, Афины, Пергам.
Основным содержанием
философии данного периода стало возрождение учений Платона, Аристотеля, Пифагора.
Слайд 15позднеантичная философия
(2-я пол. 3-го в. н.э. – 6 в.
н.э.)
возникновение и развитие неоплатонизма
Основные философские центры позднего периода также связаны
с деятельностью школ неоплатонизма: Рим, Апамея, Пергам, Александрия, Афины.
Наиболее крупные философы-неоплатоники: Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл, Дамаский, Симпликий.
Слайд 16Источники
античной философии
Письменные произведения, написанные философом – основной источник изучения
его творчества.
Слайд 17Источники
античной философии
В отношении античной философии существует ряд трудностей касательно
источников.
Не все философы писали
Существовала устная традиция философствования, связанная с деятельностью
школ, например лекционные курсы
периода 4-1 вв. до н.э. можно назвать эпохой диалогов, и только позднее появляется особый жанр философский произведений – письменные комментарии к сочинениям авторитетных авторов древности (Платона, Аристотеля)
источники, даже записанные, дошли до нас далеко не полностью
Слайд 18Источники
античной философии
В целом от Античности до нас дошла сравнительно
небольшая часть философских текстов
Слайд 19Источники
античной философии
Что сохранилось?
сочинения Платона и Аристотеля и позднеантичные комментарии
к ним, а также ряд сочинений авторов, начиная с сер.
1-го в. до н.э. и более поздних
Слайд 20Источники
античной философии
сочинения авторов более раннего периода практически до нас
не дошли, а от ранних греческих философов вообще не сохранилось
не одного сочинения в целостном виде
Слайд 21Источники
античной философии
Как же ученым удается реконструировать философские взгляды мыслителей
античности?
Слайд 22Источники
античной философии
большие или меньшие фрагменты этих сочинений можно обнаружить,
например, в виде цитат, в произведениях более поздних авторов, которые
имели возможность читать не дошедшие до нас рукописи, а также в доксографических и биографических свидетельствах
(доксография – один из жанров античной философской литературы - систематическое изложение мнений предшествующих философов по определенным вопросам)
Слайд 23Источники
античной философии
Работа ученых заключается в том, чтобы обнаружить и
систематизировать эти фрагменты
Слайд 24Источники
античной философии
немецкий исследователь Герман Дильс проделал подобную работу в
отношении ранних греческих философов. Его труд «Фрагменты досократиков», впервые изданный
в Берлине в 1903 году и впоследствии дополненный В. Кранцем до сих пор остается основным изданием для современных исследователей.
Аналогичную работу в отношении ранних стоиков проделал фон Арним
Слайд 25Перейдем к характеристике отдельных периодов
обратим внимание, что каждый период характеризуется
рядом общих черт, связанных как с внешними причинами, так и
с развитием самой философской проблематики
Слайд 27ионийцы и италийцы
Ранняя греческая философия не была однородной по своим
мировоззренческим установкам.
Можно говорить о двух различных истоках происхождения греческой
философии.
Первый восходит к ионийцам, которые представлены Милетской школой – преемственностью трех философов из богатейшего в то время города Милета на побережье Малой Азии. Это – Фалес (624-546), Анаксимандр (610-546) и Анаксимен (585-528).
Второй – к италийцам – жителям Южной Италии, в которой в то время существовали греческие колонии – независимые дочерние города полисов основной Греции. Италийская философия представлена Пифагором (571-497) и его последователями.
Слайд 28Различие мировоззренческих установок философствования ионийцев и италийцев
Для ионийцев его
движущей силой было удивление, любопытство по отношению к природе вещей,
желание знать ради самого знания.
Для италийцев побудительной причиной было желание обожествления, побега из смертной жизни и возвращения к божественному существованию, от которого, как считалось, отпала душа.
Слайд 30Характеристика милетской школы
Милетскую школу отличал преимущественный интерес к сфере природного,
тому, что позднее стало относится к компетенции различных естественных наук
– физики, астрономии, биологии, метеорологии
(Характерны сохранившиеся названия трактатов Анаксимандра и Анаксимена – «О природе». ).
Фалес считается первым астрономом и математиком в античной традиции. Он, в частности, известен тем, что сумел предсказать солнечное затмение 585 г. до н.э.
Анаксимандр создал простейшие солнечные часы – гномон, построил модель небесной сферы – глобус, начертил географическую карту.
Анаксимен интересовался астрономическими и метеорологическими явлениями, правильно указал, что звезды более отдалены от Земли, чем Луна и Солнце.
Слайд 31Милетцы – первые натурфилософы
не следует думать, что милетцы были учеными
в современном значении этого слова более, нежели философами.
В отношении досократиков,
особенно самых ранних, такое четкое деление просто невозможно. В то время еще не произошло разграничения между собственно философией и науками о природе.
Поэтому этот первоначальный этап развития философии принято называть натурфилософией. Милетцев можно называть первыми натурфилософами.
Слайд 32Основная философская идея милетцев
Постановка проблемы
первоначала (или начала)
сущего
Слайд 33Суть проблемы первоначала
Окружающий нас мир состоит из огромного многообразия вещей,
в большей или меньшей степени отличающихся друг от друга. Но
наряду с этим многообразием, мы можем обнаружить внутреннее единство между вещами, которое проявляется, например, в том, что вещи могут взаимодействовать между собой, превращаться друг в друга. Получается, что мир одновременно многообразен и един. Как связать эти взаимоисключающие утверждения между собой?
Слайд 34
Проблема соотношения единого и многого – одна из фундаментальных философских
проблем
Слайд 35
милетцы предложили первый известный в истории европейской философии способ ее
решения.
Слайд 36
Должно существовать нечто, что, во-первых, присутствует в вещах в качестве
единообразной основы, а, во-вторых, является генетически первичным, тем, из чего
возникает все остальное.
Слайд 37
Это нечто и получило название начало
Слайд 38
Обратим внимание, что милетцы не рассматривают начало в качестве отвлеченного
философского понятия.
Слайд 39
у Фалеса началом всего является вода
Слайд 40
Казалось бы, Фалес не оригинален. Задолго до него великий греческий
поэт Гомер писал о том, что «Океан всему прародитель»
Слайд 41
Почему именно Фалеса принято считать первым античным философом?
Слайд 42Постановка проблемы, осуществленная Фалесом не просто генетическая, как у Гомера,
она имеет онтологический характер. Фалес умом усматривает недостающее понятие, без
которого наше понимание реальности является противоречивым. Именно рациональное усмотрение недостающих звеньев в картине мира и составляет существенную черту философствования.
Слайд 43
Такое сущностное основание вещей, лежащее в их основе
получило название
субстанция
Слайд 44Первоначало у Анаксимандра
Понимание первоначала получило свое развитие у Анаксимандра, который
назвал его особым термином апейрон. В переводе с греческого это
означает «беспредельное»
Слайд 45апейрон
Беспредельность апейрона означает, что начало нельзя отождествлять не с одной
из стихий, известных древним – огнем, водой, воздухом или землей.
Они сами происходят из него.
античные авторы указывали на то, что апейрон необходимо понимать вещественно.
Слайд 46Космогония Анаксимандра
та часть учения философов, в которой излагаются их взгляды
на происхождение вселенной называется
космогонией
Слайд 47Космогония Анаксимандра
Присутствие космогонических взглядов – существенная черта натурфилософии
Слайд 48Космогония Анаксимандра
Апейрон Анаксимандра не имеет начала во времени, он не
возник, то есть существует вечно. Ему присуще движение в качестве
неотделимого свойства. Но из этого начала рождаются вещи, которые со временем вновь разрушаются. Так возникает идея вечно существующего (как целое), но периодически возникающего и гибнущего мира (как реального многообразия вещей).
Слайд 49Первоначало у Анаксимена
Первоначалом у Анаксимена является воздух.
этот воздух, как и
воду у Фалеса, конечно, нельзя рассматривать как то, что мы
называем атмосферой, но скорее как выражение качественного своеобразия, присущего данной стихии (то есть воздух – это метафора).
Беспредельность апейрона рассматривается им лишь как количественная характеристика воздуха.
Воздухом, по мнению Анаксимена, является и человеческая душа. Более того, и сами боги произошли из воздуха, а не являются его создателями.
Слайд 50Гилозоизм как черта милетской философии
для милетцев характерен особый взгляд на
мир как на живое одушевленное существо, в котором боги являются
силами, а душа, как двигательное начало имеется даже у предметов неживой природы
Слайд 51Гилозоизм как черта милетской философии
Такой взгляд, приписывающий жизнь неживым предметам,
называется гилозоизмом
Слайд 52Монизм как черта милетской философии
Милетцы, в отличие от более поздних
досократиков, еще не проводили различение между началом и движущими причинами
вещей.
Такой подход, признающий единое начало сущего, называется
монизмом.
Слайд 53
Философия милетцев еще сохраняет ряд черт, присущих мифологическому мировоззрению
Слайд 54Этот мифологизм проявляется в:
Создании чисто умозрительных космогонических систем (ср. Гомер,
Гесиод)
Метафоричности понимания начала
Слайд 55Космоцентризм как философское мировоззрение досократиков
Преимущественный интерес к познанию природы и
ее законов, как мы видели, существенная черта философии досократиков. В
этом аспекте их философское мировоззрение может быть охарактеризовано как космоцентризм.
Слайд 56космос
Необходимо обратить внимание на слово «космос» в философском лексиконе досократиков.
Природа для них не просто «фюзис», хотя Аристотель и называл
милетцев физиками, имея в виду их интерес к видимой природе. Природа для них «космос». Это слово по-гречески означает «порядок, гармония». Называя природу космосом, мыслители хотели тем самым выразить чрезвычайно важную мысль: природа устроена закономерно и упорядочена, напоминая живой разумный организм.
Слайд 57Комоцентризм и пантеизм
В этом смысле природа божественна. Бог – это
и ум космоса и некоторый безличный неумолимый закон (вспомним, что
в греческой мифологии боги отнюдь не являются создателями и правителями мира, а сами подчиняются судьбе, или мойре, которая вовсе не бог судьбы, а некоторая безличная необходимость). Природа устроена закономерно. Именно в этом смысле она есть космос, а не хаос!
Мировоззрение, которое отождествляет бога и природу называется
пантеизмом.
Пантеизм – важнейшая черта философского мировоззрения не только досократиков, но и всей языческой античности.
Слайд 58Микрокосм и макрокосм
Человек рассматривается досократиками как часть природы, подчиненная тем
же самым законам, как природа в миниатюре, как маленькая вселенная
(это касается не только строения, но и самой разумности мира и человека). С этой точки зрения человек рассматривался как микрокосм (микрокосмос) сравнительно с макрокосмосмом-природой. Идея различия природного и человеческого возникнет в античности позднее.
Слайд 60Мировоззренческие установки пифагорейцев
Если для милетцев в их философии в целом
характерно, так сказать, религиозное безразличие (но не атеизм), то ранний
пифагореизм испытал сильное влияние орфической религии, появившейся в Греции в 6 веке и отличной от традиционных народных верований.
Слайд 61Орфическая религия
Одним из положений ее доктрины был рассказ о происхождении
человека из пепла титанов, уничтоженных Дионисом Загреем, богом, которому поклонялись
орфики. Таким образом, человек представляет собой смесь божественной и земной природы, а очищение и высвобождение божественного элемента является целью, к которой направлен жизненный путь орфика. Если для большинства греков того времени душа человека представлялась скорее каким-то смутным воздушным призраком, то для орфиков – бессмертным богом, заключенным в теле, и обреченным следовать кругу реинкарнации до тех пор, пока не освободиться при помощи следования орфическому кругу жизни.
Слайд 62Влияние орфизма на пифагореизм
Идея бессмертия и божественности души, ее обреченность
на цепь перевоплощений (эта идея получила в литературе название метемпсихоз)
до тех пор, пока она не освободиться от уз земного мира, была воспринята Пифагором.
Слайд 63Почему пифагореизм философия, а не религия?
Пифагор иначе, чем орфики, понимал
способ освобождения души: Божественной душу делает ум – способность знать
вечную и неизменную истину, созерцая которую, душа очищается и возвращается в богоподобное состояние.
Слайд 64Как Пифагор понимал эту истину?
Следует обратить внимание на два основных
положения
Слайд 65Как Пифагор понимал эту истину?
Чаще всего, основываясь на сообщении Аристотеля,
делают вывод о том, что Пифагор высказал мысль о том,
что «числу все вещи подобны», то есть в качестве первоначала выбрал число, поскольку все может быть выражено в числовых соотношениях.
Слайд 66Как Пифагор понимал эту истину?
Однако ряд исследователей сомневается, что Пифагору
действительно принадлежит подобная формулировка и что она вообще возможна для
досократиков.
Слайд 67Как Пифагор понимал эту истину?
Скорее нам следует обратить внимание на
другую идею Пифагора, согласно которой зарождение мира объясняется взаимодействием двух
начал – «предела» и «беспредельного». Этот своеобразный дуализм отличает космогонические взгляды Пифагора от монизма милетцев – его предшественников, хотя контекст проблематики общий. Космос «вдыхает» внутрь себя «беспредельное» (ср. апейрон Анаксимандра), некоторую бесконечную пневму (ср. воздух Анаксимена), окружающую космос. Внутри космоса она ограничивается «пределом» и кладет начало отдельным вещам.
Слайд 68Как Пифагор понимал эту истину?
Таким образом, истина у Пифагора выражается
через идею предела, то есть формы, порядка.
Слайд 69Значение пифагореизма
Фактически мы видим, как в философии зарождается идея различения
формы-предела, того, что делает вещь вещью, и материи (ср. начало
у милетцев) как беспредельного, неоформленного основания вещей.
Слайд 70Аксиологическое содержание дуализма
дуализм у пифагорейцев имеет и аксиологическое содержание. Для
них форма, порядок соотносимы с истиной, пусть и не в
числовом выражении, и являются аспектами добра. Тогда как неопределенность, присущая неоформленной материи, является аспектом зла. Становится понятно, почему тело как проявление материального рассматривается ими как низшее начало, а душа, как проявление формы, в качестве начала высшего. Подобное двойственное восприятие материи и формы, тела и души окажет серьезное влияние на последующую античную мысль.
Слайд 72элеаты
Парменид (504-501)
Зенон (464)
Мелисс
Слайд 73Новизна элейской философии
Принципиальная новизна их метода философствования состояла в том,
что в отличие от ранних натурфилософов, для которых преобладал интерес
к чувственно воспринимаемому миру, видимой вселенной, элеатов интересовал вопрос о логико-теоретическом (то есть умозрительном, рационалистическом) обосновании возможности самого чувственного мира, и прежде всего таких его кажущихся само собой разумеющимися свойств как движение и множественность.
Слайд 74Различие чувственного и логико-теоретического познания
Чувственный образ предмета всегда изменчив, в
отличие от его сущности, которая самотождественна и неизменна и усматривается
только умом
Слайд 75Парменид впервые проводит различие между знанием-умопостижением и мнением, основанном на
чувственном опыте
Слайд 76
Элеатами впервые в философии была поставлена
проблема бытия
Слайд 77Простейшая формулировка проблемы бытия
как на самом деле устроен мир, что
в нем действительно является существующим (бытием), а что нам только
кажется таковым
Слайд 78поставить вопрос об обосновании существования чего-либо, означает необходимость определить, существует
ли это нечто на самом деле, то есть объективно, независимо
от нашего чувственного восприятия, или субъективно, то есть лишь кажется нам таковым.
Слайд 79!!!
у элеатов мы обнаруживаем первые попытки дедуктивного анализа понятия бытия
и оказывается, что выводы, к которым приходит философ, отличаются от
тех, которые подсказывает нам чувственное восприятие
Слайд 80
слово бытие, обозначающее нечто, объективно существующее, происходит от глагола «быть».
А что значит быть?
Слайд 81Обыденное восприятие слова «быть» выглядит так:
Для нас очевидно, что всему
существующему в мире присущ определенный динамизм. Быть, значит существовать, существовать
как процесс, во времени, существовать изменяясь.
Слайд 82
А что показывает дедуктивный анализ?
Слайд 83Парменид вводит несколько самоочевидных положений
должно быть нечто, что есть, что
существует, и, следовательно, не может не быть (здесь быть означает
существовать). То, что соответствует самой объективной реальности.
Небытия, того, что не существует, быть не может.
Логически невозможно допустить, что нечто может быть и не быть одновременно (закон непротиворечия, лежащий в основе мышления).
Слайд 84Логические следствия из данных положений
Если нечто есть, то оно
должно обладать следующими определенными свойствами:
Оно единственно (одно), поскольку нет
небытия, то есть каких-либо промежутков в том, что существует; следовательно, оно непрерывно, неизменно, неподвижно, вечно.
Оно всегда есть, то есть нельзя сказать, что оно было (поскольку это подразумевает изменения, а если изменения, то это уже не есть) или будет (значит, изменится, то есть не является неизменным началом, сущим).
Слайд 85Получаются удивительные выводы
бытие должно быть единственным, неподвижным, неизменным.
множественность,
движение, изменчивость привносятся нашим чувственным восприятием и являются не более
чем результатом логической ошибки
Слайд 86Причина этой логической ошибки
Причина этой ошибки в том, что мы
более доверяем чувственному опыту, чем разуму, и даем наименования предметам
руководствуясь первым, что и приводит к появлению множественности
Слайд 87Казалось бы, перед нами очевидное противоречие со здравым смыслом, хотя
понятно, что здравый смысл нам часто как раз и не
может дать достоверных знаний. Всем теперь известно, что не Солнце вращается вокруг земли, а наоборот.
Слайд 88
Но в то время утверждения элеатов казались слишком уж необычными.
Слайд 89
И вот Зенон взялся показать, что допущение существования множественности приводит
к еще более абсурдным выводам.
Слайд 90Апории Зенона
Известны придуманные им для этого
апории
(по-гречески «апория» означает
затруднение) – своеобразные мысленные эксперименты.
Слайд 91«Стадий»
Движущееся тело, прежде чем преодолеть определенное расстояние, должно сначала пройти
его половину, а прежде чем достичь половины, оно должно пройти
половину половины и т.д. до бесконечности, ведь любой отрезок, как бы ни был он мал, можно делить пополам. Иными словами получается, что движущемуся телу за конечное время придется пройти бесконечное число отрезков, что делает движение невозможным.
Слайд 92«Ахилл»
Она показывает, что самый быстрый бегун никогда не догонит самого
медленного, если при старте медленный бегун стоит впереди быстрого хотя
бы немного впереди. Пусть между собой соревнуются Ахиллес и черепаха. Представим, что они начали движение одновременно. Казалось бы, что Ахиллес очень быстро догонит и перегонит черепаху. Но… Пока он преодолевал расстояние (пусть в 1 метр), разделявшее их, а ему на это потребовалось бы пусть малое, но какое-то время, черепаха за это время уползла вперед. Ахиллес снова вынужден догонять, и снова, когда он прибегает к новой точке, черепахи там уже нет. Суть в том, что отрезки, преодолеваемые здесь бегунами, предполагаются не дискретными, а состоящими из актуально бесконечного числа маленьких отрезков.
Слайд 93«Стрела»
Третья апория «Стрела» доказывает, что выпущенная из лука стрела, на
самом деле не летит, а покоится, поскольку в каждый момент
времени занимает определенный объем пространства. Получается, что движение – не более чем сумма состояний покоя.
Слайд 94Эти апории позднее были разрешены Аристотелем, но их решение было
связано с различением понятия актуальной и потенциальной бесконечности.
Слайд 95
Философия элеатов – это монизм, но монизм иного рода, чем
у милетцев.
Слайд 96
Отметим важный тезис, провозглашенный Парменидом, согласно которому:
«одно и то
же мысль о предмете и предмет мысли».
Слайд 97Это означает, что невозможно помыслить несуществующее. Бытие является условием мысли
о нем.
Слайд 98Понятно, что предметом мысли является сущность вещи, а не вещь
в ее чувственной данности, хотя бы потому, что самотождественность сущности
отвечает тем свойствам бытия, которые дедуктивно выводят элеаты.
Слайд 99Своеобразие монизма элеатов
характер монизма элеатов отличен от монизма милетцев тем,
что у последних проблема познания решается сенсуалистически (сенсуализм – это
представление, согласно которому чувственный опыт является единственным источником познания), в то время как у элеатов рационалистически
Слайд 100
Но в этом случае возникает вопрос об онтологическом статусе сущности,
то есть умопостигаемого
Слайд 101
Если сущность действительно существует, коль скоро она и является бытием,
то что она собой представляет в своей самотождественности и неизменности?
Слайд 102Для досократиков еще не было свойственно различение материального и идеального,
но оно будет проведено позднее Платоном, на которого указанный тезис
элеатов окажет большое влияние.
Слайд 103Гераклит (540-480)
Для Гераклита (540-480), в отличие от Парменида, изменчивость является
основной характеристикой бытия. Известно его знаменитое выражение: «нельзя дважды войти
в одну и ту же реку», поскольку на входящего каждый раз набегают все новые воды.
Слайд 104Космос, а не хаос
Однако не следует думать, что мир в
представлении Гераклита полностью лишен какой-либо тождественности и устойчивости, представляя собой
хаос. В том-то и дело, что нет. В постоянном течении бытия имеется особая гармония, гармония противоположностей. Первична не множественность, в которой каждая часть мыслиться изолированно, а гармония, объединяющая противоположности, совпадение противоположностей.
Слайд 105Логос
Мир управляется внутренним принципом порядка и меры, идею которого и
выражает гераклитовский Логос. Идея Логоса (само греческое слово имеет большое
количество различных значений) сыграет большую роль в дальнейшем развитии античной философии, и особенно философии средневековой.
Слайд 106Логос
С одной стороны, Логос – это космический закон, проявление разума
пантеистически понимаемой природы. А с другой, поскольку логос можно перевести
как «слово», это речь природы, обращенная к человеку (вспомним, что разум человека выражается в слове). Отдельные вещи, воспринимаемые чувственно, являются как бы словами данной книги. От человека, от того, как он обращается с этими словами, разумно или неразумно (ведь и речь умалишенного человека может представлять собой бессвязный и бессмысленный набор слов) зависит понять, или не понять природу. Правильное понимание представляет собой верное схватывание пар противоположностей, при котором они превращаются в одно. Кажущаяся множественность – результат неправильного понимания. Мы видим, что мотив у Гераклита в чем-то сходен с парменидовским.
Слайд 107Плюрализм поздних досократиков
Поздние досократики в своих натурфилософских построениях уже не
могли игнорировать аргументацию элеатов и были вынуждены постулировать множественность и
движение в своих философских системах. Для этого они пришли к идее о необходимости различения с одной стороны элементов (начал), из которых состоит природа, и движущих причин с другой. Эти философские системы получили название плюралистические.
Слайд 108
Проблема множественности бытия решалась в них различным способом
Слайд 109Эмпедокл (484-424)
Например, Эмпедокл разработал учение о четырех «корнях»-первоначалах, роль которых
он отводил – огню, воде, воздуху и земле. Новым было
то, что эти традиционные и известные ионийской натурфилософии стихии получили у Эмпедокла статус элементов, то есть несводимых, самотождественных, количественно и качественно неизменяемых субстанций. Наряду с элементами вводятся силы – «любовь» и «вражда», – которые обеспечивают взаимное соединение и отталкивание элементов, что и является причиной возникновения и уничтожения вещей. В свою очередь причиной чередования периодов преобладающего действия одной из этих сил является Ананкэ – необходимость – выражение высшего космического закона. Эмпедокл, таким образом, рассматривает происхождение вещей как результат соединения различных элементов в различных комбинациях, простого в сложное.
Слайд 110Анаксагор (500-428)
Другой плюралист – Анаксагор – высказывает иную идею. Составными
частями тел являются гомеомерии – мельчайшие частички, особенностью которых является
то, что они представляют собой качественно неделимые основания вещей. Тела приобретают своеобразие благодаря преобладанию в них тех или иных гомеомерий. Таким образом, Анаксагор считал, что сложное не сводимо к простому. Силой, которая управляет разделением и упорядочением гомеомерий является Нус – некоторый космический ум, природный закон.
Слайд 111Атомисты
Атомисты отказались от различения начал и движущих причин, а высказали
идею, согласно которой вещи состоят из атомов – мельчайших частей,
которые обладают признаками бытия: их нельзя видеть, а можно только мыслить.
У атомистов начало и движущие причины совпадают, так как движение рассматривается ими как свойство атомов. Соединение и разъединение атомов являются причинами возникновения и изменения всех существующих вещей. Такой взгляд получил название механицизм.
для объяснения множественности и движения атомисты постулируют существование пустоты, разделяющей атомы, то есть небытия, категории, в свое время отвергнутой элеатами.