Слайд 2АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(VII В. ДО Н. Э.- V В. Н. Э.)
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
ПЕРИОД ДОСОКРАТИКОВ ИЛИ НАТУРФИЛОСОФОВ (VII –V
ВВ. ДО Н.Э.)
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н. Э)
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(IV В. ДО Н.Э. –V В . Н.Э.)
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
НАТУРФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
КОСМОЦЕНТРИЗМ
(МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ
ЯДРО)
В ЦЕНТРЕ КОСМОС (макрокосмос), А ЧЕЛОВЕК - ЧАСТЬ КОСМОСА (микрокосмос)
Слайд 5ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ПЕРИОДА ДОСОКРАТИКОВ ИЛИ НАТУРФИЛОСОФОВ
Слайд 61. МИЛЕТСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА
(VII – V ВВ. ДО Н.Э.)
Фалес
(ок. 640-562)
Анаксимандр
(ок.
610 - ок. 540)
Анаксимен
(ок. 588 - 525)
Слайд 7Милетская школа
Проблема первоначала (архе)
Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
Вода
Апейрон
Воздух
Слайд 10АПЕЙРОН
Апейрон (греч.) –
термин древнегреческой философии,
обозначающий бесконечное (беспредельное)
и/или неопределённое.
Слайд 11
Анаксимандр предположил схему строения вечного двигателя:
Слайд 12Анаксимен
Воздух как первоначало
Анаксимен полагал, что начало –
бесконечный воздух, из
которого
рождается то, что есть, что было и что
будет…
Слайд 13
ДОСТИЖЕНИЯ МИЛЕТСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ШКОЛЫ
МАТЕРИАЛИЗМ
ТЕЧЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ, В КОТОРОМ В КАЧЕСТВЕ ПЕРВОНАЧАЛА БЫТИЯ
ПРИЗНАЕТСЯ МАТЕРИЯ ИЛИ ПРИРОДА
МОНИЗМ
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ, В КОТОРОМ ПРИЗНАЕТСЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ ТОЛЬКО ОДНОГО ПЕРВОНАЧАЛА БЫТИЯ
Слайд 142. ЭЛЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА (V- III ВВ. ДО Н.Э)
Зенон
(ок. 490
- 430)
Ксенофан
(ок. 565-473 до н. э.)
Слайд 152. ЭЛЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА (V- III ВВ. ДО Н.Э)
КСЕНОФАН –
МАТЕРИАЛИСТ (ЗЕМЛЯ), ОСНОВОПОЛОЖНИК МЕТАФИЗИКИ
ПАРМЕНИД – ИДЕАЛИСТ, ТЕОРЕТИК МЕТАФИЗИКИ.
ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ –
ИДЕАЛИСТ, МЕТАФИЗИК, СОЗДАТЕЛЬ АПОРИЙ.
Слайд 16
Парменид
Мир как единое, вечное и неизменное бытие:
Бытие есть, небытия нет
Бытие
едино и неделимо
Бытие вечно и неизменно
Небытие немыслимо
Слайд 17Апории Зенона -
обоснование элейской онтологии
Апории места (немыслимость пустоты)
Апории множества (немыслимость
множества)
Апории движения (немыслимость движения)
«Ахилл и черепаха»
«Дихотомия» (деление на
два)
«Стрела»
«Стадион»
Слайд 18ДОСТИЖЕНИЯ ЭЛЕЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ШКОЛЫ
ИДЕАЛИЗМ - ТЕЧЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ, В КОТОРОМ
В КАЧЕСТВЕ ПЕРВОНАЧАЛА БЫТИЯ ПРИЗНАЕТСЯ НЕКАЯ ИДЕАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ (БОГ, АБСОЛЮТ,
ИДЕЯ, МИРОВОЙ ДУХ).
БЫТИЕ – ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВСЕГО ОБЪЕКТИВНО СУЩЕСТВУЮЩЕГО МИРА.
АПОРИИ – НЕРАЗРЕШИМЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПАРАДОКСЫ, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ НЕВОЗМОЖНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ.
Слайд 193. ШКОЛА ПИФАГОРА
(V-IV ВВ. ДО Н.Э)
Пифагор Самосский
(570—490 гг.
до н. э.) — древнегреческий философ, математик, создатель философской школы пифагорейцев.
Слайд 203. ШКОЛА ПИФАГОРА
(V-IV ВВ. ДО Н.Э)
ПИФАГОР – ИДЕАЛИСТ, МОНИСТ.
ПЕРВОНАЧАЛО БЫТИЯ – ЧИСЛО
ВСЕ МОЖНО
СВЕСТИ К ЧИСЛУ И
ИЗМЕРИТЬ С ПОМОЩЬЮ ЧИСЛА
«ЧИСЛУ ВСЕ ВЕЩИ ПОДОБНЫ»
Слайд 214. ЭФЕССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА (V-IV ВВ. ДО Н.Э.)
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ («ПЛАЧУЩИЙ»,
«ТЕМНЫЙ») – МАТЕРИАЛИСТ, МОНИСТ: ПЕРВОНАЧАЛО БЫТИЯ –
ОГОНЬ (ЛОГОС).
ОСНОВОПОЛОЖНИК
СТИХИЙНОЙ ДИАЛЕКТИКИ:
«ВСЕ ТЕЧЕТ»; «НЕЛЬЗЯ ДВАЖДЫ ВОЙТИ В ОДНУ И ТУ ЖЕ РЕКУ».
Слайд 22Гераклит
Мир как вечное становление
Первоначало по природе своей изменчиво: стихия
мира – огонь.
Мир вечен, но изменчив: в нём всё течёт,
всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды.
Всё возникает через борьбу противоположностей.
Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу.
Гераклит
(ок. 540 - 480)
Слайд 235. ШКОЛА ЭМПЕДОКЛА
(IV-III ВВ. ДО Н.Э.)
ЭМПЕДОКЛ – ПЛЮРАЛИСТ:
4 МАТЕР. СТИХИИ (ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ, ОГОНЬ)
+ 2
ИДЕАЛЬНЫХ ПЕРВОНАЧАЛА (ЛЮБОВЬ И
ВРАЖДА).
ПЛЮРАЛИЗМ – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ,
В КОТОРОМ ПРИЗНАЕТСЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ
БОЛЬШЕ ДВУХ ПЕРВОНАЧАЛ БЫТИЯ.
Слайд 246. ШКОЛА АНАКСАГОРА
(IV-III ВВ. ДО Н.Э.)
АНАКСАГОР –
ИДЕАЛИСТ:
ПЕРВОНАЧАЛО БЫТИЯ -ГОМЕОМЕРИИ – «СЕМЕНА ВСЕХ ВЕЩЕЙ» («ВСЕ ЕСТЬ
ВО ВСЕМ»)
ДВИЖУЩАЯ СИЛА – НУС (МИРОВОЙ УМ)
Слайд 257. АТОМИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА (IV-III ВВ. ДО Н.Э.)
ЛЕВКИПП
ДЕМОКРИТ («СМЕЮЩИЙСЯ»)
МАТЕРИАЛИСТ
АТОМЫ И ПУСТОТА,
ОСНОВОПОЛОЖНИК
МЕХАНИСТИЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛИЗМА
Слайд 26
II. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (V-IV ВВ. ДО Н. Э.)
ШКОЛА
СОФИСТОВ
СОКРАТ
ПЛАТОН
АРИСТОТЕЛЬ
Слайд 27ШКОЛА СОФИСТОВ ИЛИ УЧИТЕЛЕЙ МУДРОСТИ
ПРОТАГОР
ГОРГИЙ
ГИППИЙ
АНТИФОНТ
ФРАЗИМАХ
КРИТИЙ
ПРОДИК
«ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ»
(проблема человека)
обучали свободных граждан знаниям и риторике;
подчёркивали относительный характер
истинности знания;
разрабатывали диалектику как умение вести спор, беседу.
Слайд 28Сократ (470-399 гг. до н.э.)
ОСНОВОПОЛОЖНИК ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
ОСНОВОПОЛОЖНИК
МАЙЕВТИКИ.
ГЛАВНАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ – ЗНАНИЕ
(ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ).
«Я ЗНАЮ, ЧТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ»,
«ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ».
Слайд 29ПЛАТОН (АРИСТОКЛ)
(427-347 гг. до н.э.)
Слайд 30ПЛАТОН
родоначальник объективного идеализма;
писал философские тексты в форме диалогов (34
ДИАЛОГА);
истинное бытие понимал как вечный «мир идей» (эйдосов), а
изменчивое, преходящее бытие как «мир вещей», который есть слабая тень «мира идей».
Слайд 31ПЛАТОН
Разрабатывал теорию идеального государства, в котором власть должна принадлежать философам-мудрецам;
Разрабатывал учение о добродетелях, а также учение о душе и
теорию познания как «припоминания» забытых душой знаний;
Основал школу для своих учеников – Академию.
Слайд 32АРИСТОТЕЛЬ
Аристотель
(384-322 ДО Н. Э.)
Слайд 33АРИСТОТЕЛЬ
ЭНЦИКЛОПЕДИСТ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
ДУАЛИСТ: МАТЕРИЯ И ФОРМА.
ВВЕЛ ПОНЯТИЕ «КАТЕГОРИЯ».
УЧИТЕЛЬ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО.
ОСНОВАЛ
ШКОЛУ – ЛИКЕЙ (ЛИЦЕЙ), УЧЕНИКИ АРИСТОТЕЛЯ – ПЕРИПАТЕТИКИ.
ОСНОВОПОЛОЖНИК ЛОГИКИ
КАК НАУКИ.
Слайд 34АРИСТОТЕЛЬ
Главные разделы философской системы:
метафизика - учение о первоосновах всего
сущего;
физика - учение о природе и естественных науках;
этика
- учение о добродетелях;
политика - учение об обществе, собственности, государстве;
логика - разработка законов правильного мышления.
Слайд 35АРИСТОТЕЛЬ
«ПЛАТОН МНЕ ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕ»
Критик теорий Платона.
«ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
ЖИВОТНОЕ»
Слайд 36ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ
- «Метафизика»
- «О душе»
- «Органон»
- «Физика»
- «Никомахова этика»
-
«Политика», «Афинская полития»
- «Поэтика»
- «Риторика».
Слайд 37III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(IV В. ДО Н.Э – V В.
Н.Э.)
КИНИКИ
СКЕПТИКИ
СТОИКИ
ЭПИКУРЕЙЦЫ
НЕОПЛАТОНИКИ
Слайд 38КИНИКИ (IV- III ВВ. ДО Н.Э.)
АНТИСФЕН
ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (жил в бочке)
этические
проблемы;
идеал – автаркия (автономия нравственной жизни, самодостаточность) и апатия
- безразличие к социальной жизни;
пропагандировали космополитизм («Без общины, без дома, без отечества»).
Слайд 39СКЕПТИКИ
(II В. ДО Н.Э. – II В. Н.Э. )
ПИРРОН
СЕКСТ
ЭМПИРИК
отказ от познания истины;
принцип эпохэ – воздержание от окончательных
суждений;
отказ от принятия решений делает человека счастливым.
Слайд 40СТОИКИ (III В. ДО Н.Э. – II В. Н.Э.)
ЗЕНОН
СЕНЕКА
МАРК АВРЕЛИЙ
ЭПИКТЕТ
ГЛАВНАЯ
ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – СЧАСТЬЕ.
ВАЖНО ЖИТЬ В СООТВЕТСТВИИ С РАЗУМОМ
И ДОБРОДЕТЕЛЯМИ.
АВТАРКИЯ –САМОДОСТАТОЧНОСТЬ.
АПАТИЯ – БЕССТРАСТИЕ, СВОБОДА ОТ СТРАСТЕЙ И ЭМОЦИЙ.
Слайд 41ЭПИКУРЕЙЦЫ (II В. ДО Н.Э.)
ЭПИКУР
«Проживи
незаметно»
ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР
основной принцип – гедонизм
(стремление к получению наслаждений);
нравственный идеал - умеренность во всем
и АТАРАКСИЯ – спокойствие духа.
высшее счастье – духовное наслаждение.
ШКОЛА «САД ЭПИКУРА» В АФИНАХ.
Слайд 42НЕОПЛАТОНИКИ (III – V В. Н.Э.)
ПЛОТИН
ПРОКЛ
мистицизм;
«мир идей» Платона трансформирует-ся в
божественный принцип – абсолютное бытие.
Слайд 43ДОСТИЖЕНИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ.
ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА.
АТОМИСТИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ.
ПЕРЕХОД ОТ
НАТУРФИЛОСОФИИ К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМЕ ВСЕЙ ФИЛОСОФИИ.