Слайд 1АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Лекция №2
Кулемин М.И.
Слайд 2Темы презентаций
Бытие и небытие. Понятие субстанции и проблема существования мира.
Материальное
бытие. Атрибуты материи. Категории материи.
Проблема идеального. Виды идеального. Сознание: сущность
и происхождение.
Проблема познаваемости мира.
Понятие истины. Основные концепции истины.
Чувственное и рациональное познание.
Сущность человека: основные концепции.
Основные проблемы человеческого существования.
Слайд 3Предпосылки формирования философии в Древней Греции
Трансформация Древней Греции из аграрной
страны в центр ремесленной индустрии и торговли.
Формирование гражданской общины,
в которой родственные связи стали заменяться соседскими и политическими. Частная собственность, личная инициатива разрушали традиционные формы быта.
Концентрирование власти в руках земельной и денежной знати.
Политическая свобода греков. Создание свободных политиче- ских институтов.
Деревенский образ жизни сменяется городским (заключение коммерческих сделок на агоре, словопрения в народных собраниях, атлетические состязания и т.д.)
Расцвет греческой культуры. Развитие поэзии, архитектуры, скульптуры, живописи, театра и т.д.
Слайд 4Рафаэль Санти «Афинская школа»
Слайд 5Периодизация античной философии
Первый этап (от формирования греческого философского мышления до
перелома V–IV вв. до н.э.) – досократовский (натурфилософский). Основное внимание
натурфилософы уделяли космогонии и космологии, поиску архэ.
Предфилософия: Гомер, Гесиод, Орфей;
Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
Пифагорейцы: Пифагор, Алкмеон, Филолай
Элеаты: Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский
Атомисты: Демокрит, Левкипп
Софисты: Горгий, Протагор, Гиппий
Вне школ: Гераклит, Эмпедокл
Слайд 6Периодизация античной философии
Второй этап (пол. V и IV в. до
н. э.) – классический. Начинается с имени Сократа, который первым
обратился от натурфилософских вопросов к проблемам этики. Характеризуется влиянием и деятельностью Платона и Аристотеля, которые сформулировали основные философские проблемы и создали наиболее значительные философские системы.
Философские школы: платоники, мегарская школа, киники, киренаики, перипатетики.
Слайд 7Периодизация античной философии
Третий этап (к. IV–II в. до н. э.)
– эллинистический. Характеризуется этической направленностью и адаптацией восточных религиозных учений.
Философские школы: скептики, эпикурейцы, стоики, киники, перипатетики
Слайд 8Периодизация античной философии
Четвертый этап (I в. до н.э. – V–VI
вв. н.э.) – Римская и позднеантичная философия. В литературе приводятся
две относительно точные даты: 476 г. – упадок Западно-Римской империи или 529 г. – закрытие философских школ в Афинах. В этот период (I–II вв. н.э.) формируются начала христианской философии.
Философские школы: неопифагореизм, неоплатонизм, скептицизм, ранняя христианская философия.
Слайд 9Милетская школа
Поиск архэ (первоосновы, первовещества) – материальной основы
Слайд 10Пифагорейцы
«Все есть число» – идеалистическое объяснение действительности
Пифагор
Слайд 11Парменид
Открытие бытия
Реально существует только то, что мыслимо, то не-бытие нельзя
познать, а значит оно не существует.
Сущее (бытие) является неподвижным
Если все,
что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, то оно не может двигаться.
Разделение познания на чувственное и рациональное
Слайд 12Зенон Элейский
Бытие вечно и неподвижно
Движение это сумма состояний покоя
Движение воспринимается
только чувственно, разумом познать его невозможно
Апории : Ахиллес и черепаха,
Дихотомия, Стрела, Стадион
Слайд 13Ахиллес и черепаха
Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем
черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов.
За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.
Слайд 14Дихотомия
Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а
чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и
так до бесконечности.
Слайд 15Стрела
Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное
себе положение, то есть покоится; поскольку она покоится в каждый
момент времени, то она покоится во все моменты времени, то есть не существует момента времени, в котором стрела совершает движение.
Слайд 16Метафизика
учение о неизменных, раз навсегда данных и недоступных опыту началах
мира, рассматривающее явления вне их взаимных связей, вне движения и
развития
Слайд 17Гераклит Эфесский
Основой всего является огонь
Огонь – символ динамики развития, постепенности
изменений – мир «возникает из огня и опять сгорает в
определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе».
«Все течет». В одну реку нельзя войти дважды.
Слайд 18Диалектика
Учение о вечном становлении и изменчивости бытия.
Слайд 19Демокрит
Бытие состоит из множества неделимых частиц – атомов.
Атомы находятся в
пустоте (не-бытие), поэтому допускается возможность их движения.
Развитие в мире
детерминировано механистическим движением атомов.
Познание сущности атомов возможно только с помощью разума.
Чувства играют незаменимую роль в процессе познания, но они способны воспринимать только то, что создано путем соединения атомов.
Слайд 20Эмпедокл и Анасагор
Учение о корнях вещей
Слайд 21Софисты
Горгий, Протагор, Продикт
Основания всех явлений скрыты в материи
Материи может быть
всем, чем она видится каждому
Протагор: «человек есть мера всех вещей,
существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют»
Истина и мораль субъективны
Сенсуализм – познание возможно только с помощью чувств.
Слайд 22Софизмы
«Все, находящие эту женщину невиновной, должны быть против наказания её;
вы — против наказания её, значит, вы находите её невиновной»
«Закон Моисеев
запрещал воровство, закон Моисеев потерял свою силу, следовательно, воровство не запрещено»
«Что ты не терял, то имеешь. Ты не терял рога? Значит у тебя есть рога!»
«Полупустое есть тоже что и полуполное. Если равны половины, то и целые части равны. Значит пустое и полное равны».
Слайд 23Сократ
Майевтика – способ извлекать знание с помощью наводящих вопросов.
Главное в
жизни «познание самого себя». Истина в человеке. Истина абсолютна.
Слайд 24Платон
Школа - «Академия»
Труды – «Диалоги»
«Теория анамнезиса» - припоминания – познание
Мир
идей (эйдосов) и мир вещей. Вещь это отражение своей идеи.
Объективный
идеализм
Слайд 26Аристотель
Школа – «Ликей»
Создал систему наук
Вещь состоит из формы, материи, действия,
цели. Форма внутренне присуща материи
Основатель философского рационализма
Слайд 27Аристотель
Истина – это соответствие мысли о предмете самому предмету
Основание логики
как науки
Правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия)
формы правления
Сочинения: «Органон», «О природе», «Метафизика», «Никомахова этика», «Политика», «Афинская полития», «Риторика», «Поэтика».
Слайд 28Киники
Идеальная жизнь – простая жизнь, отвечающая природе, ограниченная в потребностях
Идеал
внутренней свободы, презрение к богатству.
Равноправие и космополитизм
Слайд 29Скептики
Сомнение в существовании критерия истины
Постижение объективного знания о мире невозможно
Правильная
линия философа – воздержание от суждений и молчание
Слайд 30Эпикурейцы
Счастье – это избегание страданий и достижение духовного удовольствия (эвдомония)
Свобода
человека от религии и государства и свобода выбора
Добродетель – средство
достижение удовольствия
Слайд 31Стоики
Сенека, Цицерон, Марк Аврелий
Все создано Природой и Логосом («мировая душа»,
«бог»)
Цель жизни человека – освобождение от влияния внешнего мира
Все что
происходит с человеком в жизни зависит только от самого человека