Слайд 1Философия войны в романе «Война и мир»
Выполнили ученицы 10 «Д»
класса: Асланова Э., Жумаева Д., Исхакова Г., Попова М.
Война не
любезность, а самое гадкое дело в жизни...
Л.Н. Толстой
Слайд 2Смысл названия романа
Война
кровопролитные битвы, сражения
непонимание, вражда,
разъединение людей
«люди войны»
Мир
жизнь народа без войны
та «общность,
то единение, к которому должны стремиться люди»
«люди мира»
Слайд 3В центре романа Л.Н. Толстого «Война и мир» находится изображение
Отечественной войны 1812 года, Толстой изображает войну как писатель-реалист: в
тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира - труд и счастье, свободное, естественное и потому радостное проявление личности, а содержание и потребность войны - разобщение людей, разрушение, смерть и горе.
1812
Слайд 4Написание романа “Война и мир” связано с событиями, происходящими в
России. В романе участвует более пятисот героев. Он изображает каждого
человека, и все они рисуются по-разному. Одни герои нравятся нам, других мы ненавидим. Мы, читая роман “Война и мир”, живем вместе с ними, слышим их голоса, узнаем их мир. Этот роман называется романом-эпопеей, который раскрывает и показывает нам события из истории страны. Главная мысль романа — мысль народная. И эта мысль живет в каждом образе. Духовная красота любимых героев Толстого проявляется в мечтах о деятельности, которая полезна для всего народа. Они ищут на своем пути правду и добро.
Слайд 5 По мнению Льва Николаевича, "война – это забава праздных и
легкомысленных людей", а сам роман "Война и мир" – это
антивоенное произведение, в котором еще раз подчеркивается бессмысленность жестокости войны, несущий смерть и человеческие страдания. Свою точку зрения писатель раскрывает в романе разными приемами, например, через мысли любимых героев.
Слайд 6Система образов
«люди войны»
Курагин
Наполеон
Александр I
«люди мира»
Кутузов
Ростовы
Болконские
Безуховы
Оправдывают вражду,
эгоизм,
преступную аморальность
Ненавидят войну, ложь, лицемерие,
эгоизм, которые разъединяют людей
Слайд 7война
Герои романа о войне
Княжна Марья :«Народное страдание».
Николай Ростов :
«Русские должны умирать или побеждать»
Илья Андреевич Ростов : «Кукольные комедии»
Лиза:«Одиночество»
Слайд 8Толстой говорил, что только собственный взгляд на историю, позволил ему
«осветить под новым и, как кажется, верным углом некоторые исторические
события». Философские рассуждения в его романе- не дополнительный привесок к художественным картинам, а естественный, напрашивающийся сам собою вывод из них. «Если бы не было этих рассуждений, не было бы и описаний», - заметил Толстой в одном из набросков эпилога. Он очень дорожил тем разрядом своих читателей, которые «между строками, не рассуждая» прочтут все то, что он писал в рассуждениях. Но сами эти рассуждения называл «нераздельной частью» своего миросозерцания и возмущался критиками, которые пренебрежительно отзывались об этой стороне романа.
Слайд 9В последующее время философско-историческая часть «Войны и мира» также вызывала
разноречивые, в том числе и резко критические суждения. Ныне совместными
усилиями нескольких исследователей - Н. Гусева, А. Сабурова, А. Скафтымова, Н. Арденса (Апостолова), В. Асмуса, С. Бочарова, Е. Купреяновой - этот важный и сложный вопрос достаточно прояснен. Показано, что «последнее слово философии истории Толстого - не фатализм, не детерминизм, не исторический агностицизм, хотя формально все эти точки зрения у Толстого налицо и даже бросаются в глаза. Последнее слово философии истории Толстого - народ».
Слайд 10Толстой остановился в недоумении перед осознанием законов, которые определяют «стихийно-роевую»
жизнь народа. Согласно его взгляду, участник исторического события не может
знать ни смысла и значения, ни – тем более – результата совершаемых действий, В силу этого никто не может разумно руководить историческими событиями, а должен подчиняться стихийному, неразумному ходу их, как подчинялись древние фатуму.
Слайд 11Однако внутренний, объективный смысл изображенного в «Войне и мире» вплотную
подводил к осознанию этих закономерностей. Кроме того, в объяснении конкретных
исторических явлений сам Толстой очень близко подходил к определению действительных сил, руководивших событиями. Так, исход войны 1812 года был определен, с его точки зрения, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а «дубиной народной войны», действовавшей с «простотой» и «целесообразностью».
Слайд 12Толстой за каждым событием, за каждой личностью видит даль. Он
никогда не забывает о большой человеческой правде
Слайд 13Наполеон Бонапарт (1769-1821)
Блестящий полководец. По характеру независимый, вспыльчивый, настойчивый в
достижении поставленной цели. Закончил лучшую военную школу во Франции. Великая
Французская буржуазная революция открыла возможность для Наполеона проявить себя.
Он становится генералом и командующим внутренней армией. Одерживает блестящие победы в Италии, Египте, становится национальным героем.
После переворота 1799г Наполеон становится первым консулом, затем – императором. Проводит завоевательные войны по всей Европе, подчиняет множество государств. А в 1812 идет на завоевание России.
Слайд 14
Наполеон
...Пред ним
лепечут волны и бегут,
И вновь приходят, и о скалы бьют:
Как
легкие ветрилы, облака
Над морем носятся издалека.
И вот глядит неведомая тень
На тот восток, где новый брезжит день;
Там Франция!— там край ее родной
И славы след, быть может скрытый мглой;
Там, средь войны, ее неслися дни...
О! для чего так кончились они!... М.Лермонтов
Слайд 15Император Александр I
(1801-1825)
Сын Павла, любимый внук Екатерины II, вступил
на престол после дворцового переворота в 1801г., был не чужд
идеям либерализма, провел ряд реформ. Понимал, что война с Наполеоном неизбежна.
Выбрал правильную линию поведения как личность и глава государства в войне 1812 г.
Слайд 16Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813)
Был не только великим полководцем, но и
выдающимся дипломатом. Большой школой военного искусства явилось для него участие
в русско-турецких войнах под командованием Румянцева и Суворова. Участвовал во взятии Измаила. Свой талант дипломата проявил в полной мере в 1792-1794гг, когда возглавил русское посольство в Константинополе. В1805г был назначен главнокомандующим русской армией в войне третьей коалиции против Наполеона.
По настоянию русского общества Александр I назначает Кутузова главнокомандующим армией, незадолго до Бородинского сражения.
Слайд 17Н.Н.Раевский
П.И.Багратион
Генерал от кавалерии. В Бородинской битве командовал корпусом, защищавшим батарею
Раевского.
Любимый ученик и боевой соратник
Суворова и Кутузова. В Бородинской
битве
командовал 2-ой армией.
В положительном для русской армии исходе Бородинского сражения
большую роль сыграли Раевский и Багратион как талантливые
военачальники и мужественные воины.
Слайд 18Вывод: Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она
сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки,
выдвинула на передний край главную силу исторического процесса – народ. Все события и все герои романа даны в отношении к войне 1812 года. Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Народ в романе Толстого – это не только социальная, но и нравственная категория. Народ, по мнению Толстого, - это все лучшее, что есть в русской нации.