Разделы презентаций


Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Содержание

2006-2007:внедрение практики антикоррупционной экспертизы законопроектов и иных нормативных правовых актов;2008: корректировка нормативно-правовой базы с учетом анализа накопленного опыта проведения реформы. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годахОптимизация

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Слайд 22006-2007:
внедрение практики антикоррупционной экспертизы законопроектов и иных нормативных правовых актов;
2008:


корректировка нормативно-правовой базы с учетом анализа накопленного опыта проведения реформы.


Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах

Оптимизация функционирования органов
исполнительной власти и
введение механизмов противодействия коррупции
в сферах деятельности органов исполнительной власти;

2006-2007:внедрение практики антикоррупционной экспертизы законопроектов и иных нормативных правовых актов;2008: корректировка нормативно-правовой базы с учетом анализа накопленного

Слайд 3ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ"
Меры по профилактике коррупции
антикоррупционная экспертиза правовых актов

и их проектов;

ФЗ

Слайд 4Национальная стратегия противодействия коррупции

совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных

правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее

результативности;

Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460

Направления реализации стратегии:

Национальная стратегия противодействия коррупции совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

Слайд 5Федеральный закон от 17 июля 2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе

нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
Антикоррупционная экспертиза проводится:
прокуратурой

РФ
федеральным органом исполнительной власти в области юстиции
органами, организациями, их должностными лицами при проведении правовой экспертизы и мониторинге применения*

*в случае обнаружения коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры

Федеральный закон от 17 июля 2009 г.

Слайд 6Федеральный закон от 17 июля 2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе

нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
Прокуроры в ходе

осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Федеральный закон от 17 июля 2009 г.

Слайд 7Федеральный закон от 17 июля 2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе

нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
Федеральный орган исполнительной

власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:
проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 17 июля 2009 г.

Слайд 8Федеральный закон от 17 июля 2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе

нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
Антикоррупционная экспертиза нормативных

правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами власти субъектов РФ
в соответствии с Федеральным законом,
в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти субъекта РФ,
согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации,
при проведении правовой экспертизы принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) и мониторинге их применения.
Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении
Федеральный закон от 17 июля 2009 г.

Слайд 9Федеральный закон от 17 июля 2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе

нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
Основные принципы организации

антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):
обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Федеральный закон от 17 июля 2009 г.

Слайд 10Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных

правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
В целях обеспечения возможности

проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96

Слайд 11Методика анализа коррупциогенности нормативных правовых актов
Конвенция ООН против коррупции:
«Каждое

Государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных

мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней»
Методика анализа коррупциогенности нормативных правовых актовКонвенция ООН против коррупции: «Каждое Государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых

Слайд 12Завышенные требования нормы права как коррупциогенный фактор
McMullan - «раз все

законы ставят некоторую группу людей в невыгодное положение (put some

group at a disadvantage), эта группа становится потенциальным источником коррупции». (См.: McMullan A theory of corruption // The sociological review, Vol. 9 1961, p. 196)

Некоторые нормы права накладывают на индивида некие потери (издержки, обременения, ограничения), связанные с подчинением норме права.

логика

Чем выше потери, которые связаны с подчинением норме права, тем больше вероятность того, что индивид заплатит за возможность не соблюдать норму права или уменьшение потерь.

Возможны коррупциогенные нормы права - так как они накладывают на индивида потери, связанные с подчинением норме права

Завышенные требования нормы права как коррупциогенный факторMcMullan - «раз все законы ставят некоторую группу людей в невыгодное

Слайд 13Дискреционные полномочия как фактор коррупциогенности
«Дискреционные полномочия» (или административное усмотрение).

представляют собой полномочия, которые должностное лицо может осуществлять по собственному

усмотрению.
Если завышенные требования закона прямо способствуют вступлению в коррупционные отношения, то дискреционные полномочия создают питательную среду для того, чтобы проявилось коррупционное действие завышенных требований. предоставляя чиновнику возможность выбора между санкциями различной степени тяжести при отсутствии четких критериев того, когда нужно накладывать конкретную санкцию, норма права позволяет правонарушителю заплатить правоприменителю за менее тяжкую для него санкцию
Дискреционные полномочия как фактор коррупциогенности  «Дискреционные полномочия» (или административное усмотрение). представляют собой полномочия, которые должностное лицо

Слайд 14Наличие низших и высших пределов наказания – «вилок» (относительно определенных

санкций) в административном законодательстве
Возможность наложения альтернативного административного взыскания
Совпадение составов административных

правонарушений и уголовных преступлений
Наличие низших и высших пределов наказания – «вилок» (относительно определенных санкций) в административном законодательствеВозможность наложения альтернативного административного

Слайд 15Методологическая база:
Анализ коррупциогенности законодательства: Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности

законодательного акта. – Центр стратегических разработок, 2004
http://www.csr.ru/document/original_43.stm
Правила проведения экспертизы проектов

нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции Постановление Правительства РФ от 5.03.2009 № 195
Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции Постановление Правительства РФ от 5.03.2009 № 196
Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов



Методологическая база:Анализ коррупциогенности законодательства: Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта. – Центр стратегических разработок, 2004http://www.csr.ru/document/original_43.stmПравила

Слайд 16Что такое коррупциогенность?
заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным действиям

и (или) решениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных

правовых актов.
Что такое коррупциогенность?заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным действиям и (или) решениям в процессе реализации содержащих

Слайд 17Коррупциогенные факторы*
положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие

для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения

исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

*Федеральный закон от 17 июля 2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"

Коррупциогенные факторы*положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или

Слайд 18Коррупциогенность обусловливается наличием в нормативном правовом акте коррупционных факторов -

нормативно-правовых конструкций и решений, повышающих коррупционную опасность и делающих нормы

коррупциогенными.
Коррупционные факторы могут включаться в текст осознанно или непреднамеренно, отвечать правилам юридической техники и нарушать их (дефекты норм).
Коррупциогенность обусловливается наличием в нормативном правовом акте коррупционных факторов - нормативно-правовых конструкций и решений, повышающих коррупционную опасность

Слайд 19Цели анализа коррупциогенности
Выявление в нормативном правовом акте (проекте акта) коррупционных

факторов и норм (дефектов норм), создающих возможности коррупционных действий или/и

решений;
Устранение или коррекция коррупционно опасных норм;
Рекомендации по включению превентивных антикоррупционных норм. 

Цели анализа коррупциогенностиВыявление в нормативном правовом акте (проекте акта) коррупционных факторов и норм (дефектов норм), создающих возможности

Слайд 20Инструментарий методики:
Перечень типичных коррупционных факторов
Описание коррупционных факторов
Рекомендации по обнаружению коррупционных

факторов
Описание возможных коррупционных действий и последствий

Инструментарий методики:Перечень типичных коррупционных факторовОписание коррупционных факторовРекомендации по обнаружению коррупционных факторовОписание возможных коррупционных действий и последствий

Слайд 21Наиболее актуальна антикоррупционная экспертиза
контрольные,
разрешительные,
регистрационные,
юрисдикционные полномочия

+нормотворческие

полномочия

Наиболее актуальна антикоррупционная экспертиза контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия +нормотворческие полномочия

Слайд 22контрольные полномочия - полномочия, осуществляемые в целях проверки законности деятельности

(в том числе порядка деятельности) субъектов права (инспекции, ревизии, контроль,

надзор).
разрешительные полномочия - полномочия, осуществляемые в целях выдачи документов, подтверждающих специальные права на занятие определенной деятельностью (удостоверения, лицензии, аккредитации, сертификаты и т.п.) или на пользование определенными предметами (например, оружием).
Сюда же условно можно отнести полномочия, связанные со сдачей государственной собственности в аренду, с приватизацией госсобственности, а также с распределением бюджетных средств (госзакупки и проч.).
контрольные полномочия - полномочия, осуществляемые в целях проверки законности деятельности (в том числе порядка деятельности) субъектов права

Слайд 23регистрационные полномочия - полномочия, осуществляемые в целях удостоверения фактов установления,

изменения или прекращения правового статуса субъектов (налогоплательщиков, лицензиатов), а также

гражданско-правовых сделок и объектов права (недвижимости, автомобилей).
юрисдикционные полномочия - полномочия должностных лиц государственных органов, осуществляемые в целях применения мер административно-правовой ответственности (например, наложение административных штрафов).
нормотворческие полномочия - полномочия по принятию нормативных правовых актов подзаконного характера, устанавливающих правила поведения для неограниченного круга лиц.
регистрационные полномочия - полномочия, осуществляемые в целях удостоверения фактов установления, изменения или прекращения правового статуса субъектов (налогоплательщиков,

Слайд 24Федеральный закон от 17 июля 2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе

нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
Антикоррупционная экспертиза проводится:
прокуратурой

РФ
федеральным органом исполнительной власти в области юстиции
органами, организациями, их должностными лицами при проведении правовой экспертизы и мониторинге применения*

*в случае обнаружения коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры

Федеральный закон от 17 июля 2009 г.

Слайд 25ФЗ об антикоррупционной экспертизе: нерешенные проблемы
Не устанавливается обязательность выявления и

устранения всех известных типичных коррупциогенных факторов (КФ)
Устранение выявленных КФ не

всегда является обязательным
Не обязательна экспертиза действующих НПА
Не обязательно предотвращение появления новых КФ
Отсутствует ответственность за принятие НПА, содержащих КФ
ФЗ об антикоррупционной экспертизе:  нерешенные проблемыНе устанавливается обязательность выявления и устранения всех известных типичных коррупциогенных факторов

Слайд 26Коррупциогенные факторы*
факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или

органа местного самоуправления;
факторы, связанные с наличием правовых

пробелов;
факторы системного характера.
факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил
факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям

*Постановление Правительства РФ

Коррупциогенные факторы*факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;   факторы, связанные

Слайд 27Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или

возможность необоснованного применения исключений из общих правил:
широта дискреционных полномочий -

отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:широта

Слайд 28Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к

гражданам и организациям
наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для

реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям наличие завышенных требований к

Слайд 291. Широта дискреционных полномочий
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 2 февраля

2005 года №12 «Об утверждении правил рассмотрения дел о нарушениях

антимонопольного законодательства», п.2.30:
На основании решения Комиссии в соответствии со статьей 12 Закона о конкуренции выдается предписание. В предписании должны быть указаны конкретные требования, предусмотренные статьей 12 Закона о конкуренции, и разумные сроки исполнения.

Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил

1. Широта дискреционных полномочийПриказ Федеральной антимонопольной службы от 2 февраля 2005 года №12 «Об утверждении правил рассмотрения

Слайд 301. Широта дискреционных полномочий
Государственная услуга в виде денежных выплат (социальные

пособия, субсидии и другие выплаты), в виде натуральной помощи (топливо,

продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи) оказывается единовременно или в течение периода не менее трёх месяцев.
(Проект административного регламента департамента социального развития Тульской области по предоставлению государственной услуги по оказанию государственной социальной помощи, п. 22) .

1. Широта дискреционных полномочийГосударственная услуга в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты), в виде

Слайд 312. Определение компетенции по формуле «вправе»
Лицензия может быть аннулирована лицензирующим

органом в следующих случаях…
Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от

16 марта 2005 года №05-3/пз-н «Об утверждении порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг», п.6.9:
Органы службы занятости при необходимости могут оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность (ст.29 ФЗ о занятости населения в РФ)
2. Определение компетенции по формуле «вправе»Лицензия может быть аннулирована лицензирующим органом в следующих случаях…Приказ Федеральной службы по

Слайд 322. Определение компетенции по формуле «вправе»
Федеральный орган исполнительной власти в

сфере туризма вправе отозвать у туроператора свидетельство в случае...
(Проект

ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"», ст. 4.2)
2. Определение компетенции по формуле «вправе»Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма вправе отозвать у туроператора свидетельство

Слайд 333. Выборочное изменение объема прав
Закон города Москвы от 16 июня

1999 года «О ремесленной деятельности в городе Москве», статья 11

«Особенности регистрации и лицензирования деятельности субъектов ремесленничества»:
В установленном законодательством порядке органами исполнительной власти города Москвы может устанавливаться упрощенный порядок выдачи лицензий субъектам ремесленничества и льготы по уплате лицензионных сборов.
Комментарий. Реализуя названную норму, органы исполнительной власти (причем любые) вольны принимать собственные упрощенные порядки выдачи лицензий, в том числе закрепляя в них уже сложившиеся и функционирующие коррупционные схемы.
3. Выборочное изменение объема правЗакон города Москвы от 16 июня 1999 года «О ремесленной деятельности в городе

Слайд 343. Выборочное изменение объема прав*
Проектирование и строительство прямоточных систем

технического водоснабжения, как правило, не допускаются. Проектирование и строительство таких

систем разрешаются в исключительных случаях при положительном заключении государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию и государственной экологической экспертизы.
(Водный кодекс РФ 1995 года (утратил силу), ст. 105)
3. Выборочное изменение объема прав* Проектирование и строительство прямоточных систем технического водоснабжения, как правило, не допускаются. Проектирование

Слайд 354. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества
ФЗ от 21 декабря 2001 года

«О приватизации государственного и муниципального имущества», статья 22 «Продажа акций

открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг»:
Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли.
Комментарий. Указанной нормой легализуется локальное нормотворчество различных организаторов торговли, что в итоге может привести к тому, что государственные и муниципальные акции будут продаваться по различным правилам. Это создает предпосылки для проведения уполномоченными государственными служащими «конкурса» среди организаторов торговли (с целью вступления в коррупционные отношения как по поводу выбора того или иного организатора торгов, так и в последующих приватизационных сделках).
Форма отчетности фонда и требования к осуществлению отчетности устанавливаются уполномоченным федеральным органом (ст.32 ФЗ о негосударственных пенсионных фондах)

4. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчестваФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества», статья

Слайд 364. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества
Федеральные стандарты оценки утверждаются федеральным органом,

осуществляющим нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности.
(Проект Федерального закона «О внесении

изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"», абзац 4 ст. 20)
4. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчестваФедеральные стандарты оценки утверждаются федеральным органом, осуществляющим нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности. (Проект Федерального

Слайд 375. Принятие НПА органа за пределами компетенции
ФЗ от 14 апреля

1995 года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую

энергию в Российской Федерации», статья 5 «Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов»:
В области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов осуществляет в установленном порядке согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
На этом основании Федеральная служба по тарифам издала Приказ от 7 декабря 2004 года №236-э «Об утверждении порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов, превышающих предельный уровень, установленный федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов».
Комментарий. В ст.5 ФЗ говорится о совершении действий, а не осуществлении нормотворческих полномочий. Во всяком случае, в норме закона не говорится о том, что Правительство или федеральный орган исполнительной власти разрабатывают порядок совершения этих действий, они их совершают в уже установленном порядке. Таким образом, Федеральная служба по тарифам вышла за пределы своей компетенции, приняв собственный нормативный акт по данному вопросу. Здесь же стоит отметить фактор «предкоррупционного» свойства – предоставление альтернативных нормотворческих полномочий Правительству и органу исполнительной власти.

5. Принятие НПА органа за пределами компетенцииФЗ от 14 апреля 1995 года «О государственном регулировании тарифов на

Слайд 385. Принятие НПА органа за пределами компетенции
По упрощенной процедуре могут

рассматриваться все заявления (жалобы, претензии), за исключением следующих споров...
(Проект

типового регламента по досудебному обжалованию в исполнительных органах государственной власти Иркутской области, п. 4.7.6.2)
В условиях отсутствия федерального законодательства об административных процедурах эта норма принимается «сверх компетенции», на подзаконном региональном уровне
5. Принятие НПА органа за пределами компетенцииПо упрощенной процедуре могут рассматриваться все заявления (жалобы, претензии), за исключением

Слайд 396. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконного акта
Статьей 120 (ч.3)

Гражданского кодекса РФ установлено, что особенности правового положения отдельных видов

государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Закона о государственных учреждениях не существует. Имеет место законодательный пробел, который заполняется подзаконными актами и (в отличие от приведенных выше примеров принятия актов «сверх компетенции») на вполне легальной основе. Так, на основе ст.120 ГК РФ действует Приказ Министерства социальной защиты населения РФ от 5 сентября 1995 года №211 «Об утверждении примерных уставов и порядке работы с уставами подведомственных министерству предприятий и учреждений».
6. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконного актаСтатьей 120 (ч.3) Гражданского кодекса РФ установлено, что особенности правового

Слайд 407. Отсутствие или неполнота административных процедур
Аннулирование лицензии осуществляется в судебном

порядке по иску лицензирующего органа в случае обнаружения недостоверных данных

в документах, послуживших основанием для принятия решения о выдаче лицензии.
(Проект ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», подп. In. I cm. 23)

Отсутствует процедура обнаружения недостоверных данных
7. Отсутствие или неполнота административных процедурАннулирование лицензии осуществляется в судебном порядке по иску лицензирующего органа в случае

Слайд 418. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур
Научные и иные организации, ученые

и специалисты привлекаются Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения

и социального развития для проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств на основе договоров или на иных основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок оплаты работы экспертных организаций (экспертов) определяется условиями соответствующих договоров .
(Проект административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по организации проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, п. 1.5)
8. Отказ от конкурсных (аукционных) процедурНаучные и иные организации, ученые и специалисты привлекаются Федеральной службой по надзору

Слайд 421. Завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права


Основанием для начала выдачи документов является ...предоставление документа, подтверждающего уплату

государственной пошлины за предоставление лицензии.
(Проект административного регламента предоставления государственной услуги по лицензированию заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов в Томской области, п. 79)
Согласно тексту регламента, данный документ уже был предоставлен на стадии приема документов (его у заявителя просто нет).

Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям

1. Завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права Основанием для начала выдачи документов является

Слайд 431. Завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права


Основанием для отказа в принятии решения о соответствии соглашения или

согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства является недостоверность представленной хозяйствующими субъектами информации, имеющей значение для принятия решения (ст.19.1 Закона РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках).
1. Завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права Основанием для отказа в принятии решения

Слайд 442. Злоупотребление правом заявителя*
Участник размещения заказа, подавший заявку на

участие в конкурсе, вправе изменить или отозвать заявку на участие

в конкурсе в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
(ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ст. 25 ч. 9)

2. Злоупотребление правом заявителя* Участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить или отозвать

Слайд 452. Злоупотребление правом заявителя*
Для получения субсидий заемщик предоставляет в

Комитет следующие документы: а) заявление о предоставлении субсидии; б) расчет

размера субсидий по форме, устанавливаемой Комитетом, подписанный заемщиком и банком (в 2-х экземплярах) и в сроки, устанавливаемые Комитетом по согласованию с заемщиком.
Предоставление заявителю права свободного выбора сроков совершения действий, сопровождаемое отсутствием их четкой регламентации после вступления в административное правоотношение, создает возможности дискреционного поведения государственных служащих.
2. Злоупотребление правом заявителя* Для получения субсидий заемщик предоставляет в Комитет следующие документы: а) заявление о предоставлении

Слайд 463. Юридико-лингвистическая коррупциогенность
Например, в Постановлении Правительства РФ от 14

июня 2002 года №422 «Об утверждении Положения о лицензировании космической

деятельности» в качестве лицензионных требований и условий при осуществлении космической деятельности выдвинуто проведение своевременной аттестации оборудования, технологических процессов, контрольно-измерительных средств. Использованное здесь понятие «своевременности» ничем не ограничивает административное усмотрение.
3. Юридико-лингвистическая коррупциогенность Например, в Постановлении Правительства РФ от 14 июня 2002 года №422 «Об утверждении Положения

Слайд 473. Юридико-лингвистическая коррупциогенность
Образовательному учреждению выдается лицензия на основе заключения

экспертизы. Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории,

на которой зарегистрировано образовательное учреждение.
(п. 10 ст. 33 Закона РФ «Об образовании»)
3. Юридико-лингвистическая коррупциогенность Образовательному учреждению выдается лицензия на основе заключения экспертизы. Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических

Слайд 48ЗАДАНИЕ
Антикоррупционная экспертиза правовых актов

Содержатся ли в рассматриваемых
документах коррупциогенные
факторы?

ЗАДАНИЕАнтикоррупционная экспертиза правовых актовСодержатся ли в рассматриваемыхдокументах коррупциогенные факторы?

Слайд 49
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика