Слайд 1АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Руководитель курса
Фомин А. А.
Баранов Александр
Титов Ярослав
Небосько Лада
Утенков Владимир
Симоненко Глеб
Слайд 2Что такое Антикризисный менеджмент?
Слайд 3Антикризисный менеджмент
– совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно
к конкретной компании. Направленная на стабилизацию и вывода компании из
кризиса.
Слайд 4Антикризисное регулирование
– это макроэкономическая категория. Оно содержит меры организационно-экономического и
нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту компаний от
кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае нецелесообразности их дальнейшего функционирования.
Слайд 5Пример регулирования
Государство дает фиксированный процент кредитования людям, которые занимаются малым
бизнесом - это и есть самый простой пример антикризисного регулирования.
Слайд 6Цели Антикризисного менеджмента
Предотвращение банкротства компании и его социальных последствий.
Проведение санационных
мероприятий.
Ликвидация подразделений и компаний, которые являются неперспективными и не обладают
реальными возможностями для восстановления платежеспособности.
Слайд 7Система антикризисного управления
Обеспечивающая
Функциональная
Слайд 8Основными задачами процесса диагностики кризисных ситуаций и состояния банкротства являются:
Анализ
финансового состояния компании и его прогноз на предстоящий период.
Своевременное обнаружение
причин и основных факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций.
Мониторинг внешней и внутренней среды компании и прогноз ее развития.
Обнаружение ранее незаметных признаков грядущего неблагополучия компании.
Слайд 99 принципов антикризисного управления:
Установления стабильных единых и надежных коммерческих взаимоотношений,
прав и обязанностей в ситуации несостоятельности компании;
Предоставления возможности должникам, выполняющим
обязательства, возобновления своей деятельности;
Введения системы мер безопасности при банкротстве и экономическом спаде;
Создания системы мер возрождения бизнеса;
Создания механизма регулирования финансовых дел должников;
Создания коммерческой и правовой систем для поощрения работы надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
Ограждения правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала компании и насаждения споров и тяжб;
Сохранение перспективных компаний, имеющих финансовые трудности;
Создания механизмов, которые будут представлять и защищать интересы всех участников системы антикризисного управления.
Слайд 10Проблемы Антикризисного менеджмента
Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.
Вторая группа
проблем антикризисного управления связана с методологическими проблемами жизнедеятельности организации.
Третья группа
- Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологии управления.
Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.
Слайд 1110 показателей эффективности Антикризисного управления:
Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка;
Искусство
управления;
Методология разработки рискованных решений;
Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций;
Корпоративность;
Лидерство;
Оперативность и гибкость
управления;
Стратегия и качество антикризисных программ;
Человеческий фактор;
Система мониторинга кризисных ситуаций.
Слайд 12Стратегия и тактика антикризисного управления
Слайд 13Роль стратегии в антикризисном управлении
Стратегия антикризисного управления позволяет
установить, каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим
часто, нерегулярно и практически непредсказуемо); с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достичь намеченных целей.
Слайд 14Состав стратегии в антикризисном управлении, как правило, включает в себя
нижеследующие элементы:
Сфера деятельности организации и основные направления ее развития;
Цели деятельности
организации;
Определение методов и форм достижения целей;
Кадровая политика;
Организация производственного процесса;
Оценка внутренней и внешней среды бизнеса;
Разработка маркетинговой программы.
Слайд 15Разработка антикризисной стратегии в организации
Антикризисная стратегия направлена в
первую очередь на выявление и устранение причин возникновения кризисных ситуаций.
Главное место здесь занимает оценка внутренней и внешней среды бизнеса с целью определения наиболее опасных зон. Большое значение имеет актуальность и точность информации, поскольку от этого зависит определение реального положения организации. Диагностика среды бизнеса – это первый шаг в разработке антикризисной стратегии организации.
Слайд 16Оценка макросреды.
Сюда относятся факторы, которые косвенно влияют на организацию.
Технологические
Политические
Экономические Социальные
Слайд 17Оценка и анализ внутренней среды. Внутренняя среда организации – это
сложный комплекс, состоящий из множества элементов:
Управление;
Финансовый отдел;
Производственный отдел;
Маркетинговый отдел;
Персонал;
Транспортный отдел.
После
диагностики среды бизнеса разрабатывается сама стратегия.
Слайд 18Реализация выбранной антикризисной стратегии
Включает в себя несколько этапов:
утверждение выбранной антикризисной
стратегии, ее согласование с целями организации;
информирование сотрудников организации и проведение
подготовительной работы с целью более быстрой и эффективной реализации антикризисной стратегии;
обеспечение необходимого для проведения изменений денежного уровня организации (заем средств, кредиты и т. д.);
приведение производственного и других процессов на уровень, соответствующий выбранной стратегии.
Слайд 19Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении
Для того
чтобы обеспечить необходимый уровень антикризисного управления, необходимо рассмотреть комплекс средств
маркетинга, которые по сути своей являются факторами рыночной инфраструктуры:
товар 2) цена 3) место товара на рынке 4) реклама
Использование этих средств на конкретном рынке и для конкретных видов товаров позволяет определить фактический маркетинговый потенциал организации и угрозы для нее со стороны рынка, что крайне важно при разработке стратегии антикризисного управления.
Слайд 20Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация
Маркетинговая стратегия
в своем формировании проходит 4 основные стадии:
анализ маркетинговых возможностей организации
выбор
рынков функционирования
разработка основных положений маркетинговой программы
утверждение и реализация маркетинговых программ
Слайд 21Классификация маркетинговых стратегий
Рыночные стратегии
Интеграционные стратегии
Антикризисные стратегии
Стратегии факторов производства
Стратегии по средствам
маркетинга
Слайд 22Предкризисное управление
Основными средствами управления являются:
стратегии, направленные на предотвращение кризисов;
стратегические планы
организации, бизнес-планы, составление рекламных кампаний;
формирование основных маркетинговых стратегий;
разработка программ стимулирования
и мотивации труда;
диагностика состояния среды бизнеса и факторов риска;
разработка программы принятия решений.
Слайд 23Кризисное управление
Средства управления:
антикризисные стратегии и программы по выходу из кризиса;
стратегии,
направленные на снижение негативного влияния кризиса на состояние организации;
планы и
стратегии, разрабатываемые для каждой конкретной ситуации;
программы по минимизации затрат;
диагностика наиболее неустойчивых структур.
Слайд 24Послекризисное управление
Акцент делается на реабилитации и стабилизации положения организации:
стабилизационные программы;
стратегии,
направленные на обновление проблемных зон;
стратегии, направленные на оценку сильных и
слабых сторон организации, а также на поиск новых рыночных возможностей;
инновационные предпринимательские структуры.
Слайд 25«Новый курс» Ф. Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики
из кризиса
Новый курс Рузвельта стал переломным моментом в истории современного
капитализма
Слайд 26Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда
«Никакая экономическая ситуация не может быть
настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа
не могли справится с ней»
Людвиг Эрхард
Слайд 27Деятельность Ли Якокки в крупнейшей корпорации Крайслер
Выдающийся американский менеджер Ли
Якокка, председатель Совета директоров компании Крайслер, прославился тем, что в
начале 1980-х гг. спас от краха одну из корпораций «большой тройки», действующих в автомобильной индустрии США.
Слайд 28Природа и классификация управленческих рисков
Слайд 30Методы оценки инвестиционных проектов и привлекательности предприятий.
Получение информации для сравнения
инвестиционных проектов:
нужно оценить количество ожидаемых денежных поступлений от предложенного проекта
следует
определить ставку дисконтирования будущих денежных поступлений, которая должна отражать ожидаемый инвестором доход от проекта;
затем нужно рассчитать дисконтированную стоимость каждого потока, которая ожидается, при их суммировании определяется накопленная величина дисконтированных доходов.
и заключительным шагом будет подсчет требуемых капиталовложений.
Слайд 31Факторы при разработке бизнес-плана:
факторы, которые характеризуют тенденцию расширения отрасли;
возможности изменения
положения предприятия на данном рынке и пути выхода на новые
рынки;
изменение финансовых возможностей партнеров;
доступность дополнительных объемов материальных и финансовых ресурсов.
Слайд 32Инвестиционный процесс как фактор антикризисного управления
Слайд 33Кризис в экономике страны усугубляется инновационным кризисом, проявляющимся в ряде
факторов:
снижение управляемости процессами создания и внедрения новшеств;
отсутствие источников финансирования;
сворачивание деятельности
исследовательских коллективов.
С учетом этого поиск вариантов решений задач управления инновационными процессами является важнейшей целью антикризисного управления.
Слайд 34Инновационный потенциал предприятий, его роль в антикризисном управлении
Слайд 35Существуют управленческие и технические факторы, которые определяют инновационный потенциал предприятия:
состояние
системы управления;
уровень развития производства;
тип организационной структуры;
тенденции действующей политики;
понимание потребности в
изменениях и готовность к ним персонала.
Слайд 36На следующие группы можно подразделить факторы, которые определяют уровень инновационного
потенциала:
факторы инновационного процесса как непосредственно самостоятельного объекта управления;
факторы внешней среды;
факторы
внутренней среды.
Слайд 37Типы инновационных стратегий
Адаптивная
Конкурентная
Слайд 38Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса
Сейчас очень популярны
такие инновационные структуры: научно технические парки, технополисы, центры высоких технологий,
бизнес-инкубаторы.
Технопарки принято делить на:
Исследовательские – удовлетворяют потребность в эффективном проведении научных разработок;
Промышленные – занимаются созданием рабочих мест и производственных помещений;
Технологические – помогают организации малых производств и коммерциализации результатов научно-технических разработок.
Слайд 39Персонал предприятия
это глубокая и сложная структура, которая нуждается в твердой
и упорядоченной системе управления.
В настоящее время выделяют четыре основных типа
организационной культуры:
Предпринимательская;
Партиципативная;
Бюрократическая;
Органическая.
Слайд 40Состав кадровой политики включает в себя не просто направления и
способы управления персоналом, она состоит из целого комплекса элементов:
Постановка основных,
наиболее приоритетных целей и задач в области персонала, определение общих принципов кадровой политики;
Организационно-штатные мероприятия;
Информационная составляющая;
Финансовая составляющая;
Развитие персонала;
Система оценивания и корректировки.
Слайд 41В настоящее время можно выделить четыре основных типа кадровой политики,
проводящийся в условиях кризиса:
Превентивная кадровая политика;
Пассивная кадровая политика;
Активная кадровая политика;
Реактивная
кадровая политика.
Слайд 42Принципов управления персоналом существует довольно много. Исследователи выделяют следующие группы:
Базисные;
Частные;
Специфические.
Слайд 43Принципы, использование которых позволяет грамотно управлять персоналом в кризисной ситуации
и в период ее преодоления, а также способствует предотвращению кризисов:
Принцип
системности;
Принцип командности;
Принцип равных возможностей;
Принцип горизонтального сотрудничества;
Принцип правовой и социальной защищенности;
Принцип индивидуального подхода к каждому сотруднику.