Слайд 1Антон Павлович Чехов
1860-1904
Когда человек смеется…
Презентацию подготовила учитель
русского языка и
литературы
МБУ «Школа № 41» г. о. Тольятти
Осипян Люсинэ Гагиковна
Слайд 2Антон Павлович Чехов
1860-1904
Когда человек смеется…
Он не просто описывал жизнь,
но жаждал
переделать её, чтобы она стала
умнее, человечнее, радостнее
К. Чуковский
Слайд 3Цели: I. Образовательные:
1) Повторение,
обобщение, обогащение сведений о Чехове как человеке и писателе.
2) Повторение сведений, полученных на предыдущих уроках.
3) Развитие навыков выразительного чтения учащихся.
4) Изучение читательских интересов школьников
5) Контроль объема и качества самостоятельного чтения учащихся.
II. Развивающие:
1) Развитие творческих способностей детей
2) Развитие речи учащихся, умения точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос.
III. Воспитывающие:
1) Воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова.
2) Воспитание читателя, чуткого к художественному слову.
3) Воспитание у учащихся нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему).
Слайд 5
Вы, конечно, помните приключения
чеховской «Каштанки». Такой рассказ мог написать только человек, любящий людей,
любящий животных, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной. Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны; он не просто посадил дерево, он посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. Он действительно творил благо. При этом был очень веселым, неистощимым на выдумки человеком.
В каком рассказе упоминается брошюра о «вреде чаизма и кофеизма для организма»?
Слайд 6Л.Н.Толстой об А.П. Чехове
Чехов – несравненный художник. Художник жизни. И
достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни
не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще… . Он брал из жизни то, что видел… и если брал что – нибудь, то передавал удивительно образно и понятно до последних черточек.
Слайд 7Таганрог. Дом, где родился А.П.Чехов
Слайд 8В 1857 году Павел Чехов открыл собственную лавку. Незадолго до начала купеческой деятельности он
женился на Евгении Яковлевне Морозовой, положив начало многочисленной талантливой семье.
17 января (29 января) 1860 года в доме Чеховых в Таганроге родился третий сын, Антон, — будущий писатель. Всего в семье Павла Егоровича Чехова было семь детей: Александр, Николай, Антон, Иван, Мария, Михаил и умершая в детстве Евгения
Слайд 9Отец Антона Павловича, бывший приказчик, был хозяином мелочной лавки. Своих
детей Павел Егорович содержал в строгости. Они должны были учиться,
работать в отцовской лавке и петь в созданном отцом же церковном хоре.
Мать Антона Павловича, Евгения Яковлевна, была внучкой выкупленного на волю крепостного крестьянина. Ей удавалось смягчать строгость мужа по отношению к детям.
Слайд 10Позже Антон Павлович говорил:
«Талант в нас со стороны отца,
а душа со стороны матери».
Слайд 11Я получил в детстве религиозное образование… Когда, бывало, я и
два мои брата среди церкви пели…, на нас все смотрели
с умилением, мы же в это время чувствовали себя маленькими каторжниками.
Слайд 12В детстве у меня не было детства
Деспотизм и ложь исковеркали
наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать.
Отец и мать, единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук.
Слайд 13Cвое будущее Антон Павлович решил посвятить медицине. В 1879 году,
по окончании гимназии, он получил небольшую стипендию и перебрался к
семье в Москву, где и поступил на медицинский факультет Московского университета.
Получив диплом врача, Чехов устраивается на работу в Подмосковье и даже пробует писать диссертацию на тему “Врачебное дело в России” . В своей литературной деятельности Антон Павлович не забывал о том, что он врач. Доктора становятся главными героями многих его произведений, да и психологию своих персонажей он описывает с чисто медицинской тщательностью.
Слайд 14Павел Егорович, отец Антона Павловича, был «коммерсантом», как он солидно называл
себя, по профессии, и художником — по душе. Его одарённость была
разносторонней. Он самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью. Он писал красками, занимался иконописью. Антон Павлович говорил о себе и своих братьях и сестре: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери». Пожалуй, самым сильным увлечением Павла Егоровича был созданный им церковный хор, отнимавший у него много времени в ущерб коммерческим делам. С присущей ему настойчивостью и дотошностью он добивался, чтобы его хор был лучшим в городе. Он набрал певчих из кузнецов; партии дискантов и альтов исполняли его сыновья. Именно хор, а не торговля, составлял подлинный интерес его жизни.
Слайд 15Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял
зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени
на крупную соль. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 г.) и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.
Слайд 17В 1880 год - Чехов помещает в журнале «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и
юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях».
Это был его
дебют в печати.
Чехов сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Пишет в жанре короткого рассказа.
1884 год - выходит первая книга рассказов Чехова - «Сказки Мельпомены».
Слайд 181892 год – Чехов покупает имение Мелихово.
1898 года Чехов едет
в Ялту. Там он начинает строительство дома.
По проекту архитектора Шаповалова
была построена прекрасная дача (Чеховский сад).
Слайд 191895 год - Чехов посещает Ясную Поляну, чтобы познакомиться
с
Л.Н. Толстым.
Слайд 20Павел Егорович разоряется и с семьей бежит в Москву от
кредиторов. Антон будет жить в Таганроге самостоятельно, без заботы и
помощи родных. Он продолжает учиться в гимназии, занимается репетиторством, продает мебель и вещи из дома и все свободные деньги посылает в Москву.
Детство закончилось. В 1879 году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал к родителям в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Н. Склифософского, Г. Захарьина и других. Одновременно с учебой Чехов пробует свои силы в литературе, становится автором юмористических рассказов в многочисленных сатирических изданиях. В 1884 году он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в больнице известного доктора П. А. Архангельского. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время он заведовал больницей.
Слайд 21В 1901 году Антон Павлович женился на актрисе Московского Художественного
театра Ольге Книппер, однако, насладиться своим творческим успехом и семейным
счастьем ему было не суждено. В связи с обострением туберкулеза состояние его здоровья резко ухудшилось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер.
Здесь 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Слайд 22Особенности стиля Чехова
«Краткость – сестра таланта… Умею коротко говорить о
длинных вещах!»
По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать
ста строк. Выполняя эти требования, Чехов научился писать кратко. Короткие рассказы были очень емкими по содержанию. Это достигалось ярким заглавием, значащими именами и фамилиями, сюжетом, который строится на остром необычном положении; динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью диалога; простой, ясной речью автора.
Слайд 23Особенности рассказов Чехова:
Короткое вступление.
Нет подробного описания пейзажа, портрета.
Яркие художественные детали.
Основа
рассказа – диалог.
«Говорящие» фамилии
Слайд 24Л.Н.Толстой
«Чехов — это Пушкин в прозе»
«…Благодаря своей искренности Чехов
создал новые, совершенно новые, по- моему, для всего мира формы
писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким- то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня…»
Слайд 25Какое высказывание принадлежит
А. П. Чехову?
1) «В человеке должно быть
всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
2)
«Шутить надо для того, чтобы совершать серьёзные дела»
3) «Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица»
4) «Красота – это королева, которая правит очень недолго»
Слайд 26В каком юмористическом рассказе встретились ящерица и собака? Как ящерица
могла повлиять на судьбу собаки?
Рассказ «Хамелеон». Полицейский надзиратель не один
раз менял своё мнение о собаке, укусившей за палец золотых дел мастера Хрюкина.
Слайд 27В каких рассказах герои изъясняются так:
а) «Чихать никому и
нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и иногда
даже тайные советники. Все чихают»;
б) «Я покажу вам, как собак распускать!... Как оштрафую его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!»;
Слайд 28Псевдонимы А. П. Чехова:
Антоша Чехонте (варианты: Антоша, Антоша Ч., Чехонте,
Ан., А.Ч., А.Чехонте), Прозаический поэт, Рувер и Ревур, Грач, Ц,
полковник, Кочкарев, Лаэрт, Улисс., Вспыльчивый человек.
Юмористические подписи и псевдонимы:
Врач без пациентов, Гайка №6, Аркадий Тарантулов, Кисляев, Макар Балдастов, Шампанский, Человек без селезенки, (Ч.Б.С.), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Крик, Даглас, Дяденька, Крапива, Дон Антонио Чехонте, Шампанский
Слайд 29Словарная работа
Юмор - смех добрый, веселый.
Сатира - смех злой, гневный,
зовет к протесту.
Гротеск - фантастическое преувеличение, повествующее об одном или
нескольких событиях в жизни человека.
Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Ремарка - пояснение автора к тексту пьесы.
Слайд 30Словарная работа
Подобострастие – льстивость, угодливость.
Угодничество - льстивое поведение.
Самоуничижение - признание
себя ничтожным.
Чинопочитание – лицемерное отношение к старшим по должности, званию.
Подхалимство
– стремление расположить к себе кого-то лестью.
Слайд 31Словарная работа
Хамелеонство-угодничество, приспособленчество, чинопочитание.
Конфисковать- принудительно отобрать, изъять в пользу государства.
Обыватель-
человек, живущий мелкими, личными интересами.
Солдафонство- бездумно командовать, подчиняться.
Косноязычный—плохо развита речь,
невелик словарный запас.
Слайд 32Обратимся к рассказу…
Толстый только что пообедал на вокзале, и губы
его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
Пахло от него хересом
и флёрдоранжем.
Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками.
Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.
Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью.
Слайд 33Херес – это сорт крепкого виноградного вина.
Флердоранж – цветы
померанцевого (апельсинового) дерева. Во многих культурах «цветы апельсинового дерева –
древний символ изобилия».
Слайд 34Навьючен чемоданами
«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика.
Значит
Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе.
Тонкий: «Жена уроки музыки
дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю.»
Он таким образом получает дополнительный заработок. Это говорит о крайней нужде
Слайд 35Как же ведет себя Тонкий после недолгого разговора?
«съежился, сгорбился,
сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» (гипербола -
стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности)
В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям)
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…
Слайд 36Лаконизм и абсурд
Рассказ занимает всего 2 страницы, а по глубине
обличения пресмыкательства равен крупному произведению (лаконизм).
Ситуация доведена писателем до
абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним.
Слайд 37Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία — «притворство») — троп, в котором истинный смысл
скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что
предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
Слайд 38«Хамелеон»
Смешное в рассказе начинается сразу с говорящих
фамилий: Очумелов( чумной, одуревший), Хрюкин(свинья, хам, невежа)
Сюжет рассказа тоже сатиричен: в зависимости от того, генеральская собака или нет, меняется взгляд полицейского надзирателя Очумелова на происходящее
Если щенок неизвестный ,то он - бешеная собака, «бродячий скот», «подлость одна», которую следует немедленно истребить. Принадлежность щенка генералу превращает его в «нежную тварь», «цуцыка этакого», «шуструю собачонку».
Слайд 39 Точно так же меняется
положение пострадавшего Хрюкина: то он незаслуженно обиженный, которому Очумелов советует
«дела этого так не оставлять», то превращается в «вон какого верзилу», вруна, «свинью», болвана. Очумелов боится «промазать» со своим решением, что от напряжения его кидает то в жар, то в холод. Снимая и одевая пальто, он предстаёт перед нами в комическом виде( 6 раз Очумелов менял своё мнение). Смешное и грустное живут рядом: льстецы и чиноугодники стремятся решать важные вопросы. Им не ведомы слова: «честь», «справедливость», «закон»
Слайд 40ХАМЕЛЕОНСТВО
По отношению к Хрюкину: грубость, надменность, самомнение, заносчивость, высокомерие,
спесивость.
По отношению к генералу: подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоуничижение, льстивость, пресмыкание,
раболепство, заискивание.
По отношению к самому себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.
Слайд 41Говорящие фамилии
Очумелов ( находящийся в беспамятстве, дурной, очумевший).
Хрюкин (неопрятный,
разиня, невежа).
Жигалов (от «жига, жиганка»- брань, побои, наказание).
Елдырин (от «елдыга»
- сварливый и корыстный, придирается при дележе).
В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя
Слайд 42Говорящие фамилии
Наиболее часты в прозе А. П. Чехова фамилии, обозначающие:
«части тела» (Желваков, Челюстин, Грязноруков),
«пищу» (Соусов, Пивомедов, Лимонадов),
«животных»
(Клещев, Гускин, Курятин, Гнилорыбенков, Червяков)
Слайд 43Говорящие фамилии
Разящий прием А. П. Чехова - прием включения неэстетичных
фамилий:
Гундасов, Гнилодушкин, Гнилорыбенков, Глоталов, Укуси-Каланчевский, Недоехов, Пришибеев, Унылов,
Егор Грязноруков,
Панихидин,
Погостов, Челюстин, Кладбищенский, Трупов, Черепов
Слайд 44«Смерть чиновника»
Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то
отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при
этом весьма настойчиво, только сам. Итак, чеховский Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» помирал оттого, что не был понят и удовлетворён в праве на пресмыкательство.
В.Недзвецкий
Слайд 45«Говорящие» фамилии
Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает,
пресмыкается (Даль).
Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать
– кричать резким голосом, ворчать (Даль).
Слайд 46«Посчитаем…»
Глядел – 5 раз.
Чихнул – 6 раз.
Сконфузился – 3 раза.
Обрызгал
– 5 раз.
Извиниться – 7 раз.
Объяснить – 5 раз.
Бормотал –
3 раза.
Простите – 1 раз.
Слайд 47Вывод
Незначительный, страдающий комплексом неполноценности чиновник оказывается вдруг страшным для самого
генерала; он как червь точит психику Бризжалова, пока не выводит
высокопоставленного чиновника из себя. Безобидный Червяков оказывается своего рода тираном, деспотом. Червяков страшен потому, что на нём, на его добровольном пресмыкательстве, держится вся система низкопоклонства, чинопочитания, унижения и самоунижения.
В.Крючков
Слайд 49Право первого хода
Расположите имена персонажей: Хрюкин, Нафаня, Булдеев - согласно
произведениям, в которых они изображены
А)«Хамелеон»
Б)«Лошадиная фамилия»
В) «Толстый и тонкий»
Слайд 50«Каштанка» 100
Какую кличку получила Каштанка в доме незнакомца?
Слайд 51«Каштанка» 200
От чего умер Иван Иваныч?
Слайд 52«Каштанка» 300
Кем был хозяин Каштанки?
Слайд 53«Каштанка» 400
Какие животные жили в доме незнакомца, в который попала
Каштанка?
Слайд 54«Каштанка» 500
Где Каштанка встретила своих прежних хозяев?
Слайд 55«Хамелеон» 100
Выберите из предложенного перечня эпитетов тот, который не относится
к собаке из рассказа: подлая, красивая, бешеная, бродячая, шустрая.
Слайд 56«Хамелеон» 200
Что было в руках у полицейского надзирателя Очумелова, который
шёл через базарную площадь?
Слайд 57«Хамелеон» 300
В какое время года происходит действие в рассказе «Хамелеон»?
Слайд 58«Хамелеон» 400
Как звали генеральского повара из рассказа «Хамелеон»?
А) Прохор
Б) Павел
В)
Петр
Г) Пантейлемон
Слайд 59«Хамелеон» 500
Продолжите фразу, сказанную Хрюкиным: «Ежели каждый будет кусаться, то…»
Слайд 60«Лошадиная фамилия» 100
В рассказе у генерал-майора Булдеева:
А) разболелась голова
Б)разболелись зубы
В)Поднялась
высокая температура
Г) Начался сильный насморк
Слайд 61«Лошадиная фамилия» 200
Какую фамилию не мог вспомнить герой «Лошадиной фамилии»?
Слайд 62«Лошадиная фамилия» 300
Найди лишнее. Этими средствами лечили больной зуб генерал-майору
Булдееву в рассказе «Лошадиная фамилия»
скипидар, керосин, аспирин, йод, хина
Слайд 63«Лошадиная фамилия» 400
Каким образом приказчик Иван Евсеич предложил полечить зуб
Булдееву?
Слайд 64«Лошадиная фамилия» 500
В каком городе жил акцизный?
Слайд 65«Смерть чиновника» 100
За что Червяков извиняется перед
Бризжаловым?
Слайд 66«Смерть чиновника» 200
Что надевает на себя Червяков перед походом к
генералу?
Слайд 67«Смерть чиновника» 300
Как называлась оперетта, которую смотрел Червяков перед тем,
как чихнуть на лысину генерала?
А) «Сивильский цирюльник»
Б) «Летучая мышь»
В) «Корневильские
колокола»
Г) «Лебединое озеро»
Слайд 68«Смерть чиновника» 400
Где Червяков встретил Бризжалова?
Слайд 69«Смерть чиновника» 500
Как долго Червяков просидел в приемной Бризжалова?
Слайд 70«Толстый и тонкий» 100
Где встретились Толстый и Тонкий?
Слайд 71«Толстый и тонкий» 200
Какой деталью подчёркивается то, что сын
тонкого тоже «приятно ошеломлён»?
Он снял фуражку
Он надел фуражку
Он уронил фуражку
Слайд 72«Толстый и тонкий» 300
Какое прозвище получил тонкий, учась в школе?
А)
Герострат
Б) Диоген
В) Эфиальт
Г) Геракл
Слайд 73«Толстый и тонкий» 400
Как зовут Тонкого?
Акакий
Никифор
Порфирий
Павел
Слайд 74«Толстый и тонкий» 500
Как зовут Толстого?
Афанасий
Михаил
Иннокентий
Станислав
Слайд 75«Мальчики» 100
Какую затею придумали мальчики?
бегство в Америку
бегство в
Африку
бегство в Австралию
кругосветное путешествие
Слайд 76«Мальчики» 200
Как называл себя Чечевицын?
Слайд 77«Мальчики» 300
Где задержали мальчиков?
А)в городе в Гостином дворе
Б)в городе на
вокзале
В)в Америке
Слайд 78«Мальчики» 400
Как фамилия семьи Володи?
Королев
Иванов
Андреев
Чечевицын
Слайд 79«Мальчики» 500
Назовите имя собаки семьи Володи
Полкан
Лорд
Милорд
Барон