Слайд 1АРХЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИСТОРИИ
Григорий Петрович Головчанский
Слайд 2Место археологии в системе наук
Археология – естественнонаучная дисциплина?
Археология – искусствоведческая
дисциплина?
Археология – историческая дисциплина?
Археология – источниковедческая дисциплина?
Слайд 3Зарождение археологии как науки (по Глину Дэниэлу)
Классическая основа
Антикварии и геологи
Рождение
археологии - середина-вторая половина XIX в.: эволюционизм в биологии и
геологии (Дарвин и Лайелл)
Становление археологии – каменный век, классификации, мировые открытыия
Мировая археология (первая половина ХХ в.)
Послевоенное время.
Слайд 4Направления в истории археологии
По Л.Клейну (Россия)
Дидактические истории – описательные историографические
обзоры.
Сенсационные истории – популяризация археологии
Истории археологических идей
Социальные истории – определение
этапов в развитии археологии с классовых позиций
Культурные истории – определение места археологии в сети культурных интересов общества
История школ
Про Брюсу Триггеру (Канада)
Дидактические (ранние) истории
Популярные истории
Интеллектуальные истории
Социальные истории
Постмодернистские истории
Слайд 5Дидактическое направление
Главная задача – передача знаний.
Швейцария, 1861. Шарь Адольф Морло,
«Общие взгляды на археологию».
Германия, 1880. Карл Штарк. «Систематика и
история археологии искусства»
1913, Генрих Булле, Бруно Зауэр. «История археологии». 1960. Герберт Кюн. «История исследований по преисторической археологии». 1963. Ганс Кайзер. «Малая история археологии».
Слайд 6Популяризаторство археологии
70-80-е гг. XIX в. Генрих Шлиман. «Илион: город и
страна троянцев», «Микены» и т.д.
Начало ХХ в.: А.Михаэлис. «Художественно-археологические открытия
за сто лет» (1906, 1913);
Середина – вторая половина ХХ в.: К.Керам (Курт Марек). «Боги, гробницы, ученые» (1951); З.Косидовский. «Когда солнце было богом» (1968). В.Ларичев. «Охотники за мамонтами» и др.
Слайд 7История идей
Стейв Кэссон. «Прогресс археологии» (1934) и «Открытие человека» (1939)
Глин
Дэниэл. «Три века» (1942), «Сто пятьдесят лет археологии» (1975); «Короткая
история археологии» (1975)
Л.Клейн. «История археологической мысли» (2005)
Слайд 8Археология как иллюстратор социальной истории и истории классов
Археология в контексте
марксисткой концепции истории (раннесоветская школа: Равдоникас, Худяков; позднесоветская – Генинг,
Пряхин)
Феодально-помещичья археология
Буржуазная археология
«Пролетарская археология»
Археология в контексте господствующих социальных отношений (Р.Сильверберг, Нил Сильберман и др.)
Слайд 9Археология в контексте господствующих общекультурных парадигм
Анализ отношения общества к археологической
науке и открытиям:
А.Формозов. «Очерки истории российской археологии» (1961)
А.Шнапп. «Открытие прошлого.
Происхождение археологии» (1993)
Слайд 10«История школ»
Развитие археологии – конкуренция школ и борьба направлений (Л.С.Клейн)
Слайд 11Археология и общество: этапы взаимодействия
«Мифологический период»: археологический артефакт в системе
мифологического мировоззрения
«Религиозный период»: археологический артефакт как свидетельство религиозной истории
«Научный» период:
археологический артефакт как таковой; археологический артефакт как исторический источник
«Внеконцептуальный подход» (характерен для всех этапов): археологический артефакт как материальная ценность
«Контрнаучный подход»: археологический артефакт как имитация реальности прошлого
Слайд 12«Народная археология»
По Л.Клейну: «Народная археология» – попытки народного объяснения природы
археологических артефактов. Процесс вписывания археологического артефакта в религиозно-мифологическую картину мира.
Зарождается
задолго до появления научных дисциплин (в том числе истории и археологии)
Существует до настоящего момента. ХХ – начал XXI вв. – реинкарнация «народной археологии» как реакция на бурное развитие науки в рамках развития лженаучных направлений
Слайд 13«Народная археология»
По Л.Клейну: «Народная археология» – попытки народного объяснения природы
археологических артефактов. Процесс вписывания археологического артефакта в религиозно-мифологическую картину мира.
Ненанаучность
(«донаучность») в древности и псевдонаучность (лженаучность) ныне;
Объяснение (вписывание) любого явления в рамках (в рамки) традиционного религиозно-мифологического представления о мире и месте человека в этом мире
Не привязана к какому-то конкретному периоду существования человечества; характерно для любого уровня развития культуры человеческого общества, но занимает разное положение в системе ценностей общества в разные эпохи
Слайд 14«Народная археология»: примеры интерпретаций
«Громовые камни»
«Домики фей»
«Заколдованные клады»
«Вавилоны»
«Следовики»
Невидимые города
«Самородные горшки»
«Волшебные монеты»
(«Ивановы головки»)
Кости гигантов, петроглифы, круги фей, бронзовые треножники и сосуды
и т.д.
Слайд 15«Громовые камни»
«Громовые стрелы» и «Громовые топоры»:
Связь с молнией и богами
войны/огня
Фигурирую во всей Евразии
Слайд 16«Домики фей»
Дольмены, менгиры, кромлехи, круглые ограды («Стоунхендж»)
«Могилы предков»
«Дома сарацинов» (Французы);
«Дома мавров» (Португальцы); дома фей и великанов (Западная Европа); «богатырские
хатки», «дидовы хатки» (Украина), «места силы» (неоязычество)
Слайд 17«Вавилоны», «Девичьи пляски», «Троянские городки» и т.д.
Лабиринты из камней, относящиеся
к неолиту
Слайд 20«Самородные горшки»
«На полях деревни Нохов, лежащей около города Срема
в познанском епископстве… роядтся под землей сами себе и единственно
силой природы без какого-нибудь участия человека сосуды всякого рода… Они тонкие и рыхлые, пока находятся под землей в родном гнезде, зато становятся крепкими, будучи вынуты из земли».
Ян Долгуш. «Польская история» (XV в.)