Разделы презентаций


АРХЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИСТОРИИ

Содержание

Место археологии в системе наукАрхеология – естественнонаучная дисциплина?Археология – искусствоведческая дисциплина?Археология – историческая дисциплина?Археология – источниковедческая дисциплина?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1АРХЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИСТОРИИ
Григорий Петрович Головчанский

АРХЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИСТОРИИГригорий Петрович Головчанский

Слайд 2Место археологии в системе наук
Археология – естественнонаучная дисциплина?
Археология – искусствоведческая

дисциплина?
Археология – историческая дисциплина?
Археология – источниковедческая дисциплина?

Место археологии в системе наукАрхеология – естественнонаучная дисциплина?Археология – искусствоведческая дисциплина?Археология – историческая дисциплина?Археология – источниковедческая дисциплина?

Слайд 3Зарождение археологии как науки (по Глину Дэниэлу)
Классическая основа
Антикварии и геологи
Рождение

археологии - середина-вторая половина XIX в.: эволюционизм в биологии и

геологии (Дарвин и Лайелл)
Становление археологии – каменный век, классификации, мировые открытыия
Мировая археология (первая половина ХХ в.)
Послевоенное время.
Зарождение археологии как науки (по Глину Дэниэлу)Классическая основаАнтикварии и геологиРождение археологии - середина-вторая половина XIX в.: эволюционизм

Слайд 4Направления в истории археологии
По Л.Клейну (Россия)
Дидактические истории – описательные историографические

обзоры.
Сенсационные истории – популяризация археологии
Истории археологических идей
Социальные истории – определение

этапов в развитии археологии с классовых позиций
Культурные истории – определение места археологии в сети культурных интересов общества
История школ

Про Брюсу Триггеру (Канада)
Дидактические (ранние) истории
Популярные истории
Интеллектуальные истории
Социальные истории
Постмодернистские истории

Направления в истории археологииПо Л.Клейну (Россия)Дидактические истории – описательные историографические обзоры.Сенсационные истории – популяризация археологииИстории археологических идейСоциальные

Слайд 5Дидактическое направление
Главная задача – передача знаний.
Швейцария, 1861. Шарь Адольф Морло,

«Общие взгляды на археологию».
Германия, 1880. Карл Штарк. «Систематика и

история археологии искусства»
1913, Генрих Булле, Бруно Зауэр. «История археологии». 1960. Герберт Кюн. «История исследований по преисторической археологии». 1963. Ганс Кайзер. «Малая история археологии».

Дидактическое направлениеГлавная задача – передача знаний.Швейцария, 1861. Шарь Адольф Морло, «Общие взгляды на археологию». Германия, 1880. Карл

Слайд 6Популяризаторство археологии
70-80-е гг. XIX в. Генрих Шлиман. «Илион: город и

страна троянцев», «Микены» и т.д.
Начало ХХ в.: А.Михаэлис. «Художественно-археологические открытия

за сто лет» (1906, 1913);
Середина – вторая половина ХХ в.: К.Керам (Курт Марек). «Боги, гробницы, ученые» (1951); З.Косидовский. «Когда солнце было богом» (1968). В.Ларичев. «Охотники за мамонтами» и др.
Популяризаторство археологии70-80-е гг. XIX в. Генрих Шлиман. «Илион: город и страна троянцев», «Микены» и т.д.Начало ХХ в.:

Слайд 7История идей
Стейв Кэссон. «Прогресс археологии» (1934) и «Открытие человека» (1939)
Глин

Дэниэл. «Три века» (1942), «Сто пятьдесят лет археологии» (1975); «Короткая

история археологии» (1975)
Л.Клейн. «История археологической мысли» (2005)
История идейСтейв Кэссон. «Прогресс археологии» (1934) и «Открытие человека» (1939)Глин Дэниэл. «Три века» (1942), «Сто пятьдесят лет

Слайд 8Археология как иллюстратор социальной истории и истории классов
Археология в контексте

марксисткой концепции истории (раннесоветская школа: Равдоникас, Худяков; позднесоветская – Генинг,

Пряхин)
Феодально-помещичья археология
Буржуазная археология
«Пролетарская археология»
Археология в контексте господствующих социальных отношений (Р.Сильверберг, Нил Сильберман и др.)
Археология как иллюстратор социальной истории и истории классовАрхеология в контексте марксисткой концепции истории (раннесоветская школа: Равдоникас, Худяков;

Слайд 9Археология в контексте господствующих общекультурных парадигм
Анализ отношения общества к археологической

науке и открытиям:
А.Формозов. «Очерки истории российской археологии» (1961)
А.Шнапп. «Открытие прошлого.

Происхождение археологии» (1993)
Археология в контексте господствующих общекультурных парадигмАнализ отношения общества к археологической науке и открытиям:А.Формозов. «Очерки истории российской археологии»

Слайд 10«История школ»
Развитие археологии – конкуренция школ и борьба направлений (Л.С.Клейн)

«История школ»Развитие археологии – конкуренция школ и борьба направлений (Л.С.Клейн)

Слайд 11Археология и общество: этапы взаимодействия
«Мифологический период»: археологический артефакт в системе

мифологического мировоззрения
«Религиозный период»: археологический артефакт как свидетельство религиозной истории
«Научный» период:

археологический артефакт как таковой; археологический артефакт как исторический источник
«Внеконцептуальный подход» (характерен для всех этапов): археологический артефакт как материальная ценность
«Контрнаучный подход»: археологический артефакт как имитация реальности прошлого
Археология и общество: этапы взаимодействия«Мифологический период»: археологический артефакт в системе мифологического мировоззрения«Религиозный период»: археологический артефакт как свидетельство

Слайд 12«Народная археология»
По Л.Клейну: «Народная археология» – попытки народного объяснения природы

археологических артефактов. Процесс вписывания археологического артефакта в религиозно-мифологическую картину мира.
Зарождается

задолго до появления научных дисциплин (в том числе истории и археологии)
Существует до настоящего момента. ХХ – начал XXI вв. – реинкарнация «народной археологии» как реакция на бурное развитие науки в рамках развития лженаучных направлений
«Народная археология»По Л.Клейну: «Народная археология» – попытки народного объяснения природы археологических артефактов. Процесс вписывания археологического артефакта в

Слайд 13«Народная археология»
По Л.Клейну: «Народная археология» – попытки народного объяснения природы

археологических артефактов. Процесс вписывания археологического артефакта в религиозно-мифологическую картину мира.
Ненанаучность

(«донаучность») в древности и псевдонаучность (лженаучность) ныне;
Объяснение (вписывание) любого явления в рамках (в рамки) традиционного религиозно-мифологического представления о мире и месте человека в этом мире
Не привязана к какому-то конкретному периоду существования человечества; характерно для любого уровня развития культуры человеческого общества, но занимает разное положение в системе ценностей общества в разные эпохи


«Народная археология»По Л.Клейну: «Народная археология» – попытки народного объяснения природы археологических артефактов. Процесс вписывания археологического артефакта в

Слайд 14«Народная археология»: примеры интерпретаций
«Громовые камни»
«Домики фей»
«Заколдованные клады»
«Вавилоны»
«Следовики»
Невидимые города
«Самородные горшки»
«Волшебные монеты»

(«Ивановы головки»)
Кости гигантов, петроглифы, круги фей, бронзовые треножники и сосуды

и т.д.
«Народная археология»: примеры интерпретаций«Громовые камни»«Домики фей»«Заколдованные клады»«Вавилоны»«Следовики»Невидимые города«Самородные горшки»«Волшебные монеты» («Ивановы головки»)Кости гигантов, петроглифы, круги фей, бронзовые

Слайд 15«Громовые камни»
«Громовые стрелы» и «Громовые топоры»:
Связь с молнией и богами

войны/огня
Фигурирую во всей Евразии

«Громовые камни»«Громовые стрелы» и «Громовые топоры»:Связь с молнией и богами войны/огняФигурирую во всей Евразии

Слайд 16«Домики фей»
Дольмены, менгиры, кромлехи, круглые ограды («Стоунхендж»)
«Могилы предков»
«Дома сарацинов» (Французы);

«Дома мавров» (Португальцы); дома фей и великанов (Западная Европа); «богатырские

хатки», «дидовы хатки» (Украина), «места силы» (неоязычество)
«Домики фей»Дольмены, менгиры, кромлехи, круглые ограды («Стоунхендж»)«Могилы предков»«Дома сарацинов» (Французы); «Дома мавров» (Португальцы); дома фей и великанов

Слайд 17«Вавилоны», «Девичьи пляски», «Троянские городки» и т.д.
Лабиринты из камней, относящиеся

к неолиту

«Вавилоны», «Девичьи пляски», «Троянские городки» и т.д.Лабиринты из камней, относящиеся к неолиту

Слайд 18«Следовики»

«Следовики»

Слайд 19«Пропавшие города»

«Пропавшие города»

Слайд 20«Самородные горшки»
«На полях деревни Нохов, лежащей около города Срема

в познанском епископстве… роядтся под землей сами себе и единственно

силой природы без какого-нибудь участия человека сосуды всякого рода… Они тонкие и рыхлые, пока находятся под землей в родном гнезде, зато становятся крепкими, будучи вынуты из земли».
Ян Долгуш. «Польская история» (XV в.)
«Самородные горшки» «На полях деревни Нохов, лежащей около города Срема в познанском епископстве… роядтся под землей сами

Слайд 21Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика