Слайд 1Архитектура Древней Руси
Выполнила: ученица группы 7-10
Ахметова Регина
Слайд 2 Культура народа является частью его истории.
Её становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами,
которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения. Важное место в становлении русской культуры занимает культура периода Киевской Руси.
Слайд 3Культуру эпохи Киевской Руси отличает бурный рост локальных феодальных центров
сопровождался развитием местных изобразительных стилей в изобразительном и прикладном искусстве,
зодчестве и летописании.
Эпоха Киевской Руси была временем расцвета культуры вообще и архитектуры в частности.
Слайд 4Вершиной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве
— огромный пятинефный храм, построенный в 1037—1054гг. греческими и русскими
мастерами, В древности он был окружен двумя открытыми галереями.
Слайд 5Стены сложены из рядов тесаного камня, чередующихся с рядами плоского
кирпича (плинфы). Такая же кладка стен была и у большинства
других древнерусских храмов. Киевская София уже значительно отличалась от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчавших его куполов, в чем сказались, вероятно, традиции деревянного строительства.
Слайд 6Вслед за киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде
и Полоцке.
Слайд 7Новгородская София (1045—1060) существенно отличается от киевского собора. Она проще,
лаконичнее, строже своего оригинала. Для нее характерны некоторые художественные и
конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству: кладка стен из огромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный пояс на барабане и др.
Слайд 8Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в
конце X в. греческими мастерами. Она была разрушена монголо-татарами в
1240 г.
Слайд 9В 1031—1036 гг. в Чернигове греческими зодчими был воздвигнут Спасо-Преображенский
собор — самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси.
Слайд 10При князе Владимире Мономахе начинается бурное строительство на северо-востоке Руси,
в Залесье.
Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский окончательно перебрался во
владимирскую резиденцию. Он делал все чтобы город Владимир (названный так в честь Владимира Мономаха) затмил Киев. В крепостной стене, окружавшей город, были сооружены ворота, главные из которых традиционно именовались Золотыми. Такие ворота возводились во всех крупных городах христианского мира, начиная с Константинополя, в память о въезде Иисуса Христа в Иерусалим через Золотые ворота города. Золотые ворота Владимира венчала надвратная церковь, украшенная резным декором и золотым куполом. На противоположном конце города высились Серебряные ворота, не менее массивные и торжественные.
Слайд 11Белокаменные фасады соборов украшали резьбой по камню. Наличие каменного декора
представляет собой отголосок романского стиля и связано с тем, что
Андрей Боголюбский созывал к себе во Владимир мастеров не только из Византии, но со всех земель. Уже знаменитая церковь Покрова на Нерли несет на себе отпечаток этого стиля. Церковь посвящена празднику Покрова пресвятой Богородицы, установленному Андреем Боголюбским в ознаменование объединения Руси под главенством Владимира.
Слайд 12Первым каменным храмом после нашествия татар, построенным в 1292 г.,
была монастырская церковь Николая Чудотворца Липенского мужского монастыря.
Слайд 13Другим образцом монастырского храма являлась церковь Успения Богородицы на Волотовом
поле. Обычно монастырский храм - это квадратное в плане небольшое
помещение с четырьмя столбами, тремя нефами, одной массивной апсидой на востоке, притвором на западе и одним куполом шлемообразной формы.
Слайд 14Мир Византии привнес на Русь новый строительный опыт и традиции.
Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купального храма греков.