Слайд 1Архитектура Франции XVI-XVII вв.
1. Архитектура Возрождения во Франции
( XVI в.) стиль Франциска I (1515-1547гг.)
Замок в Блуа
(1515-1524гг.), арх. Доменик де Кортона, Жак Сурдо
Замок-дворец Шамбор (1526-1559гг.) арх. Жак и Дени Сурдо, Пьер Нево
Замок Анэ (1546-1552г.) арх. Филибер Делорм
Луврский королевский дворец (с 1546г.) арх.Пьер Леско, скульптор Ж.Гужон
2. Архитектура XVII в.
Первая половина XVII в. -
Архитекторы Жак Лемерсье (1585-1642гг.), - барокко
Северо-западный дворовый фасад Лувра.
Первое сооружение Версаля.
Слайд 23. Культовые сооружения
Церковь Сорбонны (1650-е гг., арх. Жак Лемерсье)
Церковь Валь де Грасс (1654-1660гг.,арх. Франсуа Мансар)
4. Классицизм. Дворцы
Дворец Шато де Мэзон (1642-1650гг.),арх. Франсуа Мансар (1656-1661гг.), арх. Л. Лево, Ш. Лебрен, А. Ленотр.
Дворец Во ле Виконт (1656-1661гг.), арх. Л. Лево, Ш. Лебрен, А. Ленотр.
5. Стиль Людовика XIV
ведущий королевский архитектор Жюль-Ардуэн Мансар
Версаль арх. Л. Лево, Ш. Лебрен, А. Ленотр.
6. Версаль (XVII-XVIIIвв.)
Основные этапы строительства:
I – 1620-1630гг. Арх. Жак Лемерсье.
II – 1630-1659гг. Архитектор Луи Лево,
мастер садовод Андре Ленотр (1613-1700 гг.),
живописец Шарль Лебрен (161 9 -1690 гг.),
инженер-гидравлик Франции
III – с 1670-х гг. Жюль-Ардуэн Мансар (16 6 4-1 7 0 8 гг.)
Слайд 37. Общественные здания XVII в.
Дом Инвалидов (1670-е гг.,арх. Либераль Брюан)
Коллеж Четырёх наций (Коллеж Мазарини) – (1662-1672гг., арх. Л.Лево)
Восточный фасад Лувра ( 1667-1678гг.,арх. Франсуа д Орбэ, Л.Лево, Клод Перро)
8. Градостроительство XVII в.
Площадь Вогезов (бывшая Королевская площадь), 1605-1607гг.)
Площадь Побед (1684-1687гг.,арх. Ж.-А. Мансар) D= 80м
Площадь Людовика Великого (Вандомская) 1685-1701гг.,
арх. Ж.-А. Мансар, S=124х140м )
Слайд 41. Жак Лемерсье (1585-1642гг.), Дворовый Северо-Западный фасад Лувра, Церковь в
Сарбонне,
2. Арх. Франсуа Мансар. Церковь Валь де Грасс, Дворец Шато
де Мэзон
3. Арх. Л. Лево. Коллеж Четырёх наций (Коллеж Мазарини) , Дворец Во ле Виконт (1656-1661гг.), Восточный фасад Лувра, Версаль.
арх. Жюль-Ардуэн Мансар. Церковь Дома Инвалидов (1680-1706гг), Версаль, Площадь Побед (1684-1687гг), Площадь Людовика Великого (Вандомская) 1685-1701гг.,
арх. Либераль Брюан Дом Инвалидов (1670-е гг)
Клод Перро - Восточный фасад Лувра ( 1667-1678гг)
Слайд 5ГЛОССАРИЙ
Анфилада – ряд комнат или залов, расположенных по одной оси
и соединённых друг с другом дверями
Бельведер (итал., «красивый вид») –
площадка или помещение наверху здания, служащая для обозрения местности
Боскет – декоративно подстриженный кустарник или деревья
Десюдепорт – декоративная живописная или скульптурная вставка над дверью
Курдонер – парадный полураскрытый двор перед зданием, ограниченный главным и двумя боковыми корпусами
Мансарда – чердачные помещения, используемые для жилья или иных целей
Мезонин – жилая надстройка над средней частью небольшого дома
Отель – городское дворянское жилище
Слайд 6Нач.16 в. Франциск 1
Первая половина 17-го Генрих 4
Первая половина 17-го
века Людовик 13
Середина 17-го вторая половина 17-го Людовик 14.
Слайд 7Архитектура Возрождения во Франции (конец XV и XVI в.)
стиль Франциска I (1515-1547гг.) :
Рубеж XV
и XVI веков явился началом французского Ренессанса, охватывающего весь XVI и начало XVII.
Сложение и укрепление национального абсолютистского государства выдвинуло как основную проблему в архитектуре французского Ренессанса создание ансамбля дворца и города.
Важную роль стала играть проблема планировки города в связи с созданием фортификационных сооружений, продиктованных потребностями города.
Средневековый тип города с узкими хаотично расположенными улочками сменяется типом нового города с прямыми улицами и с определённым планом.
Изменение быта приводит к изменениям в планировке и архитектурных формах богатого дворянского жилища: замок-крепость превращается в замок-дворец.
В культовом зодчестве используются некоторые ордерные детали с приспособлением их пропорций и форм к готическим церковным зданиям.
Строительство дворцов в Фонтенбло, Сен-Жермене, Блуа, Шамборе и других предместьях Парижа.
Стиль Франциска I отличается сложным переплетением североитальянского Возрождения с унаследованными от поздней готики французскими традициями.
Городское жилище в основном представляло собой фахверковые трёх-четырёх этажные дома с винтовой лестницей.
Слайд 8Характерные особенности архитектуры В озрождения во Франции :
высокие
крутые крыши с люкарнами (чердачными окнами)
конические, увенчанные
башнями высокие дымовые трубы-стояки
членение фасада здания на этажи горизонтальными тягами
узкие высокие окна, так называемые «световые столбы»
ведущим мотивом наружной архитектуры становится ордер и разбивка стены по ордерной схеме
регулярность и симметричность планов и фасадов
окна и двери приобретают более гармоничные пропорции и вписываются в ордерную схему членения фасадов
горизонтальные детали: венчающие карнизы, тяги, парапеты, балюстрады становятся более внушительными по размерам и приобретают больший удельный вес в композиции сооружения.
Слайд 9Основными заказчиками архитектуры в условиях абсолютной монархии были короли и
придворная аристократия.
В Италии основным типом архитектуры были дворцы-палаццо, во Франции
таким типом становятся замки.
Слайд 10Жан Клуэ. Франциск I.
1520-1525гг.
Слайд 22Королевский замок Шамбор, 1526-1559гг., Ж. и Д. Сурдо, П. Нево
Слайд 24Замок Фонтэнбло. XVI в. архитекторы Лебретон, Шамбиж и Касторе.
Слайд 30Замок Анэ (1547-1552гг.), арх. Ф. Делорм
Слайд 31Развитие ансамбля Лувра и Тюильри
1 – Лувр в 1365 г.;
2
– Лувр и Тюильри в XVI в.;
3 – Луврско-Тюильрийский
ансамбль в XVII в.;
4 – современное состояние
1
2
3
4
Слайд 32Луврский королевский дворец в Париже, начат в 1546г.
арх. П. Леско,
скульптор Ж.Гужон
Слайд 35Павильон часов. Центральная часть западного фасада Лувра,
начат в 1624 г.
Арх.
Жак Лемерсье.
Слайд 38Культовые сооружения
Церковь Сорбонны (1650-е гг., арх. Жак
Лемерсье)
Слайд 40Церковь Валь де Грасс (1654-1660гг.,арх. Франсуа Мансар, достраивал Лемерсье)
Слайд 42Французский классицизм 17-го века.
Слайд 43
Ф. Мансар. Дворец Мезон-Лаффит. Центральная часть главного фасада.
Крупнейшим зодчим
первой половины столетия был Франсуа Мансар (1598 - 1666), построивший
большое количество загородных дворцов-замков, городских особняков (отелей), а также культовых зданий.
К числу его выдающихся произведений нужно отнести дворец Мезон-Лаффит (1642 - 1650), возведенный недалеко от Парижа для президента парижского парламента Рене де Лангей. В отличие от традиционных композиций более ранних загородных замков здесь нет замкнутого двора, образуемого главным корпусом и служебными флигелями. Все служебные помещения размещаются в цокольном этаже здания. Скомпонованное в виде буквы "П" вокруг открытого в парк курдонера, здание хорошо обозревается со всех сторон.
Слайд 44Загородный дворец Шато де Мэзон, 1642-1650гг., арх. Ф. Мансар
Слайд 47Загородный дворец Шато де Мэзон , 1642-1650гг. арх. Фр.
Мансар.
1 – большая лестница, 2 – комнаты короля, 3 –
комнаты королевы
1
2
2
2
2
3
3
3
3
Слайд 48Загородный дворец Во ле Виконт. 1656-1661гг.
Арх. Л. Лево, художник-декоратор
Ш. Лебрэн, ландшафт –А. Ленотр
Слайд 53Главный вход со стороны парка
Главный вход в замок Во ле
Виконт
Слайд 55Версаль (XVII-XVIIIвв.)
стиль Людовика XIV
Слайд 56Версаль. Перспектива Большого дворца и парка с восточной стороны. Дворец
построен Лево и Лебреном на месте охотничьего замка Людовика XIII
в 1660-х годах; расширялся и перестраивался Мансаром и Габриэлем (по гравюре Перелля)
Слайд 62Версаль. Зеркальная галерея дворца.
Слайд 65Версаль. Фасад со стороны парка.
Слайд 742. Культовые сооружения
Церковная архитектура Франции XVII в. опиралась на композиционные
решения и мотивы римского барокко (Иль Джезу, собор св. Петра)
Культовые
сооружения, созданные французскими архитекторами в традициях национальной архитектуры, знаменовали поворот к классицизму.
Наиболее значительным сооружением является церковь Госпиталя инвалидов – образец монументально-парадного культового здания, выражающая мощь французского абсолютизма.
Купол церкви Дома инвалидов состоит из трёх оболочек:
- верхняя служит наружной кровлей (свинцовая)
- средняя – внутренним перекрытием с плафонной росписью (тонкая кирпичная)
- нижняя (диаметром 28м) с большим круглым отверстием в середине служит декоративным венцом и создаёт раму для перспективного удаления росписи средней оболочки (каменная).
Слайд 75Церковь Госпиталя инвалидов в Париже, 1680-1706гг., арх. Ж.-А. Мансар
Общая высота
107м
Слайд 76Церковь Дома инвалидов, 1680-1706гг., арх.Ж.-А. Мансар. Общая высота 107м
Слайд 771. Общественные здания XVII в.
Возведение общественных зданий в
XVII столетии велось в значительно меньших размерах в сравнении с
дворцовым строительством.
Наиболее крупными сооружениями общественного назначения явились:
- Военный госпиталь (Дом инвалидов), построенный в 1671-1678 гг.
арх. Либераль Брюан
- Коллеж Четырёх наций (Коллеж Мазарини), построенный в 1662-1672 гг.
Коллеж являлся учебным заведением, в котором обучались дворянские сыновья.
Слайд 79Коллеж Четырёх наций (Коллеж Мазарини),1662-1672гг.,арх. Л.Лево
6 марта 1661 года,
кардинал и министр Мазарини передал значительные средства молодому королю Людовику
XIV на сооружение коллежа для шестидесяти представителей дворянских родов из провинций, объединённых королевской властью в результате Вестфальского (1648) и Пиренейского (1659) мирных соглашений (откуда произошло имя — «Коллеж Четырёх Наций», которыми были Артуа, Эльзас, Пиньероль и Руссильон). Мазарини пожелал быть захороненным в часовне коллежа.
Слайд 80Развитие ансамбля Лувра и Тюильри
1 – Лувр в 1365 г.;
2
– Лувр и Тюильри в XVI в.;
3 – Луврско-Тюильрийский
ансамбль в XVII в.;
4 – современное состояние
1
2
3
4
Слайд 81Дворец Лувр в Париже. XVI-XIX вв.
Слайд 84Площадь Вогезов
Place des Vosges
Самая старинная площадь Парижа. Расположена
в квартале Маре и представляет собой правильный квадрат
со сторонами по 140 метров. До 1799 г. называлась Королевской – Place Royale.
Слайд 873. Градостроительство XVII в.
Данный период характеризуется отмиранием феодального
города, ограниченного крепостными стенами.
Процесс формирования нового города происходит в
двух направлениях:
- продолжается стихийный рост города, в особенности беднейшей, ремесленной части кварталов;
- с другой стороны начинается планомерное строительство городских парадных ансамблей: площадь Вогезов, площадь Побед, площадь Людовика Великого (позднее Вандомская).
Триумфальные арки – как символ французского абсолютизма, прославляющие власть короля Людовика XIV. (ворота Сен-Дени в Париже.)
Регулирование планировки района Парижа, примыкающего с запада и востока к Лувру-Тюильри. Ось Лувр – Тюильри определила направление «парижского диаметра» , превратившуюся впоследствии в главную магистраль Парижа.
Слайд 88Вандомская площадь (фр. Place Vendôme), ранее площадь Людовика Великого XIV (Place
Louis le Grand) — одна из «пяти королевских площадей» Парижа. Ж.-А.
Мансар
Слайд 89Париж. Вандомская площадь, 1685 г., арх. Ж.-А. Мансар
Слайд 91Художественные особенности архитектуры Франции
второй половины XVIIв.
Огромный пространственный размах
построек и ансамблей.
Развитие классицизма в пределах барокко
Последовательное применение классической ордерной
системы.
Преобладание горизонтальных членений над вертикальными.
Целостность и единство объёмной композиции и внутреннего пространства сооружения.
Анфиладное решение внутреннего пространства.
Продольно-осевое построение плана
Повышенная помпезность архитектурных форм (особенно в интерьере).