Слайд 1Работа выполнена студенткой 1 курса группы Исб-1201-04-00 Коряковой Александрой
Архитектура и
живопись Руси в период феодальной раздробленности
Слайд 2План
Введение
Владимиро-Суздальское княжество
Каменные стены с золотыми воротами
Успенский собор
Церковь Покрова на Нерли.
Дмитриевский
собор.
Особенности архитектуры Владимиро-Суздальского княжества
Владимиро-Суздальская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
«Боголюбская Богоматерь»
Спас
Эммануил
«Богоматерь Максимовская»
Богоматери Оранта с медальоном Спаса Еммануила на груди
Галицко-Волынское княжество
Церковь св. Пантелеймона
Успенский собор
Особенности архитектуры Галицко-Волынского княжества
Живопись Галицко-Волынского княжества
Новгородская земля.
Новгород
Николо-Дворищенский собор
Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря
Ладога
Георгиевская церковь
Особенности архитектуры Новгородского княжества
Новгородская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Заключение
Библиография
Слайд 3Введение
Эта тема довольно актуальна для исторического сообщества, так как для
выстраивания общей исторической картины периода феодальной раздробленности необходимо учитывать быт
и культуру представленной эпохи.
Для меня эта тема актуальна в связи с моим интересом к истории архитектуры.
Слайд 5Владимиро-суздальское
княжество
Архитектура
Слайд 6Золотые ворота Владимира
Архитекторы: мастера, присланные Фридрихом Барбароссой (В.Н.Татищев)
Время постройки: 1158
г – 1164 г.
Задачи: военно-инженерная (оборона) и триумфальная (высокая
триумфальная арка, ведущая в княжеско-аристократическую часть города) (Н.Н.Воронин)
Слайд 7Расположение в городе
I – город Мономаха (Печерний город);
II –
Ветчаной город;
III – Новый город;
IV – детинец;
1
– церковь Спаса;
2 – церковь Георгия;
3 – Успенский собор;
4 – Золотые ворота;
5 – Оринины ворота;
6 – Медные ворота;
7 – Серебряные ворота;
8 – Волжские ворота;
9 – Дмитриевский собор;
10 – Вознесенский монастырь;
11 – Рождественский монастырь;
12 – Успенский (Княгинин) монастырь;
13 – Торговые ворота;
14 – Ивановские ворота;
15 – ворота детинца;
16 – церковь Воздвижения на Торгу.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
11
I
II
III
IV
Слайд 8Общий вид до перестроек
Золотые ворота. Реконструкция А.В.Столетова.
Золотые ворота. Чертеж фон
Берка и Гусева.
Размеры:
Высота пролета 15 м; в н. в.
13,5 м.
Ширина пролета около 5 м.
Земляной вал 9 м * 24 м.
Ров 8 м * 22 м.
Слайд 10Успенский собор
1158 -1160 гг
Размеры:
До перестройки: ширина — 17.6 м,
а длина — 27.5 м .
После перестройки: ширина собора
31.3 м, а длина (с апсидами) — 37.8 м.
Толщина наружных стен 1.7—1.8 м.
Назначение
кафедральный храм Владимиро-Суздальского княжества
венчание на княжение владимирских и московских князей
Слайд 11План Собора и общий вид до перестройки
Слайд 12План Собора и общий вид после перестройки
Слайд 14Церковь Покрова на Нерли
1166 г.
Размеры
Общая длина здания 13.5 м, ширина
10.3 м.
Высота – 20.8 м.
Толщина стен 0.97—1.08 м
Общая глубина подземной части храма (цоколь и фундамент) – около 5.3 м.
Слайд 18Дмитриевский собор.
между 1193 и 1197 гг.
Всеволод Большое Гнездо
в
честь великомученика Димитрия Солунского
ширина 14.8 м, общая длина 19.4 м.
Толщина стен от 1.12 до 1.23 м
Высота до верха фасадов 17.26 м,
до верха купола — 29.65 м,
высота с крестом 34.04 м
Диаметр барабана равен 6.8 м,
крест высотой 4.39 м, шириной 2.76 м
Слайд 20Рельефы
Всего около 600 рельефов.
улыбающиеся львы;
святой Никита избивает беса;
царь Давид, поющий
и играющий на славянских гуслях;
грифон, терзающий зайца;
охотник (возможно, Геракл), убивающий
льва;
скачущий всадник;
птица Сирин борется с барсом;
великий князь Всеволод Юрьевич со своими пятерыми сыновьями
Слайд 21Особенности Владимиро-суздальского зодчества
Привлечение западноевропейских мастеров.
Архитектура владимиро-суздальских храмов – величественная и
монументальная.
Материал: блоки белого камня – этот строительный материал станет традиционным
для зодчества владимиро-суздальской школы.
2-х ярусность владимиро-суздальских храмов
Окна только в верхней части и очень небольшие по размеру.
использование в наружном декоре мелкого изобразительного рельефа.
Стройные пропорции храмов
Широкое применение скульптурной резьбы
Слайд 22Иконопись
Боголюбская богоматерь
Спас Эммануил
более свободная и смелая манера письма и более
открытый цвет
русские черты
яркие и жизнерадостные краски
любовь к украшениям
Слайд 23Иконопись
Богоматерь Максимовская
Великая панагия
Слайд 25Церковь св. Пантелеймона
Конец XII—первое десятилетие XIII в.
Длина 19.7 м,
Ширина
17.3 м.
Толщина стен 1.04 м.
В 1611 г. перестроена
в католическую базилику и получила название Костел Станислава
Слайд 26Церковь св. Пантелеймона
Западный портал
Апсиды
Слайд 27Успенский собор
1156 г.
Длина – 34.7 м, Ширина – 20.6
м.
Толщина стен:
1.5—1.7 м.
Высота фасада храма – 18.5
м.
Вместе с куполом - более 35 метров
Слайд 30Особенности архитектуры Галицко-Волынского княжества
Заимствования из романского стиля.
Строительный материал - местный
камень (различные породы алебастра и известняка)
Облицовка стен керамическими рельефными плитками
Статичная уравновешенная композиция с одной массивной главой.
Храмы имели очень строгий характер и чрезвычайно ограниченное количество декоративных элементов - лишь поясок каменной резьбы по верху барабана и апсид.
Слайд 33Николо-Дворищенский собор
1113—1136 гг. [НПЛ].
Строитель:
мастер Пётр
Основатель:
Мстислав I Владимирович
Длина
храма 23.65 м,
Ширина 15.35 м,
Толщина стен 1.2 м.
Глубина
фундамента 1.9 м.
Назначение: главный вечевой храм Новгорода.
Слайд 36Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря
Время постройки:
1117 - 1119 г. [НПЛ].
Роспись
- 1125 г.
Его длина 19.2 м
ширина 12.7 м,
толщина стен
1.1—1.2 м.
Формат кирпичей 22.5 см при толщине 7.5 см. В кладке встречаются узкие кирпичи.
Слайд 37план
Реконструкция
Г. М. Штендера и В. А. Дружинина
Слайд 40Георгиевская церковь
1165—1166 гг.
Размер церкви:
длина 11.2 мширина 10.3 м.
Толщина
стен 0.8—1 м, западной — 1.1 —1.5 м.
Высота храма
до купола 14.4 м.
Глубина фундамента 0.8 м.
Слайд 43Особенности архитектуры Новгородского княжества
Самобытность традиций, связанная с возможностью развития в
стороне от других княжеств, в дальнейшем способствовавшая сохранению раздробленности Руси.
Влияние
готики: высокие щипцовые крыши, вытянутые луковицы, стремление расширить внутренний объем здания.
Фасады храмов почти полностью лишены декоративных элементов => "Северная" сдержанность во внешнем и внутреннем облике.
Применение традиционных народных приемов; наличие элементов русской деревянной резьбы в камне - мережка, камень в рубец и т. П
В связи с грубой формой применяемого для строительства местного камня, почти все сооружения штукатурились и белились.
Небольшие размеры сооружений.
мягкость форм, строения, вылепленные руками,
Слайд 44Иконопись
«Николай Чудотворец»
«Мученица Ульяна»
Слайд 45Иконопись
«Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»
«Никола Липенский»
Слайд 46Заключение
В разных климатических, культурных и политических центрах сложились собственные школы
русского зодчества и иконописи. Некоторые из их строений известны (такие
как Церковь Покрова на Нерли и Успенский собор во Владимире), некоторые являются лишь местными достопримечательностями, но они сыграли значительную роль в становлении архитектуры и живописи на Руси.
Слайд 47Библиография
Зодчество Древней Руси [Текст] / П. А. Раппопорт; АН СССР.
- Л. : Наука, 1986. - 158, [2] с.: ил.
: ил. - (Из истории мировой культуры). - Библиогр.: с. 157-159. - Б. ц. http://www.russiancity.ru/books/b57.htm#c3
Древнерусская архитектура / П. А. Раппопорт. - Санкт-Петербург : Стройиздат, 1993. - 288 с. - Б. ц. http://www.rusarch.ru/rappoport8.htm
К уточнению реконструкции золотых ворот во Владимире / С.В. Заграевский - Москва, 2008 г. http://zagraevsky.com/goldengates.htm