Слайд 1Лекция 3.
Элементы Бизнес-архитектуры и ИТ-архитектуры
Архитектура информационных систем
Слайд 2Рекомендуемая литература
Б. Я. Советов, А. И. Водяхо, В. А. Дубенецкий,
В. В. Цехановский. Архитектура информационных систем: учебник для студ. учреждений
высш. проф. образования. - М. : Издательский центр «Академия», 2012.
А.В. Данилин, А.И. Слюсаренко. Архитектура предприятия. М: ИНТУИТ, 2007 - http://www.intuit.ru/department/itmngt/entarc/
Слайд 3Домены (предметные области) архитектуры
Слайд 4Архитектура информационной системы
Слайд 5Иные представления архитектуры
Слайд 6Модель описания стратегии и архитектуры информационных технологий
Слайд 7Элементы описания стратегии и архитектуры информационных технологий
Миссия и видение.
Руководящие принципы.
Утверждения, описывающие принципы и ключевые элементы философии использования информационных технологий.
Цели,
задачи и стратегии.
Архитектура информационных технологий.
Слайд 8Элементы описания бизнес –архитектуры и архитектуры информационных технологий
Политики (правила).
Политики
являются общими утверждениями, которые задают направления и цели, связанные с
инициативами в области ИТ. Они носят, как правило, достаточно высокоуровневый и общий характер и обеспечивают скоординированный процесс планирования, закупку критически важных технологий, эффективную разработку систем и эффективное использование информационных технологий и ресурсов.
ИТ-стандарты.
Стандарты – это обязательные к использованию утверждения, касающиеся используемых технологий, продуктов и/или услуг. Они должны быть достаточно полными и в то же время определять разумный минимум требований, обязательных для использования.
Процедуры.
Процедуры – это инструкции, описывающие, как выполняются политики и стандарты. Процедуры устанавливают и описывают процессы, которые выполняются на регулярной основе.
Руководства или рекомендации.
Руководства и рекомендации – это описания лучших практик или приемлемых подходов к практической реализации политик и процедур. Руководства могут стать стандартами.
Слайд 9Политики, стандарты и процедуры
Слайд 10Эволюция контента Архитектуры предприятия
Когда организация находится в самом начале процесса
разработки своей архитектуры, то, как правило, нет полной ясности и
согласия по поводу используемых моделей и даже разбиения архитектуры на представления (домены).
Будущие состояния архитектуры должны описываться с использованием соответствующих моделей, описывающих отдельные представления (домены) будущей архитектуры.
Слайд 11Примеры общих принципов, связанных с архитектурой в целом
Слайд 12Примеры декларируемых принципов в области ИТ-инфраструктуры
Инфраструктура должна быть основана на
использовании технологий, поддерживающих открытые стандарты.
Инфраструктура (совместно с принципами управления данными
и разработки приложений) должна обеспечивать взаимодействие систем.
Слайд 13Примеры принципов в области управления данными:
Информация является ценным ресурсом, который
передан в управление менеджерам, и этим ресурсом необходимо соответствующим образом
управлять.
Бизнес-структуры (отделы, департаменты), являющиеся владельцами данных, отвечают за целостность и распространение данных.
Данные уровня отдельных бизнес-структур должны быть явно описаны и доступны всем остальным бизнес-структурам.
Верхний уровень собирает только самый необходимый минимум данных и стремятся уменьшить нагрузку на тех, кто должен предоставлять данные.
Данные вводятся в информационные системы один раз, и тут же выполняется проверка их корректности.
Слайд 14Примеры принципов, связанных с прикладными системами:
Прикладные системы разрабатываются на основе
стандартной, единой методологии.
Все структурные подразделения используют общие методы представления информации
пользователям в своих приложениях и координируют работы по созданию пользовательского интерфейса межфункциональных систем.
Создание межфункциональных прикладных систем приветствуется.
Руководство заранее планирует процесс замены устаревших прикладных систем.
Слайд 15Примеры принципов, связанных с управлением и контролем:
Единая архитектура, соответствующие стандарты
и руководства используются всеми структурными подразделениями в процессе принятия решений
о своих информационных системах.
Стандарты пересматриваются регулярно не реже одного раза в два года с участием представителей структурных подразделений.
Руководство структурных подразделений стремится к кооперации и партнерству с другими структурными подразделениями в области информационных технологий.
Слайд 16Стандарты архитектуры предприятия
Слайд 17Разработка и применение стандартов
Слайд 20Критерии классификации моделей
формальные (использующие общепринятые правила, нотации и средства) и неформальные ;
количественные – позволяющие
производить численные оценки и проверки, и качественные, предназначенные для понимания поведения
и структуры системы;
описательные – предназначенные только для восприятия человеком, или исполняемые, позволяющие исследовать их поведение и использовать полученные результаты для выводов об исходной системе.
Слайд 21Примеры качественных и описательных моделей
Слайд 24Модели, используемые для различных представлений (доменов) и перспектив (уровней абстракции)
Слайд 25Пример описания системы
В качестве примера возьмем онлайновую систему выполнения заказов
некоторого гипотетического магазина.
Для описания требований к системе, ее проектирования
и разработки можно рассматривать динамические и статические модели на различных уровнях абстракции:
уровень контекста,
концептуальный,
логический,
физический уровни.
Слайд 26Концептуальный уровень абстракции
Модель на самом высоком уровне описывает бизнес-процессы продавца и
содержит простой сценарий использования (use case), описывающий взаимодействия между системой
и акторами
Динамическая модель для этого уровня должна отражать взаимодействия между клиентом и магазином.
При этом сама проектируемая система выступает как один из акторов процесса в качестве "черного ящика".
Клиент и сотрудник(и) магазина выступают как внешние по отношению к системе акторы.
Весь процесс рассматривается с точки зрения клиента и сотрудника.
Клиент осуществляет заказ через Интернет.
Оплата выполняется с помощью кредитной карты.
Заказ посылается по указанному адресу.
Уведомление о выполнении заказа посылается по электронной почте.
Слайд 27 Динамическая концептуальная модель процесса закупки товара
Слайд 28Статическая модель
Статическая модель на этом уровне абстракции отражает структуру классов и
связи между объектами, необходимость в которых становится очевидной при анализе
динамической модели.
Модель отвечает на вопрос "Какие объекты должен понимать клиент для того, чтобы выполнить транзакцию, связанную с покупкой?"
Слайд 29Статическая модель процесса закупки товара в магазине
Слайд 30основные элементы бизнес-архитектуры
Бизнес-стратегия, функции и организационные структуры – собрание целевых
установок, планов и структур организации.
Данная информация может быть представлена
в самых разных форматах, но наиболее важный аспект состоит в создании контекста для описания бизнес-процессов.
Архитектура бизнес-процессов, которая определяет основные функциональные области организации.
Показатели эффективности. Этот аспект состоит в определении ключевых показателей эффективности (КПЭ) работы организации, их текущих уровней и желаемых, будущих уровней и включает в себя также разработку на верхнем уровне модели КПЭ для мониторинга.
Слайд 35Основные модели и инструменты описания бизнес-архитектуры
Слайд 38Компоненты декомпозиции функций/процессов
Слайд 40Компоненты анализа бизнес-событий
Слайд 42Компоненты модели местоположений
Слайд 45Примеры анализа бизнес-архитектуры
Анализ цепочек создания добавочной стоимости (А нужно ли
вообще выполнять этот шаг?)
Динамическое моделирование (Как эта модель выполнения бизнес-функций
будет себя вести при различных значениях на входе и доступных ресурсах, и как со временем будет меняться поведение процесса?)
Анализ пересечений и непокрытых областей (Gap-overlap analysis) (Будет ли наша бизнес-архитектура иметь избыточные элементы, и есть ли в ней "пробелы"?)
Соотнесение затрат с активностями (Activity-based costing) (На каких процессах, каналах продаж и заказчиках мы реально зарабатываем или теряем деньги?)
Обучение (Как эти бизнес-процессы соотносятся с другими?)
Общая стоимость владения (Сколько стоит этот процесс?)
Возврат инвестиций (ROI) (Будет ли достигнут возврат инвестиций в данный бизнес-процесс и когда?)
Слайд 46Другие методы анализа бизнес-архитектуры
Слайд 47Сервис-ориентированная архитектура
В связи с развитием принципов сервис-ориентированной архитектуры и появлением
технологически нейтрального, платформенно-независимого языка описания и выполнения бизнес-процессов BPEL (Business
Process Execution Language) появилась возможность не только моделировать бизнес-процессы, но и делать их целиком или частично доступными другим системам и организациям в виде сервисов.
К этому можно добавить также возможности еще одного стандарта XML Metadata Interchange (XMI) для обмена (экспорта/импорта) данных практически в любые интеграционные продукты.
Это дает возможность создавать модели и репозитории бизнес-процессов для их эффективной интеграции.
Подробная информация о новых стандартах для моделирования процессов можно найти на сайте www.bpmi.org.