Слайд 1Архитектура итальянского барокко.
Лекция 2.
Слайд 21. Введение.
2. Периодизация и художественные особенности.
3. Микеланджело и генезис архитектурного
барокко.
4. Рациональное и иррациональное в художественном языке эпохи.
5.
Типология барочных строений: церкви, палаццо, виллы. Связь с естественным окружением.
6. Архитектурное творчество Д. Фонтана, К. Мадерна и Л. Бернини. Купол и площадь собора св. Петра в Риме.
Слайд 3Полититческая карта Европы
В Европе XVII века абсолютная монархия во Франции,
монархии в Дании, Норвегии, Пруссии, Португалии, Швеции и Шотландии соседствовали
с буржуазной республикой в Голландии, Швейцарской конфедерацией, «шляхетской республикой» в Польше, абсолютной монархией, буржуазной республикой и конституционной монархией — в Англии, колониальной империей и католической монархией — в Испании, с расколотыми на множество княжеств Италией, Ирландией и Германией.
Слайд 4Реформация и контрреформация
Слайд 5Стили в искусстве и архитектуре XVII - XVIII ст.
Барокко
Рококо
Маньеризм
Академизм
Ренессанс
Классицизм
Ампир
Италия
Микельанжело
Виньола
Палладио
Италия
Академия
братьев
Каррачи
Италия
Мадерна, Бернини,
Борромини, Гварини;
Караваджо
Испания
Веласкис, Рибейра, Сурбаран
Голландия
Рембрпндт, Гальс, Вермеер
Фландрия
Рубенс, Снейдерс, Йорданс
Франция
Стиль Регенства
Обер
Стиль
Людовика XV;
Ватто, Буше, Фрагонар
Германия
Пеппельман, Шлютер
Австрия
Фон Эрлах, Гильденбрандт
Россия
Растрелли
Италия
Федерико Цуккаро
Джан Паоло Ломаццо
Франция
Блондель, Перро,
Ленотр, Монсар;
Лоррен, Пуссен
Англия
Джонс, Рен
Франция
Габриель, Суффло
Англия
Чемберс, братья Адамс
Бельгия и Голландия
Бидермаер, Шинкель
Германия и Австрия
Гимар
Россия
Баженов, Казаков, Воронихин
Дж. П. Беллори
Слайд 6Барокко (предположительно: от португальского perola barroca — жемчужина причудливой формы
или от лат. baroco — мнемоническое обозначение одного из видов
силлогизма в схоластической логике), главенствующий стиль в европейском искусстве конца 16 — середины 18 веков.
Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, барочная эстетика строилась на антитезах человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил.
Барокко
Слайд 7Джакомо Делла Порта; Виньола. Иль Джезу. Рим. 1571-1577.
Италия в
17 столетии:
Рождение барокко
Слайд 8Карло Мадерно. Санта Сусанна. Рим. 1597-1603.
Слайд 9Периодизация и художественные особенности.
Раннее итальянское барокко — 1580-1633 гг. Джиакомо
делла Порта, Доминико Фонтана, Карло Мадерна.
Расцвет итальянского барокко — 1633-1700
гг. Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Пьетро Берретини, прозванный да Кортона, Андреа Поццо.
Позднее итальянское барокко — 1700-1750 гг. Филиппе Ювара, Алессандро Галилеи, Николо Сальви и Луиджи Ванвителли.
Слайд 10Иль Джезу, Рим. Фасад 1568-1573, Джиакомо делла Порта
Слайд 11Иль Джезу, Рим. Проект Виньола,1568
Завершеие сторительства Джиакомо делла Порта,
1568-1573.
Слайд 12Джиакомо делла Порта. Иль Джезу. Рим. Фасад 1568-1573.
Слайд 13Иль Джезу, Рим. Интерьер. Роспись интерьера.
Слайд 14Иль Джезу, Рим. Роспись интерьера.
Слайд 15Черты барокко в ранний период
Стремление объединить пространственные решения с
архитектурным оформлением;
живописно-динамическая группировка архитектурных масс и членений;
большая протяженность
и высотность построек;
эффектное использование контраста света и тени;
свободное формообразование со сгущением и нарастанием отдельных структурных элементов;
многостороннее применение скульптуры и живописи.
Слайд 16Микеланджело и генезис архитектурного барокко
«Сикстинский плафон» Микеланжело считается первым произведением
стиля Барокко, в котором происходит столкновение нарисованных, но скульптурных по
осязательности фигур, и архитектурного каркаса, написанного на потолке, не согласованного с реальным пространством. Фигуры, чьи размеры вводят зрителя в заблуждение, не гармонируют, а диссонируют с живописным, иллюзорным пространством, созданным для них художником.
Микеланжело. Роспись потолка Сикстинской капеллы. Ватикан. 1508-1611.
Слайд 17Микеланжело. Оживление Адама. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Ватикан. 1508-1611.
Слайд 18
Микельанжело. Вестибюль библиотеки Сан-Лоренцо. Флоренция. 1525-1529
Слайд 19Микеланжело. Ансамбль Капитолия. Рим. 1538-1539.
Слайд 20Микеланжело. Ансамбль Капитолия. Рим. 1548.
Слайд 21Микеланжело. Фрагмент интерьера Капеллы Медичи 1526-1533.
Слайд 22Типология барочных строений.
Церкви и монастыри
В период контрреформации, начинают отдавать
предпочтение базиликальной форме плана или сочетанию центрического плана с продольным.
Монастыри в эпоху барокко сохраняют свое традиционное строение. Крестовые планы применяются в виде исключений и представляют интерес лишь тогда, когда они решаются в виде аркад на колоннах.
Отдельные ордена, которые не практиковали общих богослужений, отказываются от цветного разукрашивания храмов (если не говорить об алтарях). Именно здесь можно видеть, что барочный стиль в своем стремлении к большим глубинным и высотным пространственным решениям конструкций и к выразительным формам в духе своего времени добился самых высоких достижений.
Слайд 23Виньола; Джиакомо делла Порта. Иль Джезу, Рим. 1568-1573.
Церковь иезуитов
представляет собой нормальный тип церковной постройки времен барокко, который повторяется
в многочисленных храмах.
Слайд 24Доминикино, 1581—1641. Церковь св. Игнатия, Рим, 1626.
Слайд 25Балтазар Лонгена. Церковь Санта Мария делла Салюте. Венеция.
Проект 1631-1632,
освящена в 1687.
Стремление к новизне вызвало появление самых разнообразных
комбинаций, главным образом рассчитанных на эффект купольных пространств.
Слайд 26Карло Райнальди. С. Мария ин Кампителли, Рим, 1663-1667. Интерьер. План.
Слайд 27Борромини вводит круглые, полукруглые и эллиптические пространства, круглые замыкания и
даже купола овальной формы.
Ф. Борромини. Церковь Сан Карло Але Кватро
Фонтане. Рим. 1665-1676. План. Подкупольное пространство.
Слайд 28Гварино Гварини. С. Лоренцо, Турин; 1686. Подкупольное пространство. Общий вид.
План.
Слайд 29Палаццо
Палаццо (итал. palazzo, от лат. palatium — дворец; название происходит
от Палатинского холма, на котором строили свои дворцы древнеримские императоры),
тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского Возрождения и барокко, сложился в 15 в.
Классическое палаццо представляло собой 3-х, реже 2-х или 4-х этажное здание, выходившее фасадом на улицу; его композиционным центром был внутренний двор, обнесённый арочными колоннадами. В 1-м этаже палаццо располагались служебные, во 2-м — парадные, в 3-м — жилые помещения.
Слайд 30
Антонио да Сангало младший. Палаццо Фарнезе. Рим. Нач. в 1511.
Мартино Лунге старший, Фламинцо Понцио. Дворец Боргезе. Рим.
1590 -
1615.
В планах проявляется склонность к большей протяженности здания в длину, с соответствующим уменьшением глубины постройки.
Слайд 31 При размещении отдельных помещений особенное внимание уделяется удобному расположению главного
портала, вестибюля, лестничной клетки и главного зала.
К. Мадерна и
др. Палаццо Барберини. Рим. 1624. План. Общий вид.
Слайд 32Микеланджело. Палаццо Фарнезе.
Рим. После 1546.
Ренессанс
Барокко
Л. Бернини. Палаццо Одескальки. Рим. 1661.
Слайд 33Фасады образуют сплошной прямой фронт, без угловых флигелей и большей
частью без выступающей вперед средней части.
Палаццо Памфли. Рим.
Слайд 34Средний этаж трактуется как главный, имеет большую высоту и более
обильное обрамления окон.
К. Мадерна и др. Палаццо Барберини. Рим. 1624.
Слайд 35Ф. Юварра. Палаццо Мадама. Турин. 1716.
Нижний этаж часто образует высокий
цоколь, на котором покоятся пилястры „большого ордера".
Слайд 36Окнам придается более мощное и пышное оформление, часто при помощи
фантастически изогнутых наличников.
Гварино Гварини. Палаццо Кариньяно. Турин. 1679-1692.
Слайд 37 Через главный портал входят в вестибюль.
Чаще всего это открытый
зал с живописными сквозными видами.
Ф. Юварра. Палаццо Мадама. Турин. 1716.
Вестибюль.
Слайд 38Часто применяются архитектурные декорации с действительной или иллюзорной перспективой.
Ф. Борромини.
Перспективная галерея в палаццо Спада. Рим. 1716.
Слайд 39Архитектурное творчество
Д. Фонтана, К. Мадерна и
Л. Бернини.
Слайд 40Важным аспектом барочного городского планирования стала введенная в практику Сикстом
V организация открытых пространств вокруг обелисков.
В 1595 г. папа Сикст
V заказал Доменико Фонтана проект перепланировки Рима.
Слайд 41В сравнении с эскизами собора Св. Петра Микеланжело, исполнитель проекта
Джакомо делла Порта в 1588—1590 гг. усилил динамику сооружения, сделав
купол параболическим. Тем самым был отменен ренесансный идеал равновесия, в котором зрительная устремленность снизу вверх гасилась статичностью полуциркульной формы.
Деревянная модель купола
Собора Св. Петра.
Микеланжело, 1546.
Слайд 42 Среди прочих проектов центральное место отводилось собору св. Петра.
В 1604
г. строителем собора св. Петра был назначен Карло Мадерна (1556—1629).
В
1605 г. Павел V решает приставить к центральной части собора продольный неф. Расширив по сравнению с куполом боковые капеллы Мадерна пытался обеспечить хорошее освещение для купольного пространства, что удалось ему лишь частично.
В 1612 году, по распоряжению Павла V, началась подготовка к возведению колоколен.
Слайд 43Собор Св. Петра. Фасад Карло Мадерна, 1606-1620.
Слайд 44Собор Св. Петра. Карло Мадерна, 1606-1620. Интерьер. Фрагмент фасада.
Слайд 45Джан Лоренцо Бернини
Джан Лоренцо Бернини (1599—1680), флорентинец, родился в Неаполе,
был скульптором, впоследствии посвятил себя архитектуре, а в конце своей
деятельности занимался также живописью.
Слайд 46Дж. Л. Бернини. Алтарь-дарохранительница в соборе Петра. Рим. 1633.
Слайд 47От этого произведения Лоренцо Бернини принято отсчитывать второй период эпохи
расцвета барокко.
Дж. Л. Бернини. Киворий (алтарь-дарохранительница) в соборе Петра.
Рим. 1633.
Слайд 48Дж. Л. Бернини. Киворий (алтарь-дарохранительница) в соборе Петра. Рим. 1633.
Слайд 49Дж. Л. Бернини. Киворий (алтарь-дарохранительница) в соборе Петра. Рим. 1633.
Слайд 50Дж. Л. Бернини. Лоджия св. Лонгена в соборе Петра. Рим.
1633.
Слайд 51 Дж. Л. Бернини.
Площадь перед собором св. Петра. 1657.
Дж. Л.
Бернини. Первый прямоугольный вариант планировки площади.
Слайд 52Колоннада «подобно распростертым объятиям» охватывает площадь.
Слайд 53Площадь состоит из двух частей: овальной, раскрытой к городу, и
трапециевидной, включающей многоступенчатую паперть собора.
Композицию замыкает гигантский, эллиптически построенный
внешний двор, ограниченный колоннадой из 284 дорических травертиновых колонн. Центр огромной площади (ее общая глубина — 280м) фиксирует обелиск, а фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось.
Джан Лоренцо Бернини. Площадь перед собором Св. Петра. Рим. 1657— 1663.
Слайд 54Площадь и собор Св. Петра, Рим, Ватикан. 1657— 1663.
Слайд 55Площадь и собор Св. Петра, Рим, Ватикан. 1657— 1663.
Слайд 56Джан Лоренцо Бернини. Колоннада площади Св. Петра, (1657— 1663), Рим.
Слайд 57Джан Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Рим. 1657— 1663.
Слайд 58В „Скала Реджа" („Королевской лестнице", 1663—1666), соединяющей собор св. Петра
с Ватиканским дворцом, Бернини прибегает к перспективному „трюку": лестница, по
мере удаления от нижней площадки, сужается, а колонны, размещенные на ее ступенях, — сближаются и уменьшаются по высоте, различную высоту получили и сами ступени.
Это создает впечатление огромного масштаба и протяженности лестницы (что, в свою очередь, делает особенно эффектным выход папы, его появление в соборе во время богослужения).
Джан Лоренцо Бернини. Скала Реджиа. Ватикан, 1663—1666.
Слайд 59Джан Лоренцо Бернини. Проект Скала Реджиа, 1663—1666, Ватикан
Слайд 60Джан Лоренцо Бернини. Церковь Сант Андреа аль Квиринале. Рим. 1658
– 1665.
Слайд 61Пантеон. Рим. 118. Интерьер. План.
Слайд 62Джан Лоренцо Бернини. Церковь Сант Андреа аль Квиринале. Интерьер.
Слайд 63Джан Лоренцо Бернини. Церковь Сант Андреа аль Квиринале. План. Интерьер.
Слайд 64Джан Лоренцо Бернини. Церковь Сант Андреа аль Квиринале. Интерьер.
Слайд 65Дж. Л. Бернини. Интерьер послушнической церкви иезуитов
Сант Андреа аль
Квиринале, Рим. 1658 – 1665.
Слайд 66Литература:
Вопросы всеобщей истории архитектуры. Москва, 1961.
Михайлов Б.П. Всеобщая история архитектуры.
Москва, 1963.
Брунов Н.И. Рим. Архитектура эпохи Барокко. М.,1937.
Вёльфлин Г.
Ренессанс и Барокко. Исследование о сущности и происхождении стиля Барокко в Италии [1888]. СПб.,1913.
Гартман К.О. История архитектуры. Т.2. ОГИЗ ИЗОГИЗ, 1938.
Лоренцо Бернини: Воспоминания современников. М.,1965.
Николаев И.С. Искусство архитектуры и градостоительства. Москва, 1964.
Цирес А.Г. Искусство Архитектуры. 1946.