Слайд 3Франсуа Мансар
(13 января 1598 — 23 сентября 1666) — французский
архитектор, зачинатель традиций классицизма во Франции.
Мансар стремился придать объёмно-пространственной композиции
здания предельную чёткость и лаконичность, не поступаясь при этом свойственным французской традиции богатым пластическим решением фасадов. Практически во всех проектах он использовал традиционную для Франции крутую крышу с изломом, создававшую возможность устройства под стропилами обитаемых помещений. Будучи прекрасно знаком с новейшими достижениями итальянского барокко, предпочитал придерживаться регулярной планировки.
Для творческой манеры Мансара было характерно беспредельное стремление к совершенству. Зачастую случалось, что он полностью сносил уже возведённое сооружение и начинал заново. По этой причине воплощение его проектов обходилось в баснословные суммы. Даже среди высшей французской аристократии услуги Мансара были доступны лишь немногим избранным.
Слайд 5Северное крыло замка Блуа
Луар, XVII в
Слайд 6Замок Мезон-Лаффит
Мезон, 1642-1649 гг
Слайд 10Луи Лево
(1612 — 11 ноября 1670) — французский архитектор,
один из основоположников французского классицизма, с 1653 по 1670 год
— первый королевский архитектор.
Большое влияние на него оказал Франсуа Мансар. Отклонившись от ренессансно-барочных форм, Лево обратил внимание на более простые элементы классицизма, в дальнейшем став одним из ведущих мастеров классицизма во Франции.
По заказу Николя Фуке Лево выстроил роскошный дворец Во-ле-Виконт, который привлёк к нему внимание короля Людовика XIV. Ему было поручено повторить успех при проектировании и строительстве Версальского дворца. Одновременно Лево занимала перестройка дворца Тюильри. Под руководством Лево были построены здание Французской академии и множественные городские особняки («отели»).
Над крупными заказами архитектор работал вместе с ландшафтоустроителем Ленотром и художником по интерьеру Лебреном.
Слайд 17Дворец Во-ле-Виконт
Мелён, 1658-1661 гг
Слайд 22Восточный фасад Лувра
Париж, 1655-1670 гг
Слайд 25Колледж Четырёх наций
Париж, 1661-1665 гг
Слайд 28Версальский дворец
Версаль, 1661-1670 гг
Слайд 33Версальский дворец
Версаль, арх.Ж.Ардуэн-Мансар
Слайд 35Мраморный Трианон (арх.Ж. Ардуэн-Мансар)
Слайд 39Андре Ленотр
(12 марта 1613 — 15 сентября 1700) французский ландшафтный
архитектор, придворный садовод Людовика XIV, с 1657 года — генеральный
контролер королевских зданий.
Ленотр совместно с Луи Лево и Шарлем Лебреном трудился над созданием парка в Во-ле-Виконт. Среди других его работ можно отметить планирование и создание парка в Фонтенбло, Шантийи, замке Сен-Клу, Сен-Жерменском дворце. Также он является автором проектов Сент-Джеймсского парка в Лондоне и Гринвичского парка. Ленотр считается признанным создателем системы французского регулярного парка, господствовавшей в Европе до середины XVIII века. Наряду с этим он внёс большой вклад в практику градостроительства: он расширил аллеи Тюильри в западном направлении, где позже появилась улица Елисейские Поля, и внёс свой вклад в создание исторической оси Парижа.
Слайд 40Парковый ансамбль дворца Во-ле-Виконт
Слайд 42Парковый ансамбль дворца Шантийи
Слайд 44Парковый ансамбль дворца Фонтенбло
Слайд 45Парковый ансамбль дворца Фонтенбло
Слайд 46Парковый ансамбль дворца Тюильри
Слайд 50Парковый ансамбль дворца Сен-Клу
Слайд 59Парковый ансамбль Версальского дворца
Слайд 65Фонтан Латоны
на фоне Зеленого ковра и Большого Канала
Слайд 70Жак-Жермен Суффло
(22 июля 1713 — 29 августа 1780) — французский
архитектор, придавший архитектуре французского классицизма холодно-помпезный характер, предвещавший стиль ампир.
Мастер смелых градостроительных решений, наставник Баженова.
Изучал архитектуру в Риме. После возвращения на родину построил госпиталь в Лионе. Затем в 1750 году вновь уехал в Италию. Вернувшись во Францию, начал строительство своего наиболее известного проекта — здания Пантеона (тогда — церковь Святой Женевьевы) в Париже, строительство происходило между 1757 и 1790 годами. Суффло перестроил также ризницу и сокровищницу собора Нотр-Дам.
Опубликованная в 1841 году работа Суффло о готической архитектуре реабилитировала это направление зодчества — сначала во Франции, а затем и в других странах Европы.
Слайд 73Парижский Пантеон (церковь св.Женевьевы)
Париж, 1757-1790 гг
Слайд 79Анж Жак Габриэль
(23 октября 1698 — 4 января 1782)
— французский архитектор, имевший чин Первого королевского архитектора.
Один из основоположников
классицизма XVIII века. В своих работах в Версале (реконструкция интерьеров дворца и перестройка его северного крыла, дворцовый театр) противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры XVII века и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки.
Гармоничный, изысканный по пропорциям Малый Трианон, построенный Габриэлем в парке Версаля, знаменовал переход от аристократического дворца к интимному особняку.
Связанная с городскими магистралями планировка и открытая к Сене застройка площади Людовика XV в Париже явилась важным этапом в осмыслении архитектурного ансамбля как органической части пространственной композиции города.
Слайд 80Бургундские ворота
Париж, 1750-1755 гг
Слайд 82Компьенский дворец
Компьень, 1750 г
Слайд 83Военная школа на Марсовом поле
Париж, 1751-1775 гг
Слайд 88Малый Трианон
Версаль, 1762-1768 гг
Слайд 91Королевская Опера
Версаль, 1765-1770 гг
Слайд 95Клод-Никола Леду
(21 марта 1736 — 19 ноября 1806) —
мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма.
В 1760-е и
начале 1770-х гг. проектировал для французской знати изящные особняки «в английском вкусе».
В 1771-73 гг. при возведении театра в Безансоне обратился к архитектуре греческого Пестума, заменив иерархические ложи «народным» амфитеатром. В 1785-89 гг. возвёл вокруг Парижа пятьдесят таможенных застав, внушительные геометрические объёмы которых предвещали эстетику ампира.
В последние годы жизни сосредоточился на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Многие наброски носили откровенно утопический, если не сказать сюрреалистический характер. Первый том его проектов вышел в печать в 1804 г., второй том был опубликован посмертно, в 1847 г.
Слайд 97Камерный театр Гимар
Париж, 1772 г
Слайд 98Здание театра
Безансон, 1771-1773 гг
Слайд 101Застава Ла-Виллет
Париж, 1785-1789 гг
Слайд 102Ротонда в парке Монсо
Париж, 1785-1789 гг
Слайд 103Павильон на площади Наций
Париж, 1785-1789 гг
Слайд 104Павильон на площади Денфер
Париж, 1785-1789 гг
Слайд 105Ансамбль королевских солеварен
Арк-э-Сенан, 1771-1779 гг
Слайд 129Триумфальная арка на площади Каррузель
Париж,1806-1808 гг, арх. Ш.Персье, П.Фонтен
Слайд 130Триумфальная арка на площади Звезды
Париж,1806-1836 гг, арх. Ж.Шальгрен, А.Блуэ
Слайд 132Здание Парижской биржи (дворец Броньяр)
Париж,1801-1826 гг, арх. А.Броньяр, Э.Лабарр
Слайд 135Иниго Джонс
(крещён 19 июля 1573 — 21 июня 1652) —
английский архитектор, дизайнер и художник, который стоял у истоков британской
архитектурной традиции.
Будучи поклонником венецианца Андреа Палладио, он первым принёс его манеру на север Европы. Укорениться ей было суждено именно в Англии, и заслугу Джонса в этом трудно переоценить.
В 1605-10 гг. Джонс служил придворным художником и архитектором Анны Датской, которая стала королевой Англии. В течение последующих 28 лет, с 1615 по 1642 годы, Джонс был главным придворным архитектором Якова I и Карла I.
Грандиозные планы перестройки Уайтхолла, которые лелеял архитектор, всё время откладывались, и в свободное время он занялся перепланировкой Ковент-Гардена и Сомерсет-хауса. Считается, что это он принёс в Лондон регулярное градостроительство по итальянскому образцу, создав в Ковент-Гардене первую лондонскую площадь современного образца.
Слайд 138Банкетный зал в Уайтхолле
Лондон,1619-1622 гг
Слайд 141Королевская капелла дворца Сент-Джеймс
Лондон,1623-1627 гг
Слайд 142Кри́стофер Рен
(20 октября 1632 — 25 февраля 1723) — английский
математик и архитектор.
Реставрировал старый лондонский собор св. Павла (1663), построил
Чельдонский театр в Оксфорде и Пемброкский колледж в Лондоне. После опустошительного пожара, постигшего Лондон в 1666 году, Рену было поручено составить проект новой планировки и отстройки города; но этот проект, вследствие разных обстоятельств, осуществлен только отчасти.
В 1673 году на него было возложено сооружение в Лондоне нового собора Святого Павла. Колоссальный храм, заложенный в 1675 и законченный в 1710 году, — главное произведение Рена, увековечившее его имя. По своим размерам, смелой конструкции громадного купола и вообще стилю он близок к римскому собору св. Петра, но отличается от него тем, что, по образцу английских церквей, имеет более длинный продольный неф и обширный трёхнефный хор. Величественный интерьер собора Рен хотел украсить множеством статуй, но не получил возможности исполнить свое предположение, и только впоследствии, уже после его смерти, храм принял изнутри современный облик.
Слайд 143Шелдонский театр
Оксфорд, 1664-1668 гг
Слайд 146Монумент в память о великом пожаре в Лондоне 1666 г.
(высота
188 м)
Слайд 147Мальборо-хаус
Лондон, кон.XVII-нач.XVIII вв
Слайд 148Королевский военно-морской госпиталь
Гринвич, 1696-1712 гг
Слайд 150Королевский военный госпиталь
Челси, 1681-1692 гг
Слайд 152Библиотека Тринити-колледжа
Кембридж, кон.XVII в
Слайд 160Карл Готтгард Лангганс
(15 декабря 1732 — 1 октября 1808) —
прусский архитектор и строитель.
Зодчество изучил, читая труды римского архитектора Витрувия,
беря частные уроки и проводя практические занятия в Бреслау, и расширил свои знания, путешествуя по Италии и другим странам в 1759—1775 гг.
Вернувшись на родину, Лангганс стал старшим архитектором при бреславльской камере и выстроил там бывший гацфельденский дворец и несколько других зданий. В 1792 г. был приглашён в Берлин, где ему было поручена внутренняя отделка оперного театра. Затем Лангганс руководил дворцовым строительным управлением. Он получил известность, построив знаменитые Бранденбургские ворота в Берлине, которые стали первым опытом применения древнегреческого стиля в немецкой архитектуре.
Помимо этого, им было закончено возведение Мраморного дворца в Потсдаме, начатое Гонтардом, и выполнено много других заказов в Берлине.
Архитектором стал сын Карла Готтарда Лангганса — Карл Фердинанд.
Слайд 161Бранденбургские ворота
Берлин, 1788-1791 гг
Слайд 163Лео фон Кленце
(29 февраля 1784 — 27 января 1864) —
немецкий архитектор, художник и писатель. Выдающийся представитель классицизма, основатель стиля
неогрек.
Первоначально обучался юриспруденции, но затем увлёкся архитектурой. Учился в Германии в мастерских Ф. В. Хирта и Ф.Жилли, затем во Франции у Ш.Персье и Ф. В. Фонтена. Совершил поездку по Италии, что дало ему возможность ознакомиться с античными образцами и произведениями стиля Ренессанс; был придворным архитектором Жерома Бонапарта.
С разгромом наполеоновской империи фон Кленце перешёл на службу баварского двора. В 1816 году становится придворным архитектором баварского короля Людвига I и превращает город в «новые Афины». По заказу Людвига Баварского фон Кленце выстроил в Мюнхене ансамбль Кёнигсплац, Глиптотеку, Пинакотеку, Пантеон на лугу Терезии, Пропилеи, королевский дворец, Мариенкирхе, здание Военного министерства, ряд дворцов и жилых зданий, «Зал Славы» — Вальхаллу, «Зал Освобождения» - Бефрайунгсхалле.
Слайд 168Пантеон на лугу Терезии
Мюнхен, 1833-1853 гг
Слайд 169«Зал славы» (Вальхалла)
Регенсбург, 1830-1842 гг
Слайд 172«Зал Освобождения»
Кельхайм, 1830-1846 гг
Слайд 176Карл Фридрих Шинкель
(13 марта 1781 — 9 октября 1841) —
немецкий архитектор, художник. Считается лидером «романтического историзма» в немецком зодчестве.
Учился
архитектуре под руководством братьев Гилли в только что основанной ими Академии архитектуры (с 1798 по 1800).
Деятельно занялся зодчеством с 1810 года. Реформировал поздний, ампирный классицизм, археологически уточнив его античные формы, а с другой стороны — придав им еще более свободную, гибкую вариативность.
Под руководством Шинкеля (по планам 1817 и 1833) была значительно модернизирована планировка Берлина (устройство новых улиц и бульваров в центре города; расширение его общей территории за счет присоединения ряда прилегающих районов). Активно занимаясь реставрационными работами (в том числе надзором за достройкой Кёльнского собора), поставил дело охраны архитектурных памятников на широкую государственную основу: по его инициативе (с 1815) соответствующие службы были учреждены по всей Пруссии.
Слайд 179Королевский Драматический театр
Берлин, 1818-1821 гг
Слайд 181Дворец Шарлоттенхоф
Берлин, 1826-1829 гг