Слайд 1Архитектура классицизма
в России
Классицизм (лат. classicus — образцовый) — художественное
направление, ориентированное на идеалы античной классики.
Слайд 2Характерные черты архитектуры классицизма:
Ориентация на лучшие достижения античной культуры –
греческую ордерную систему, строгую симметрию, чёткую соразмерность частей и их
подчиненность общему замыслу.
Господство простых и ясных форм.
Спокойная гармония пропорций
Предпочтение отдается прямым линиям.
Простота и благородство отделки.
Практичность и целесообразность.
Слайд 3Развитие классицизма в России можно разделить на этапы:
Ранний «Екатерининский» классицизм
(1762 - 1780 гг)
Строгий классицизм (1780 – 1800гг.)
Александровский классицизм
(ампир) (1800 – 1812 гг.)
Слайд 4Василий Иванович Баженов
(1738-1799).
Русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог,
представитель классицизма.
Член Российской академии
Русские архитекторы классицизма
Слайд 5Проект Большого Кремлевского дворца в Москве
(остались только чертежи)
Слайд 6
Дворцовый ансамбль в Царицыно. 1775 – 1785 гг. Москва –
«НЕЖНАЯ ГОТИКА».
Слайд 7Это или что-либо другое стало причиной недовольства императрицы, но, посетив
строительство, Екатерина спросила: «Что это: дворец или тюрьма?
В Царицинском комплексе
немало загадок, связанных в первую очередь с масонской символикой, которая обильно украшает стены зданий.
Слайд 8дом ПАШКОВА. 1784 – 1788 гг. Москва.
одно из самых
знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке.
Слайд 9Бельведер — (итал. belvedere, букв, прекрасный
вид), надстройка над зданием (обычно круглая в плане); павильон, беседка
на возвышенном месте; название некоторых дворцов, расположенных в живописном природном окружении
Слайд 10Дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве
Слайд 11Матвей Федорович Казаков
(1738— 1812) — московский архитектор, который в годы
правления Екатерины II перестроил центр Москвы.
Слайд 14Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре
– 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на
Красную площадь, определив центр всей площади. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.
Слайд 15
Петровский дворец. 1775 – 1782 г. Москва.
Слайд 16Дворец также называли подъездным. Выстроен он был в память о
победе в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Сейчас- Дом приемов Правительства
Москвы
Слайд 17Жан-Бати́ст-Мише́ль
Валле́н-Деламонт
1729-1800
французский архитектор, первый в
России профессор архитектуры.
Слайд 18 Совместно с А. Ф. Кокориновым - здание Академии Художеств
Слайд 19Большой Гостиный двор (1761—1785)
Слайд 20Католическая церковь Святой Екатерины
Слайд 22Дворец Разумовского (наб. р. Мойки, 48)
Слайд 23Малый Эрмитаж (1766—1769 совместно с Ю. М. Фельтеном)
Слайд 24Ива́н Его́рович Старо́в
1745—1808,
русский архитектор
Слайд 25Таврический дворец на Шпалерной улице
Слайд 26Таврический дворец –
образец геометрии классицистических форм
строгий
фронтон
портик
гармония
вертикалей и
горизонталей
Элементы классицизма:
РОТОНДА
(итал. - круглая),
круглая в плане
постройка (храм,
мавзолей, павильон,
зал),
обычно
увенчанная куполом.
Слайд 27Собор святой Троицы в Александро-Невской лавре
Слайд 28Примером строгого классицизма может служить Академия наук , выстроенная на
Университетской набережной в Санкт-Петербурге по проекту Джакомо Кваренги в 1783
– 1789 гг.
Второй период классицизма получил название «Строгий классицизм».
Слайд 29Джакомо Кваренги
1744-1817
В январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург
по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества».
Слайд 31Александровский дворец в Царском Селе
Слайд 33 Дворец Юсуповых на Садовой улице
Слайд 35Государственный ассигнационный банк.
Вход в здание банка со стороны Банковского
моста
Слайд 36Антонио ринальди
1709-1794
В Петербурге Ринальди работал с 1754 года, в 1756—1790
годах придворный архитектор
Слайд 39Архитектура Александровского классицизма - эпоха позднего классицизма и его расцвет
Третий
период развития классицизма в России по аналогии с французским имперским
стилем Наполеона называют «Русским ампиром».
Слайд 40ансамбль, масштабность
торжественный
ордер
триумфальная
арка
рельефы
на фризе
подражание
древнеримской
скульптуре
Элементы ампира
атрибуты
воинской
славы
Слайд 41Жан франсуа
Тома де томон
1760-1813
Слайд 43Над проектом также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов. выходец из
бедных крестьян Вологодской губернии.
Статуи у подножия колонн выполнены скульпторами
Ж. Камберленом и Ж. Тибом. Открытие состоялось в 1815 г. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года.
У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые символизируют божества моря и коммерции.
Слайд 44Карл Иванович Росси
(1775—1849)
российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий
и архитектурных ансамблей в
Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Слайд 45Михайловский Дворец.
1817-1825гг.
Русский музей
Слайд 48
Здание главного штаба.
1819-1829гг.
Слайд 49Анри́ Луи́ Огю́ст Рика́р де Монферра́н
(1786—1858)
На русский манер
называли
Август Августович Монферран
и
Август Антонович Монферран.
Слайд 50
Александровская колонна.
Дворцовая площадь. 1834г.
Слайд 51
« Александру I благодарная Россия»,
под ними доспехи русских витязей,
по обеим сторонам от доспехов — фигуры, олицетворяющие реки Вислу
и Неман
Слайд 52Ангел
на Александровской колонне.
Слайд 54Андре́й Ники́форович Ворони́хин
1759—1814
Русский архитектор и живописец, представитель классицизма,
один из основоположников русского ампира.
Родился в семье крепостных в имении
графа Строганова.
Слайд 55Собор Казанской иконы Божией Матери
В 1813 году здесь был
похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых
городов и другие военные трофеи.
Слайд 56 Горное училище (Горный университет)
Слайд 57Андрея́н (Адриа́н) Дми́триевич Заха́ров 1761 —1811
Русский архитектор, представитель стиля
ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства.
Слайд 60Интерьеры классицизма –
лаконичность и торжественность
Тонкая прорисовка деталей
Гармония
пропорций
Композиционное
совершенство
Слайд 61Преобладающие насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.
Линии:
строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне;
плавный обобщенный рисунок; симметрия.
Форма: четкость и геометричность; статуи на крыше, ротонда; для стиля ампир - выразительные помпезные монументальные формы.
Элементы интерьера: сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод.
Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные.
Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.
Двери: прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.