Слайд 1Архитектура, скульптура, живопись…
Романский стиль в искусстве
Слайд 2Романский стиль
Первым из крупных исторических стилей, обозначивших основные этапы развития
художественной культуры Европы, явился романский стиль, господствовавший на обширной территории
Западной Европы и части Восточной Европы от Англии и Испании до Венгрии и Польши с X по XII—XIII века.
Это был стиль средневекового искусства, созданного новой феодальной цивилизацией, искусства, которое было и продолжением, и антитезой античного искусства.
Термин был введен французскими археологами XIX в., считавшими его испорченным вариантом позднеримского искусства.
Слайд 4Романский стиль
Романский период - время возникновения общеевропейского монументального стиля средневековой
архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от Византии, где искусство
было строго регламентировано столичной школой, единство романского стиля не исключало обилия местных школ.
Не только каждая страна, но и каждая область Европы давала свой вариант романской архитектуры, то камерной, то монументальной, то изобилующей декором, то аскетично строгой. Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой.
Слайд 5Интерьер романской церкви. (Мария-Лаах)
Слайд 6Главные особенности романского искусства
При сохранении местных особенностей романскому искусству присущи
общие черты: ведущая роль архитектуры, отличавшейся суровым крепостным характером, подчиненность
ей живописи и монументальной скульптуры, условных по стилю, назидательных и экспрессивных.
Значительное развитие получила книжная миниатюра, ювелирная пластика, изделия прикладного искусства.
Слайд 7Особенности архитектуры романского собора:
В основе плана — раннехристианская базилика, то
есть продольная организация пространства
Увеличение хора или восточной алтарной части храма
Увеличение
высоты храма
Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).
Тяжелые своды требовали мощные стены и колонны
Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.
Слайд 9Романская архитектура
Ведущим видом средневекового искусства, как сказано выше, была
архитектура. Ее формирование связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной
Европе в пору образования государств и оживления хозяйственной деятельности. В условиях постоянных феодальных междоусобиц архитектура, естественно, принимала укрепленный, крепостной характер.
Строились массивные замки, монастыри, церкви из местного серого камня. Средоточием жизни раннего Средневековья были замки феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникавших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными.
Слайд 10Замок Сюлли, строители неизвестны X-XI вв., Франция
Слайд 11Замок Дадли, строители неизвестны X-XI вв., Англия
Слайд 12Церковь св. Марии, 1093-1200 Лаах германия
Слайд 13Замок Стерлинг, строители неизвестны, XI-XII вв., Шотландия
Слайд 14Замок Лидс, строители неизвестны, XI-XIIвв., Англия
Слайд 15Королевский дворец Алькасар, Испания
Слайд 16Королевский дворец Алькасар, Испания
Слайд 17Кентерберрийский собор, XII в., Англия
Слайд 19Норманнская крепость, X-XI вв. Франция
Слайд 20Собор Сен-Пьер, Ангулем, Франция
Слайд 22Замок Хёрбург, строители неизвестны Ок. 1090, Германия,
Баден-Вюртемберг
Слайд 23Замок в романской архитектуре
Укрепленный замок — жилище феодала и
одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи
феодальных войн.
В основе его планировки лежал практический расчет. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами.
Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними.
Слайд 24Основные элементы Романского стиля:
рельефная плоскость, лаконичность и простота;
цвета: коричневый, красный,
зеленый, белый, серый, черный;
бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии;
прямоугольные
и цилиндрические формы;
полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;
каменные, массивные, толстостенные конструкции;
замковая и рыцарская тематика – факелы, доспехи, гербы, бои, оружие.
Слайд 25История возникновения Романского стиля
Романский стиль (от лат. romanus — римский)
в искусстве возник примерно в 800 году, после падения Римской
империи и завершения великого переселения народов. Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы. Развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.
Слайд 26Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма
Слайд 27Своды: цилиндрический, цилиндрический на распалубках, крестовый, крестовый па нервюрах и
сомкнутый. Схема
Слайд 28Церковь св. Марии, строители неизвестны, XI в., Англия, Кембридж
Слайд 29Мост Риальто, строители неизвестны,
XIв., Венеция Италия
Слайд 30Modo Romano
Храмы строились «Modo Romano» - по римским правилам. За
образец был взят молельный дом первых христиан - традиционная римская
базилика - большое, вместительное, строгое здание, возведенное из хорошо отесанных каменных блоков.
Чаще всего в качестве перекрытия применялся каменный цилиндрический свод; толстые стены необходимы были для того, чтобы выдержать большой вес. Рассчитывать необходимый запас прочности строители еще не умели, и своды получались неуклюжие, массивные.
Зодчие романского стиля применили конструкцию свода в виде крест-накрест: каждый квадрат потолка, образованного четырьмя колоннами, перекрывали двумя пересекающимися полуцилиндрами. Для облегчения нагрузки на стены дополнительно перекинули ещё четыре арки по сторонам квадрата.