Слайд 1Архитектура XI века на Руси
Подготовила Мурзагалиева Карина.
Слайд 2До принятия христианства.
На момент принятия христианства Русь уже знала литье,
деревянную скульптуру, чеканку; русские «злато кузнецы» уже тогда были известны
всему миру. Архитектура также существовала, но на какой стадии развития она находилась, теперь говорить сложно, ибо до нас не дошло ни одного памятника дохристианской эпохи: что-то было уничтожено временем, а основная часть – людьми. Христианами ревностно разрушалось все, что напоминало о многобожии.
Слайд 3Архитектурные сооружения раннехристианской Руси были по преимуществу деревянными. Объяснялось это,
во-первых, дохристианскими строительными традициями, а во-вторых, тем, что этот материал
был наиболее дешев и по многочисленным водным артериям удобно доставлялся в нужное место. Из камня строились в основном большие городские соборы. Но начала XII века камень начинает применяться все чаще, появляются свои традиции кладки, отличающие каждый город.
Слайд 4Для искусства до монгольской Руси характерна такая черта, как монументализм
форм. Особое место в древнерусском искусстве занимала архитектура. К сожалению,
до нас дошли далеко не все архитектурные сооружения того времени, а многие сохранились в искажённом виде. Но и они достаточно ярко свидетельствуют о том, что первые каменные постройки Руси не были результатом механического копирования византийских образов.
Слайд 5Спасо-Преображенский собор.
С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово-купольный
тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на
продольные части-нефы (три, пять и более, в зависимости от размеров храма) , четыре центральных столба соединялись вверху подпружинными арками, поддерживавшими через паруса световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом. К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру, отсюда название системы – крестово-купольная. Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий – апсид. Поперечное пространство в западной части называлась нартексом. Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками. Полукруглое завершение верхней части прясла, отвечавшее конструкции перекрытия, т. е. торцу полуцилиндрического свода, называлось закомарой. В развитии техники каменного строительства главную роль играла византийская школа, унаследовавшая традиции Древнего Рима. Например, широко использовалась имевшая как конструктивное, так и эстетическое значение кладка со скрытым рядом, при которой ряды кирпича на фасад здания выходили через один, а промежуточный ряд отодвинут вглубь и прикрыт слоем розоватого раствора с примесью цемянки (толчёной керамики ).
Слайд 6Софийский собор в Новгороде (1005-1050гг. )
Об облике первого из известных
храмов Киевской Руси – церкви Успения Богородицы ( 989-1036гг. ,
разрушена в 1240г. ) можно судить по остаткам фундамента, элементам декора, письменными источниками. В 1031-1036гг. в Чернигове греческими мастерами был воздвинут Спасо-Преображенский собор. Этот самый «византийский» храм Киевской Руси сохранился до наших дней почти целиком. В 1037г. Ярославом Мудрым был заложен каменный Софийский собор в Киеве – пятиапсидный, 13-купольный. Как и Десятинная церковь, он был обнесён внутренними двухэтажными галереями – гульбищем, снаружи к ним примыкали одноэтажные, но более широкие галереи. Так же как Десятинная церковь и Спасо-Преображенский собор, София имеет Выраженную композицию ступенчатой пирамиды. Пирамидальность, наращение масс – черты, Чуждые византийскому зодчеству. Очевидно. Такая ступенчатость, так же как и многоглавие. Была исконно национальной чертой русского зодчества.
Слайд 7Основные декоративные элементы
Основные декоративные элементы фасадов – двуступенчатые ниши
и окна, тонкие колонки на апсидах, выложенные из плинфы меандры(геометрический
орнамент), и вкладные кресты. Наибольшую декоративность фасадам сообщала живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня. Современный вид собора – результат постройки его в 17в. в стиле украинского барокко. Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Новгороде(1005-1050гг.) и Полоцке(50-е годы11в.), в общих чертах повторивших плановую схему Киевской Софии, но в несколько упрощённом виде.
Слайд 8
Хотя каменное строительство на Руси в 10-11вв. велось главным образом
византийскими зодчими, эти постройки существенно отличались от византийских, так как
приезжие мастера решали на Руси новые задачи(возводили храмы с очень большими хорами и крещальнями, а также использовали непривычные строительные материалы). Приходилось им считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эстетических представлениях древнего деревянного зодчества. Таким образом, возникнув на базе византийской архитектуры, каменное русское зодчество даже на самой ранней стадии имело своеобразный характер и уже во второй половине 12в. выработало собственные традиции. Именно на них ориентировались строители следующего поколения.