Слайд 2 Стиль ампир был создан во
Франции после буржуазной революции. Политический переворот принес с собой новые
веяния в искусстве. Творцы XIX века вдохновлялись греко-римской культурой и во многом подражали ей. Прежде всего, это подражание отразилось в меблировке комнат на античный лад. Это новое течение зародилось в Париже после революции, в эпоху директории - примерно 1795 году, развивалось при консульстве и достигло полного расцвета при Наполеоне I, между 1804 и 1813 годами, и держалось на протяжении 20-25 лет.
Слайд 3 Новый стиль получил название ампир
(empare), что в дословном переводе означает империя. Создателем архитектурного стиля
ампир по праву можно считать художника Давида, а выразителями его - архитекторов Шарля Персье и Пьера Фонтена. Созданные ими проекты реализовались в отделке парижских дворов и особняков Наполеона. Их работы были примером подражания для художников всех стран, которые нахлынули в Париж около 1800 года, после спада революционной волны. Новый стиль в мебели стал популярным в других странах после выпуска изданного собрания проектов обстановки жилищ в 1801 году Перьсье и Фонтеном. Это издание было повторено в 1812 году.
Слайд 4 Производство мебели в стиле Ампир
отличается от предшествующего стиля Людовика XVI тем, что в самом
дизайне мебели используются античные, в особенности римские архитектурные формы: колонны, пилястры, консоли, карнизы и фризы, используемые для членения передних сторон шкафов и комодов. Опорные части столов, кресел, стульев, диванов делаются в виде античных герм, сфинксов, гриффонов, колонн и львиных лап, заимствованных из развалин древнего Рима и раскопок Помпеи. В форме мебели используются прямоугольные, массивные, замкнутые формы, профили и выступы на ней редки.
Слайд 5 Впервые в истории мебели
важную роль стала играть фактура материала. В предшествовавших стилях она
скрывалась за нагромождениями резных украшений и различных шаблонов. На шкафах, секретерах, комодах и других предметов меблировки остаются большие плоскости филенок, обрамленных слабо выступающей обвязью рамы.
Слайд 6 Иногда одну целую доску использовали
для передней части комода. Для этого ее распиливали по линии
ящиков, благодаря чему сохранялся общий рисунок и расположение струй и слоев дерева. Качество древесных пород теперь играет важную роль. Для изготовления мебели предпочтение отдавалось темно-красному дереву. Его гладкая поверхность украшается бронзой, золоченой через огонь, со строго симметричными узорами. Отдельные детали покрыты резьбой. Ножки, следуя античному стилю, часто имеют форму лап животных. Иногда сверху этих лап неожиданно помещаются фигуры лебедей, львов или сфинксов. На углах шкафов и комодов косяками служат античные колонны с бронзовой золоченой базой и капителью или отдельные фигуры крылатых побед ("Ника"). Кресла принимают форму древнеримских. Передние ножки нередко идут прямо от подлокотников и представляют собой гермы; если же они заканчиваются около сиденья, то подлокотники поддерживаются резными фигурами львов, гриффонов, лебедей и других животных или же каннелированными колоннами, или массивными завитками.
Слайд 8 Как кресла, так и вся
другая мебель для сидения жесткая. Мебель стиля Ампир, отдает предпочтение
пышности, в ущерб удобству пользования. Стулья несколько проще кресел, причем их спинке часто придается форма лиры, которая является одним из наиболее употребительных мотивов в украшениях предметов меблировки стиля ампир.
Слайд 9 Как во французской мебели, так
и в мебели других стран можно заметить непосредственную связь традиций
столяров эпохи ампир с традициями предшествующей эпохи Людовика XVI. Убедительнейшим доказательством этого может служить мебель Жакоб Дельматра, который, начав перед самой революцией работать в стиле Людовика XVI явился главным исполнителем мебели по рисункам Персье и Фонтэна для Наполеона и многих иностранных государей. Сотрудником Жакоба был знаменитый бронзовщик Томир, принимавший большое участие в украшении всех возведенных тогда дворцов. Довольно значительное число новых типов мебели, созданных в эту эпоху, указывает, что столярное искусство без ущерба для античного идеала сохранило свою творческую изобразительность в отношении практических потребностей эпохи. В это время входят в употребление книжные шкафы с решетками, туалетные столики, шкафы для фарфора, открытые серванты, витрины для драгоценностей, круглые подставки для цветов (жардиньерки), клавикорды, стоячие зеркала - "псише" и др.
Слайд 10
Туалетный стол с зеркалом «псише»
Столик в стиле «Ампир»
Слайд 11Открытый сервант в стиле «Ампир»
Слайд 12 По своему характеру стиль ампир
во всех странах, где он внедрился, представляет довольно однообразные формы,
с примесью некоторых чисто местных оттенков. Более близкими к античным образцам являются произведения французских художников Персье и Фонтена, за ними следуют итальянцы Джузеппе Сали и Дакомо Альбертолли. В английском же ампире наблюдаются более строгие и деловитые формы, воплощенные в произведениях художников Томаса Хопса и Адама.
Слайд 13 Стиль ампир был очень популярен
в XIX веке. Почти все дворы в Европе склонялись к
этому стилю, воплощавшему роскошь бытия. Ампир использовался даже после падения Наполеона и просуществовал примерно до 1830 года.