Слайд 1Арт-менеджмент
Концептуальные основы арт-менеджмента как вида управленческой деятельности в сфере искусства
и культуры.
Слайд 2АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
Арт-менеджмент - рассматривается как один из функционально-ролевых видов деятельности, связанный
с процессами отбора, хранения, производства и распространения культурных ценностей.
Арт-менеджмент
– это процесс управления производством продукта для рынка культурных услуг, включающий все структурные элементы управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль) организацией людей, занятых этим производством.
Арт-менеджмент представляет собой совокупность управленческих приемов, характерных для классического менеджмента, и особый вид управленческой деятельности в сфере искусства, который включает процесс создания и распространения художественной продукции.
Слайд 3АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
Что же касается деятельности арт-менеджера в современной социокультурной сфере –
то это самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками,
явно отличающимися от других профессий. Деятельность арт-менеджера следует рассматривать, основываясь на значении термина «функция»: деятельность, обязанность, работа, внешнее проявление свойств, роль, задача.
Слайд 4АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
Самое непосредственное применение технологий арт-менеджмента выявляется в деятельности субъектов культуры,
обеспечивающих массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ,
кино, видео, прокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы.
Слайд 5АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассмотрение основ современной деятельности менеджеров в
сфере культуры позволяет подойти к пониманию всей совокупности деятельности арт-менеджера,
глубоко разобраться в технологиях ее отдельных направлений, осознать значимость многообразных ролей управленца – руководителя, организатора, финансиста, прагматика, творца, создателя конкретной «звезды», проекта, важного по своей социальной значимости, управленца команды и публики, формирующего вкусы и эстетические идеалы.
Слайд 6АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Как отмечают некоторые российские исследователи, в
частности, Г.Н.Новикова, В.М. Чижиков, В.В Чижиков арт-менеджмент является на сегодняшний
момент одним из самых актуальных направлений коммерческой деятельности в сфере культуры и искусства.
Известные исследователи современного шоу-бизнеса Е.И.Жданова, С.В.Иванов, Н.В.Кротова, С.Корнеева, предлагают рассматривать арт-менеджмент как: – управление различными видами искусства (выразительными и изобразительными); – область знания, помогающую осуществлению руководства процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных); – продвижение на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности специалистов, работающих в сфере шоу-бизнеса.
Слайд 7АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Схематично составляющие арт-менеджмента могут быть представлены
с трех позиций:
как научная дисциплина, поскольку она включает теоретическую основу
(теория, принципы, методы), а также впитывает отдельные положения других наук (сегодня именно интегративность играет доминирующую роль);
как практика, поскольку задолго до теоретических изысканий были известны методики, стили руководства и управления коллективами и процессами;
как искусство, поскольку осуществление руководства и управления как сфера деятельности требуют высокой степени умения и мастерства
Слайд 8АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По мнению Чижикова В.М.
и Чижикова В.В., функции менеджера обретают следующую схему координации по
видам деятельности:
1. Художественный аспект: а) перевод, б) выбор режиссера, в) выбор актеров, г) выбор художника-постановщика, д) приобретение костюмов, установка театральной техники, е) организация премьеры.
2. Организационный аспект: а) аренда помещения, б) расписание репетиций, в) организационная работа по распространению билетов.
3. Маркетинг: а) организация рекламы, б) продажа билетов.
4. Финансовый аспект: а) определение сметы расходов, б) формирование бюджета, в) поиск спонсоров.
Слайд 9АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Профессиональное назначение арт-менеджера заключается в следующих
видах деятельности: менеджера (администратора, антрепренера, продюсера, импресарио, промоутера, руководителя) театров,
театральных студий, концертных залов и концертных организаций, кинотеатров, кино и фотостудий, студий видео и аудиозаписи, проката музыкальных инструментов и сценических костюмов, местных, региональных и центральных каналов телевидения, организаций книжной торговли и издательств, спортивных и игровых комплексов, городских парков, молодежных развлекательных комплексов, клубных учреждений и, наконец, комитетов по культуре и искусству регионов, отделов культуры городов и районов страны. Менеджера профессиональных и самодеятельных творческих коллективов и отдельных исполнителей, ансамблей и концертных групп, включая театральнно-студийные, оркестровые и певческие, эстрадные и цирковые коллективы, солистов и исполнителей различных жанров; временных и постоянных групп, реализующих проекты праздничных массовых культурных программ, фестивалей, конкурсов, смотров, целевые проекты социокультурного развития.
Слайд 10АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ В СТРУКТУРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Арт-менеджмент рассматривается преимущественно в структуре
менеджмента социально-культурной деятельности. В частности на этой позиции настаивают Чижиков
В.М., Чижиков В.В: «профессиональное назначение менеджера социально-культурной деятельности заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности: менеджера отделов и комитетов культуры, менеджера-администратора всех уровней, менеджера клубных учреждений, парков культуры и отдыха, кинотеатров, центров досуга, народного творчества, туристических и молодёжных центров, центров социальной реабилитации, центров физической культуры и спорта, ночных клубов, казино, государственных, коммерческих, частных и других учреждений социокультурного типа».
Слайд 11АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ В СТРУКТУРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Кроме общих требований менеджеры социокультурной
сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями
самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов.
1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления – сопричастного менеджмента.
2. Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной организации и регулировании деятельности коллективов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного развития соответствующего региона.
Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.
Слайд 12АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ В СТРУКТУРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
3. Социокультурный менеджмент и производственный
процесс в этой сфере – это не манипулирование индифферентной массой
людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очерченных определенной социокультурной деятельностью.
4. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой деятельности, менеджер социально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.
5. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимулирующие факторы.