Слайд 1Развитие исследовательских умений у детей дошкольного возраста
Шанина Е.И., старший преподаватель
отдела по реализации программ
дополнительного профессионального образования
Слайд 2Актуальность
Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста
– одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у
дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у них продуктивные формы мышления.
Одним из эффективных методов работы является поисково-исследовательская деятельность. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Слайд 3Актуальность
Ребенок – прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему
свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг.
Исследовательская, поисковая
деятельность – естественное состояние ребенка. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Задача взрослых – разделить с ребенком его удивление и интерес, восхититься и удивиться вместе с ним и лишь затем дать необходимые знания, окрашенные этим удивлением.
Слайд 5Проблема
В практике ДОО поисково-исследовательская деятельность не находит должного применения.
Причины:
нехватка методической литературы и
отсутствие направленности педагогов на данный
вид деятельности.
В лучшем случае педагоги концентрируются на создании картотеки опытов и экспериментов.
Слайд 6Проблема
Взрослые торопятся научить ребенка тому, что считают главным, часто
не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить
его познавательную деятельность в русло, которое сами считают наиболее важным.
Очень многое ребенок может открыть для себя сам, путем собственных действий и нехитрых экспериментов. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий».
Слайд 7Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность, как и любая другая, предполагает
возникновение
мотива,
постановку цели,
планирование,
реализацию процесса по её достижению,
получение
результата и
анализ с рефлексией.
Слайд 8Детское экспериментирование
Детское зкспериментирование как форма поисковой исследовательской деятельности
Достоинство детского
экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления
о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», позволяет почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
в детских видах деятельности
мыслительные эксперименты (игры)
наблюдения
художественно-продуктивная деятельность
трудовая деятельность
речевая деятельность
музыкальная деятельность
Слайд 13Мыслительные эксперименты
Развивающие игры, действия и рассуждения, которые проходят в уме.
Значение: помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития дивергентного
мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы и их решения. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей.
Слайд 14Мыслительные эксперименты
Решение проблемных ситуаций позволяет развивать у детей познавательную активность,
умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью
взрослого.
- Рассмотреть кузнечика. «У него есть крылья?» («да у него есть крылья») «А он умеет летать?»
- Подумайте и ответьте «Комары это вредные или полезные насекомые?» Послушайте, что я прочитала в энциклопедии «Комары очень полезны для опыления растений. Без них не было бы много цветов» Вы сначала как думали? А как оказывается на самом деле?
Слайд 15Примеры игр
Младший дошкольный возраст: «Парные картинки», «Найди два одинаковых
предмета», «Найди пять различий», «Найди ошибки художника», «Что хотел нарисовать
художник?», «Картинки-путаницы».
Старший дошкольный возраст: «Расставь тени по местам», «Найди похожий силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Закончи ряд последовательности», «Отгадай предмет по его описанию», «Отгадай предмет по его частям», «Что будет, если… ?» и многие другие.
Слайд 17Наблюдение в природе
Сезонные наблюдения и кратковременные опыты, уместные по тематике;
экскурсии в природу.
Закрепление знаний или понимание связей между происходящим.
Например,
выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая ли получится вода.
В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставится поисковая задача, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке.
Слайд 18Трудовая деятельность
Ознакомление с условиями, необходимыми для жизни растений; приобретение устойчивых
знаний о связи между растениями и уходом человека за ними.
Экспериментирование
с растениями, отдельные опыты
из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить;
как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян);
зимой во время уборки снега можно узнать о защитных свойствах снега;
осенью во время уборки листвы можно выяснить, почему листья иногда шуршат, а иногда нет.
На весь сезон работы на цветнике и в огороде выделяется экспериментальный участок земли, где не во вред всем растениям будет можно ставить эксперименты над отдельными экземплярами.
Слайд 19Художественно-продуктивная деятельность
Использование нестандартных техник рисования (пальчиками, щеткой, целлофаном, по мокрой
бумаге, воздухом через соломинку);
эксперименты с различными материалами.
В процессе
такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности.
Слайд 20Рисование с использованием
нетрадиционной техники -
это рисование направленное на умение
отходить от стандарта. Главное условие: самостоятельно мыслить и получение неограниченных
возможностей выразить в рисунке свои чувства и мысли, погрузиться в удивительный мир творчества.
Рисование
крупами, солью,
песком
Рисунок своими
руками (рисование
пальцами
и ладошками)
Набрызг
Пластилино-
графия
Кляксография
Граттаж
Монотипия
Рисование
по мокрому
Рисование штампом,
тычковое рисование,
оттиск
Бумаго-
пластика
Способы
изображения
Ниткография
И другое
Слайд 24Удовольствие от езды:
валики, машинки, катушки
Слайд 25Разноцветные облака: рисование пенной краской
Слайд 28Речевая деятельность
Игры-упражнения для развития фонематического слуха, усвоения грамматики родной речи
«Звук заблудился», «Рифма», «Запутанное письмо», «Ребусы», «Превращение слов – волшебная
цепочка».
Описательные рассказы по картинкам и игрушкам - используется решение проблемных ситуаций.
Детская литература - произведения, которые помогают преподносить познавательные уроки через поиск решений, проверку экспериментом.
Например, «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» – эксперимент с собственным отражением в зеркале. А. Усачев «Умная собачка Соня» (кладезь идей для опытов и экспериментов) – «Впитывает – не впитывает», «Умный язычок (определение вкуса)», «Где можно увидеть радугу? (домашнее экспериментирование, экскурсия)».
Слайд 29
Возможность находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих
признаков, производить подбор к звукам словесных определений.
поиск звуков города,
деревни;
поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику),
изготовление звуковых игрушек, шумелок.
Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
.
Музыкальная деятельность
Слайд 30
Для развертывания исследовательской активности
и поддержания любопытства детям важна свобода. Самостоятельность и креативность лучше
всего процветают в свободной атмосфере.
У детей появляется множество идей о том, как совершать открытия и достигать результатов. Это пробуждает и усиливает их интерес и любопытство к какому-либо предмету, теме или проблеме. Нахождение собственных решений стимулирует детей к размышлениям, постановке вопросов и поиску ответов, принятию на себя ответственности за свои действия, к проявлению терпения, выдержки, развивает мотивацию на решение задач, формирует положительное восприятие себя как успешных, иногда даже творческих исследователей.
Для того, чтобы в детях не угасал природный источник любопытства и любознательности важно, чтобы у взрослых была установка на исследование и эксперименты в повседневной жизни.
В заключении…