Слайд 2Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Важную роль в формировании правильного произношения
звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для выработки
полноценных
движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости, поэтому работать над их устранением нужно с раннего детства.
Слайд 3
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной
гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто правильно, без
помощи специалиста.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым произношением, про которых говорят, что у них “каша во рту”.
Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем – и детям и взрослым говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Слайд 4Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений
Сначала упражнения надо выполнять медленно,
перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того
как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Лучше заниматься два раза в день (утром и вечером) в течении 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Занимаясь с детьми 3 – 4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
В 6 – 7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Слайд 5«Заборчик»
Улыбнись, покажи зубки.
Слайд 6Окошко
Улыбнись, покажи зубки.
Открой рот.
Слайд 7Трубочка
Вытяни губы вперед – трубочкой
Слайд 8«Кто дальше загонит мяч»
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на
нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук «ф», подуть
на комочек ваты или на маленький мячик так, чтобы он улетел на край стола.
Слайд 9Блинчик
Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий распластанный язык положить на нижнюю
губу.
Слайд 10«МЕСИМ ТЕСТО»
Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык
губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы
с усилием.
Слайд 11«КИСКА СЕРДИТСЯ»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы.
На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в
нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается
Слайд 12«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние
зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево.
Нижняя челюсть при этом не двигается.
Слайд 13«КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то
в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом
неподвижна.
Слайд 14«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы, с
внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть
при этом не двигается.
Слайд 15«КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком
то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при
этом неподвижна.
Слайд 16«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю
губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна
обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Слайд 17«МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов
к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Слайд 18«ГРИБОК»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка
гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться,
губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
Слайд 19«ЧАШЕЧКА»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу,
боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет
до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Слайд 20«ИНДЮК»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения
широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь
не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
Слайд 21«ДЯТЕЛ»
Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в
форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним
коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках».
Слайд 22
«Гармошка»
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не
отрывая язык, открывать и закрывать рот.
Слайд 23
Список использованной литературы
1.Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи
Издательство «Эксмо2, 2010 г.
2. М.Ф. Фомичева Воспитание у детей правильного
произношения Издательство «Просвещение», 1980 г.