Слайд 1АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
для шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)
Слайд 2УЛЫБКА (ЗАБОРЧИК)
Улыбается щенок,
Зубки на показ,
Я бы точно также смог,
Вот, смотри, сейчас!
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ:
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в
улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Обратите внимание:
При улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу
Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу.
Если возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и-и-и» – и губы растянутся в улыбке.
Слайд 3ХОБОТ
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку
покажи.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ:
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ,
их подвижность.
Описание: вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой», удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Обратите внимание:
При выполнении упражнения не открывался рот, зубы почти сомкнуты.
Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять ее губами
Если возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «у-у-у» – и губы примут положение трубочки
Слайд 4ПОКУСАЕМ ЯЗЫЧОК
Выдвигаю свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до
корня
Я кусаю все проворней.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ:
Цель: добиться расслабления мышц языка,
усиления кровообращения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты:
Покусывать кончик языка
Покусывать середину языка
Покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад
Во время выполнения произносить «та-та-та»
Обратите внимание:
Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы.
Язык широкий, губы растянуты в улыбке.
Данное упражнение является базовым в арт. гимнастике. Выполняя это упражнение, ребенок осуществляет самомассаж языка.
Слайд 5ЛОПАТОЧКА
Устала собачка и дышит устало,
И даже за кошкою бегать не
стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
РЕКОМЕНДАЦИИ К
ВЫПОЛНЕНИЮ:
Цель: вырабатывать умение удерживать язык
в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Обратите внимание:
Губы растянуты в улыбке.
Не подворачивать нижнюю губу внутрь.
Не высовывать язык далеко – он только накрывает нижнюю губу.
Боковые края языка должны касаться уголков рта.
Если это упражнение не получается, то надо пошлепать губами по языку, проговаривая «пя-пя-пя»
Слайд 6ДУЕМ НА ЛОПАТОЧКУ
Дую, дую на лопатку,
Чтоб была широкой, гладкой.
РЕКОМЕНДАЦИИ К
ВЫПОЛНЕНИЮ:
Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего
на нижней губе.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
Усложнение: по широкому языку, лежащему
на нижней губе, можно дуть в бутылочку,
на вертушки, шарики.
Обратите внимание:
Губы растянуты в улыбке, нижняя губа
не подворачивается внутрь.
Боковые края языка касаются уголков рта
Не сжимать язык зубами
Выдох спокойный
Слайд 7ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Ох, и вкусное варенье,
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И
остатки оближу.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ:
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка
в форме «чашечки» вверх; укреплять мышцы языка.
Описание: улыбнуться, открыть рот и языком
в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
Обратите внимание:
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать
ее пальцем).
Язык широкий, в форме «чашечки».
Если упражнение не получается, то можно пошлепать губами по языку, расслабить, распластать язык, а потом завернуть его
на верхнюю губу, придерживая края пальцами.
Слайд 8ЧАШЕЧКА
Язычка загнем края,
Делай также, как и я.
Язычок лежит широкий
И
как чашечка глубокий.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ:
Цель: научиться удерживать язык в форме
чашечки наверху, у верхних зубов; укреплять мускулатуру языка.
Описание: открыть рот, положить широкий язык
на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой», удерживать под счет от 1 до 5-10. Повторить 3-4 раза.
Обратите внимание:
Если «чашечка» не получается, то надо пошлепать губами по языку «пя-пя-пя», распластать язык
и слегка надавить на середину языка; при этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.
При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
Слайд 9МАЛЯР
Мы работаем с утра, Красить потолок пора.
Поводи вперед-назад –
Наш
маляр работе рад.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ:
Цель: укреплять мышцы языка и развивать
его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»),
делая движения языком вперед-назад (от зубов
к горлышку)
Обратите внимание:
Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»)
Следите, чтобы кончик языка доходил
до внутренней поверхности верхних зубов,
но не высовывался изо рта
Слайд 10БАРАБАНЩИК
За зубами в бугорок
Бьет широкий язычок.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ:
Цель: отрабатывать подвижность
языка, укреплять мышцы кончика языка.
Описание: улыбнуться, открыть рот и
постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя «д-д-д». Темп убыстряется постепенно.
Обратите внимание:
Рот открыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижны, работает только язык.
Звук [д] носит характер четкого удара,
не «хлюпает».
Звук [д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка).
Слайд 11КАЧЕЛИ
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б
сумели
Языком «качать качели»?
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ:
Цель: разрабатывать движение языка вниз и
вверх, развивать его подвижность, укреплять мышцы, способствовать растяжке подъязычной связки (при ее укорочении)
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить
на нижнюю губу широкий расслабленный язык, перевести его на верхнюю губу, вернуть на нижнюю и снова поднять на верхнюю. Повторять
6-8 раз, отдохнуть и повторить еще 3-4 раза.
Обратите внимание:
Не всегда удается сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться.
Двигается только язык, нижняя губа
не «подсаживает» язык вверх.
Губы неподвижны, нижнюю губу внутрь не подворачивать.
Слайд 12СТУПЕНЬКИ
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок –
Во рту язычок.
РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВЫПОЛНЕНИЮ:
Цель: удерживать язык в форме «чашечки», развивать его подвижность,
укреплять мускулатуру языка, вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».
Описание: улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме «чашечки» на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.
Обратите внимание:
Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижна.
Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык
из одной позиции в другую.
Слайд 13ФОКУС (дуем с чашечки)
Я «чашку выведу вперед»,
С нее подую вверх.
И
теплый воздух обдает
Мой носик, например.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ:
Цель: направлять воздушную струю
по середине языка и вверх, удерживая в форме «чашечки»
на верхней губе. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Обратите внимание:
Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.
Не сжимать язык зубами.
Выдох плавный, длительный