Слайд 1А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Мищенко С.Н.
Слайд 2Роман «Капитанская дочка» (1836)
Слайд 4Тест №1.
Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а
я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал
Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: "Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!. А давно ли мы..." Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.
Вдруг он обратился к матушке: "Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?"
- Да вот пошел семнадцатый годок,- отвечала матушка.- Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Герасимовна, и когда еще...
"Добро,- прервал батюшка,- пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни".
Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.
Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.
- Не забудь, Андрей Петрович,- сказала матушка,- поклониться и от меня князю Б.; я-дескать надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.
- Что за вздор!- отвечал батюшка нахмурясь.- К какой стати стану я писать к князю Б.?
- Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши.
- Ну, а там что?
- Да ведь начальник Петрушин - князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.
- Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.
Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо.
Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: "Вот тебе письмо к Андрею Карловичу P., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством".
Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего! На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: "Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду". Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами. (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
Слайд 5В1. Представленный эпизод является начальным моментом в развитии действия. Как
называется подобный элемент сюжета?
В2. Завет отца Гринёва почти дословно повторяет
выражение, предпосланное художественному произведению и призванное раскрыть замысел автора и дать авторскую оценку излагаемым событиям. Укажите термин, которым называют такое выражение.
В3. Как называют эмоциональные восклицания или вопросы, которые не требуют ответа
( «Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт?»)?
В4. Выпишите из последнего абзаца устаревшее слово.
В5. Назовите приём противопоставления предметов и явлений, используемый автором в следующем абзаце: «Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение».
В6. Смена настроения главного героя передаётся при помощи образных определений («блестящие надежды», сторона глухая и отдалённая», «тяжким несчастьем»). Укажите термин, которым в литературоведении обозначают эти определения.
В7. Дайте определение термина, который обозначает вышедшее из употребления слово, использованное в данном контексте для усиления ироничности речи («Нет пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, не шаматон»).
В1. Завязка
В2. Эпиграф
В3. Риторические
В4. Погребец
В5. Антитеза
В6. Эпитет
В7. Архаизм
Слайд 6 9 В каких произведениях русской классики изображаются важные
исторические события и в чём эти произведения можно сопоставить с
«Капитанской дочкой» А.С.Пушкина?
Историческая тематика интересовала писателей во все времена. Пушкин прослеживал, как конкретно время и сложившаяся в стране ситуация влияют на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели. И “Полтаву”, и “Медный всадник”, и множество менее крупных по форме произведений русский классик посвятил истории Родины.
В романе одинаково важны и тесно переплетены история государства и история жизни человека. Рассказ Петра Гринева о своей жизни как бы подтверждает подлинность и объективность его свидетельств об историческом событии. И его точка зрения господствует в романе, все события даны его глазами. Однако при внимательном прочтении мы обнаруживаем и другие мнения, хотя и не столь явно выраженные. Так, например, центральная историческая фигура – Емельян Пугачев. Его характеристика дается двумя разными группами: бунтовщиками (т.е. народом) и дворянами. В романе мы видим столкновение этих двух лагерей, столкновение их мнений, образов жизни, мировоззрений. И выразителем взглядов бунтовщиков по большей части является именно Пугачев; из его уст мы слышим эту известную сказку про орла и ворона, как нельзя лучше выражающую стиль жизни и самого Пугачева, и его приспешников. Кстати, эта сказка, на наш взгляд, является, помимо композиционного компонента, еще и своеобразной стилизацией Пушкина под классическую историческую прозу.
Пушкин затронул вопрос философский – о том, на каком принципе должно основываться государство. Так что можно говорить о противопоставлении не дворян и крестьян, а шире – власти и народа. А не это ли является центральной темой произведений на историческую тему со времен зарождения этого жанра в античный период и до современных сочинений?
Народ для Пушкина – это и Пугачев с его сподвижниками, "господами енералами", и изуродованный башкирец, и капитан Миронов, и Маша, и Савельич, и многие другие. Все они разные: кто-то стремится к мирной семейной жизни, а кто-то с кровавым оружием в руках всеми силами добивается своей не очень понятной цели. Различаются они и своим отношением к власти, символами которой в романе являются Екатерина I и Пугачев. Те, кто следовал за Пугачевым, видели в нем "народного царя", воплощающего их мечту о сильной, мудрой и справедливой власти; другие же видели разбойника и душегуба, оставаясь верными Екатерине. Но и те, и другие стремились к одному – к милосердной и гуманной власти. Можно было бы считать за основу закон, но он не может полностью удовлетворить обе стороны (и дворян, и крестьян), кто-то будет обязательно недоволен. Если же найти в своем роде среднее арифметическое в применении закона к противоборствующим сторонам, то недовольными останутся обе.
По Пушкину, история – некая сила, действующая независимо от людей, неподвластная им и даже иногда враждебная им. Для обитателей Белогорской крепости и Гринева она оказалась именно враждебной, она разрушила их мирный быт, подвергла суровым испытаниям, которые для кого-то обернулись гибелью (капитан Миронов, Василиса Егоровна). История, эта стихия, проверяла на прочность волю, мужество, верность долгу и чести. Однако для двух влюбленных, которые уже не верили в возможность совместного счастья, – Маши Мироновой и Петра Гринева – она стала той силой, которая свела их снова вместе. Таким образом, Пушкин показал тесное сплетение индивидуального, частной жизни с общим историческим процессом, что, как мы понимаем, является неотъемлемой частью нашего реального бытия.
То есть Пушкин видел в истории две стороны – темную и светлую, гуманную и бесчеловечно-жестокую. Именно исторические испытания выявляют скрытые качества: героизм и стойкость (Гринев) или подлость (Швабрин). Через историю, как через сито, просеиваются герои, и тот, кто честен и милосерден, – выживает и награждается счастьем, а того, кто низок душой, настигает кара.
Так понимал Пушкин историю – как столкновение, борьбу враждующих сторон, без них история не существует. Без ложного пафоса можно с уверенностью утверждать, что писатель в полной мере сумел изобразить это в своем романе.
Слайд 7Историческая тема волновала и другого великого поэта, внесшего огромный вклад
в развитие мировой литературы. У Лермонтова произведения, посвященные русской истории,
имеют несколько другое звучание, чем у Пушкина. Разочарованный в настоящем, молодой поэт и гражданин не видел в окружающей его действительности места подвигам и великим свершениям. Даже люди в его эпоху, по мнению поэта, изменились в худшую сторону: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри - не вы» («Бородино»).
Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов исполнен гордости, но в то же время читатель чувствует глубокое чувство горечи в стихотворении «Бородино» по поводу того, что великое осталось в прошлом. А в настоящем поэта окружают люди, не способные не только на подвиг, но даже не способные защитить себя. За это Лермонтов упрекает современное поколение. Ему больно осознавать, что «в бездействии состарится оно».
В исторических произведениях Лермонтова и Пушкина большую роль играют обычные люди, их поступки, подвиги, а исторические личности отчасти лишаются того величия и безмерного возвышения над «простыми смертными», которым их наделяли многие писатели.
Слайд 8
9.Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и
какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?
Слайд 9
В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения представителей дворянства и
народа и в чём эти произведения можно сопоставить с «Капитанской
дочкой»?
Слайд 129.В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения представителей дворянства и
народа и в чём эти произведения можно сопоставить с «Капитанской
дочкой»?
Слайд 13
9. В каких произведениях русской литературы заветы отцов несут важную
смысловую нагрузку и как их можно соотнести с заветом отца
главного героя?
Слайд 15 Кто из русских писателей обращался к теме «недорослей»
и в чём заключается сходство их изображения?
Д.
Фонвизин «Недоросль», А. Пушкин «Капитанская дочка», И. Гончаров «Обломов» (сон Обломова). Изображение дворянской семьи; знаки дворянской культуры; особенности воспитания (юный Петруша Гринёв, подобно Митрофанушке, гоняет по крышам голубей; бывший французский парикмахер и прусский солдат приезжают в Россию «учительствовать» и пр.).
Имя Митрофанушки стало нарицательным (так называют молодых людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать и делать). «Недоросль» Петруша Гринёв оказывается носителем лучших традиций дворянской культуры – чувства собственного достоинства, чести, верности.
Рисуя ушедшее детство Обломова, автор, с одной стороны, поднимается до лиризма, а с другой – резко критикует, доходя до сатиры, отмечая отсутствие у Обломовых духовной жизни, которую им заменяет мир сказки, легенды, мифа.
Слайд 16МОТИВ СНА в ЛИТЕРАТУРЕ
Сон в художественном произведении может служить тем
же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией,
иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.
Слайд 17Какое значение имеет сон Гринёва?
Как раскрывается в нём двойственность
образа Пугачёва?
Сон тоже имеет символическое значение. Блуждание во сне
по снежной пустыне предвещает блуждание героя «по мукам», перипетии его судьбы. Мужик с чёрной бородой, которого мать представляет «посаженым отцом», - бродяга, спасший Гринёва в буран, то есть Пугачёв, в самом деле благословит Петра и Машу. Топор, мёртвые тела – всё это предстоит увидеть вскоре Гринёву наяву.
В пророческом сне Пугачёв и посажёный отец Гринёва (это сбудется на свадьбе Гринёва и Маши Мироновой), но он и тот, кто начинает размахивать топором, наполняя комнату мёртвыми телами. И таким увидим его: он отдаст приказ повесить Ивана Игнатьевича и капитана Миронова, он благословит страшную казнь Василисы Егоровны.
Так, уже в первой встрече Пугачёв предстаёт и как «добрый человек», и как носитель разрушительного, кровавого начала.
Но автору важно увидеть в Пугачёве прежде всего человека, видимо, поэтому и первое его дело в повести – доброе, человеческое. Исходя из христианской заповеди (человек человеку брат), Пушкин покажет дальше, что даже в эпоху исторических катаклизмов два человека, принадлежащих к враждующим лагерям (дворянин – «мужицкий царь»), всегда могут понять друг друга. И это понимание окажется спасительным.
Таким образом, эпизод первой встречи оказывается важным и для развития сюжетной линии произведения, и для понимания неоднозначности личности Пугачёва, и для решения главной проблемы повести – проблемы возможности и необходимости установления нормальных человеческих отношений между людьми, несмотря ни на какие разделяющие их преграды, а лишь согласно вечному божескому закону мирного сосуществования на земле.
Слайд 189. Какова роль сна Петра Гринёва в сюжете произведения? Сон
как литературный приём в русской литературе.
1). Совершенно особую роль в
романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Увиденный сон — вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев. Ему снилось, что он вернулся домой. События сна и действующие лица — все буднично, ничего символического в описанной картине нет. Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа. Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери — подойти под благословение мужика. Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву.
2). А. Пушкин. «Евгений Онегин». Сон Татьяны, В.А. Жуковский «Светлана».
Особенность сна литературного героя заключается в том, что, имея возможность сравнить его содержание с последующими событиями в судьбе персонажа, можно угадать логику автора и раскрыть значения символов. Сон Татьяны (А. Пушкин. «Евгений Онегин») в V главе романа – самое загадочное место во всем произведении. Эпиграф к этой главе взят из известной баллады Жуковского «Светлана»: О, не знай сих страшных снов \ Ты, моя Светлана!
Главная героиня баллады засыпает и видит различные ужасы. Однако кошмарный сон Светланы не имеет продолжения и не оказывает никакого влияния на дальнейшую её жизнь, тогда как сон Татьяны – зловещий знак её судьбы. Пушкин начинает повествование о святочных гаданиях и ворожбе, которые являются необходимым условием вещего сна.
Что же увидела в своём вещем сне Татьяна? Остановимся на толковании отдельных деталей и образов, создающих пространство и сюжет сна. Одна из таких важнейших деталей сна – «зима» и слова, которые можно объединить в тематическую группу с общей семой «холодный»: «снег», «сугроб», «лед», «метель». Они связаны со словом «смерть». Так была предсказана гибель Ленского.
Следующим звеном во сне Татьяны является ручей и «дрожащий, гибельный мосток» через него. Две жёрдочки, перекинутые через ручей – не что иное, как две встречи Татьяны с Онегиным, которые произошли до сна. Не Онегин помогает перебраться героине через ручей. «Медведь… лапу с острыми когтями Ей протянул». По-видимому, этот медведь и символизирует будущее замужество. Медведь приносит Татьяну к хижине Онегина со словами: «Здесь мой кум». И действительно, в Москве, на приеме, генерал знакомит Онегина, «родню и друга своего», с Татьяной - своей женой. Таким образом, все три символа (снег, ручей с мостком, медведь) многозначны и вводят в толкование сна Татьяны одновременно две темы, определившие судьбу Татьяны, - смерть Ленского и брак с генералом. Одной из важнейших деталей сна Татьяны является хижина Онегина, где он что-то празднует с «шайкой домовых». Пушкин показывает постепенное постижение Татьяной характера Онегина. Само же появление героини в хижине, то есть в душе Онегина, символизирует его будущую любовь к ней, а исчезновение домовых – избавление героя от «демонов». Финальные строки сна «хижина пошатнулась» намекают на душевную трагедию Онегина, осознавшего безнадёжность чувств к Татьяне.
В.А. Жуковский «Светлана». С образом Светланы В.А. Жуковский связывает мысль о торжестве любви над смертью. Важное место в этой балладе отводится сну, страшному сну Светланы. Это был сон о том, будто её “милый друг — мертвец”. Светлана не может разобрать его сути, но очень боится этого ужасного, грозного сна. Сам же автор даёт ответ в своей балладе: “...здесь несчастье — лживый сон, счастье — пробужденье”. Впервые в русской литературе В.А. Жуковский сказал читающей публике о том, что счастье надо искать в реальном мире, который и есть настоящая правда, а всё остальное — ложь и обман.
Слайд 19Гринёв и Пугачёв
Главная драматическая линия повествования – взаимоотношения Петра
Гринёва и Емельяна Пугачёва. История из взаимоотношений предстаёт в четырёх
встречах.
Первая встреча происходит в степи, в буран, когда Пугачёв вывел Гринёва к постоялому двору; их разговоры на постоялом дворе.
Вторая – в Белогорской крепости, которую только что заняли повстанцы, и Гринёв, узнанный Пугачёвым, был пощажён и отпущен им.
Третья – в Бердской слободе, где Гринёв просит Пугачёва освободить его невесту – Машу Миронову, а также разговор с Пугачёвым по дороге в Белогорскую крепость.
Четвёртая – короткий обмен взглядами между Гринёвым и Пугачёвым, входящим на эшафот.
Слайд 20Почему в произведениях А.С. Пушкина одним из главных героев является
стихия?
В творчестве Пушкина в произведениях
разных жанров возникает мотив стихии. Вода, огонь, метель — это природные стихии, которые в художественных образах писателя приобретают символическое значение. Стихия непредсказуема, непреодолима, может закружить в вихре событий, перепутать, перемешать и разбросать человеческие судьбы. Метель, как символический образ, возникает в творчестве Пушкина в поздний период, в тридцатые годы поэт пишет о метели и в стихах, и в прозе. Это повесть «Метель» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», стихотворение «Бесы», глава «Вожатый» в романе «Капитанская дочка».
В повести «Метель» природная стихия является основой сюжетной интриги, но не становится главной темой. В произведении два любовных романа, природная стихия находится в центре, разделяя или объединяя их. В самый кульминационный момент повести, побег Маши из родительского дома, появляется новое действующее лицо — Метель («Вдруг» «в одну минуту поднялся ветер», «небо слилось с землей»). С появлением метели заурядное течение любовной истории обрывается, судьба разлучила влюбленных, но одновременно соединила церковным таинством двух незнакомых людей.
«Бесы» написаны в очень сложный для духовной и творческой жизни автора период. В начале стихотворения путник уже во власти метели и предчувствует приближение пугающих событий:
Страшно, страшно поневоле. Средь неведомых равнин...
Угроза гибели осознана, и дальше действие развивается более стремительно. Первое упоминание беса — просто присказка («В поле бес нас водит, видно»), но уже в следующей строчке этот образ имеет реальные очертания: «Посмотри: вон, вон играет. / Дует, плюет на меня». Метель не отступает: «Вьюга злится, вьюга скачет», и окружают ездока уже полчища бесов: «Вижу: духи собралися средь белеющих равнин». Рефреном проходящая строка «Мчатся тучи, вьются тучи» делит стихотворение на 3 части, меняя настроение каждой.
В повести «Капитанская дочка» метель называется бурей, бураном — это нечто могущественное, страшное. Буря разразится еще и в социальном плане. Метель сведет Гринева и Пугачева. Здесь она нечто вроде пророчества, предвещающего глубокие социальные потрясения. Стихия сближает совершенно разных людей — «народного царя» и «обычного человека».
Во всех произведениях Пушкина метель есть мистическая, сверхъестественная сила, которая управляет судьбами людей, как правило, разумно и справедливо («Метель», «Капитанская дочка»). Человек оказывается неспособным изменить что-либо. Находясь в окружении стихии, которая символизирует судьбу, рок, случай, герой оказывается бессилен перед ней. Он представлен как песчинка в мире, управляемом высшими силами, и ему приходится подчиниться их воле.
Слайд 218. Роль стихии в романе.
В начале второй главы романа
А.С. Пушкина «Капитанская дочка» большую роль играет стихия. Направляясь в
Белгородскую крепость, Гринев сбился с пути. «Мрак», «вихорь», «ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным». Свирепствующий буран кружит сбившихся с пути путников и их ямщика по «снежной пустыне».
Этот буран явился сюжетообразующим звеном в произведении: именно в этой обстановке разбушевавшейся стихии происходит знакомство Петра Гринева с «вожатым», который помог путникам найти дорогу и который оказался ни кем иным, как Пугачевым. Кроме того, разбушевавшаяся стихия как бы является грозным предзнаменованием народной войны, которая всколыхнет Россию, принесет с собой много волнений, бед, слез… Символично и то, что человек, которого встречает Петр Андреевич во время бурана – Пугачев, то есть человек, ставший главарем, инициатором народной войны…
Слайд 229. В каких произведениях русской литературы сплетаются в единый сюжет
история семьи и военные события и в чём их сходство
и различие с «Капитанской дочкой» А.С.Пушкина? Материал к сочинению
Слайд 239. В каких произведениях русской литературы звучит тема дуэли и
что сближает эти произведения с «Капитанской дочкой» А.С.Пушкина? (При сопоставлении
укажите произведения и авторов.)
А. Пушкин «Выстрел» и «Евгений Онегин», М. Лермонтов «Герой нашего времени», И. Тургенев «Отцы и дети», А. Чехов «Дуэль», А. Куприн «Поединок».
Тема дуэли интересна писателям прежде всего тем, что позволяет ему создать экстремальную ситуацию, в которой наиболее полно раскрываются социальный конфликт и характер героя; дуэль как поединок непохожих характеров и как поединок идей; психологический анализ личности героя, прошедшего испытание дуэлью.
Слайд 24 Кто из русских писателей обращался к образу
разбойника и что сближает этих персонажей с образом Пугачёва?
Образ разбойника
нарисован в произведении А.С. Пушкина «Дубровский». Главный герой — “благородный разбойник” Владимир Дубровский, желая отомстить Троекурову, становится разбойником. Поняв же, что они обречены, Дубровский распускает своих людей.
В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» автор обращается к легенде «О двух великих грешниках», в которой атаман разбойников Кудеяр пролил много безвинной крови, но со временем его начали мучить угрызения совести и он стал молить Господа об отпущении грехов. Что же сближает названных персонажей с образом Пугачёва?
Образ разбойника нарисован в произведении А.С. Пушкина «Дубровский». Главный герой - «благородный разбойник» Владимир Дубровский, желая отомстить Троекурову, становится разбойником. И когда эта борьба закончилась не в пользу Дубровского, он покидает своих «соучастников в разбое и грабеже». Понимая, что они обречены, Дубровский распускает шайку, тем самым признавая бессмысленность разбойничьего образа жизни.
В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» автор обращается к легенде «О двух великих грешниках», в которой атаман разбойников Кудеяр пролил много безвинной крови, но со временем его начали мучить угрызения совести и он стал молить Господа об отпущении грехов.
Нет ответа на главную часть вопроса: что сближает названных персонажей с образом Пугачева?
Слайд 258.В чём двойственность отношения автора и его героя к явлению
«русского бунта»?
Главным историческим персонажем в повести является Емельян Пугачев —
предводитель крестьянского восстания. Он - беглый донской казак “лет сорока”, выдающий себя за покойного царя Петра III. Образ Пугачева раскрывается Пушкиным неоднозначно, противоречиво и многосторонне. Автор наделил его как положительными, так и отрицательными чертами. С одной стороны, это талантливый военачальник, хороший организатор, человек недюжинного ума, трезво оценивающий своих соратников, сильный и мужественный предводитель. К сильным сторонам образа Пугачева относятся такие черты его характера, как справедливость, доверительное отношение к людям, умение быть благодарным (“Все обходились между собой как товарищи”), смелость, решительность, бесстрашие, свободолюбие, широта натуры, доброта. Пугачев обладает чувством юмора, умеет найти выход из создавшейся ситуации. Жестокость при расправе с офицерами и их семьями, безграмотность, хвастовство, склонность к авантюризму, тщеславие, самоуверенность являются слабыми сторонами образа Пугачева.
Слайд 269. В каких произведениях отечественной классики авторы обращались к теме
народного бунта и в чём их можно сопоставить с пушкинской
«Капитанской дочкой»?
Тема «русского бунта» нашла свое отражение в нескольких произведениях русской литературы, но, несомненно, свое начало в литературе XIX века она берет с романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Работая над этим произведением, писатель пользовался многочисленными историческими источниками, совершил поездку по местам пугачевского бунта, записывал рассказы очевидцев. В «Капитанской дочке» перед нами предстает Пушкин – художник, раскрывающий тему народного «бунта» в высшей степени художественно. Пейзажная зарисовка – описание разбушевавшейся стихии, бурана - является грозным предзнаменованием другой, не менее грозной, стихии –– народного бунта. Снежный буран предсказывает те страшные события, которые скоро всколыхнут Россию, - войну под предводительством Пугачева. В центре внимания Пушкина оказывается личность самого Е.Пугачева. Этот человек изображается писателем не только как монументальная политическая фигура, но и как человек со всеми своими достоинствами и недостатками.
«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», - говорит Пушкин в повести «Капитанская дочка». Действительно, нельзя без содрогания читать, как восставший народ, руководимый Пугачевым, ведет себя как обезумевшая толпа. Пугачевское войско грабит и убивает людей. Так, ворвавшись в Белогорскую крепость, убивает отказавшихся дать присягу, в том числе - несчастного коменданта крепости Ивана Кузьмича; убивают жестоко, через повешение, всенародно. Народный бунт для Пушкина- процесс неизбежный, но бесперспективный.
Слайд 2817. Почему повесть Пушкина, главным событием которой стало Пугачёвское восстание,
озаглавлена «Капитанская дочка»? Материал к сочинению.
В знаменитой повести
«Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина изображено несколько главных персонажей. И все они довольно привлекательные: решительные, справедливые, мужественные. Но почему повесть названа «Капитанская дочка»? Ведется повесть от имени Гиреева, но автор главной героиней определил именно Машу Миронову. Маша Миронова является молодой, изначально ничем не приметной девушкой. Ее образ несет в себе душевную чистоту и высокую нравственность. Интересным моментом произведения является то, что Мария очень мало говорит. Это неслучайно! Пушкин показывает, что сила главной героини не в словах, а в ее безошибочных поступках. Даже в те дни, когда ее душа разрывалась на кусочки, она смогла сохранить свою стойкость, верность и принципы.
Для автора была важна не только линия, связанная с Пугачевым, но и сила любви, благодаря которой Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Маша Миронова идет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье, а главное – утвердить справедливость. Постепенно Маша становится центральным персонажем повествования.
Сама поездка девушки в Петербург к императрице говорит о многом. В беде открылись ее душевные глубины, которые читатель в начале повести и предположить не мог в молоденькой девушке, покрасневшей чуть ли не до слез при одном лишь упоминании ее имени. В разговоре с «неизвестной дамой» она признается, что Гринев для нее одной «подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать» ее.
Оказавшись во дворце, «Марья Ивановна предчувствовала решение судьбы; сердце ее сильно билось и замирало. Через несколько минут карета остановилась у дворца… Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашало ее, что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились с она вошла в уборную государыни…» Марья Ивановна взяла письмо «дрожащей рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала».
Таким образом, читатель видит уже не робкую девушку, а сильного человека, который будет до конца отстаивать свою любовь. Поступок Маши Пушкин оценивает очень высоко, ее действия сравнимы с событиями той эпохи, и, возможно, поступок девушки более значим, чем поступки других героев повести. Она смогла доказать невиновность Гринева, его верность и честность. Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню. И именно поэтому повесть названа ее именем.
Почему повесть названа «Капитанская дочка», читатель может только догадываться, ведь именно автору принадлежит честь называть свое произведение. Нам остается лишь быть уверенным в том, что Маша Миронова достойна того, чтобы ее именем была названа повесть.
Слайд 29В чем заключается нравственный выбор героя в романе Пушкина «Капитанская
дочка»?
«Капитанская дочка» — это и исторический роман (о крестьянском бунте
под предводительством Пугачева), и семейная хроника Гриневых, и роман-биография Петра Гринева, и роман воспитания (история становления характера дворянского «недоросля»), и роман-притча (судьбы героев — подтверждение нравственного тезиса, ставшего эпиграфом к роману: «Береги честь смолоду»).
Гринев — свидетель и участник исторических событий. Формирование личности молодого дворянина — это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека (проигрыш ста рублей Зурину, встреча с вожатым во время бурана, любовный конфликт). Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Наставлением сурового отца, полученным перед отъездом, и ограничился его жизненный опыт. Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью. Но самое главное нравственное испытание оказалось впереди. В Оренбурге, получив письмо от Маши, Гринев должен был сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осажденном городе — долг чести требовал откликнуться на отчаянный призыв Маши: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную». Гринев-человек победил Гринева-солдата, присягнувшего императрице, — он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользовался помощью Пугачева. Честь Гринев понимает как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте. Такое же «человеческое измерение» чести и долга мы видим у его отца, который, узнав о мнимой измене сына, говорит о пращуре, умершем за то, что честь «почитал святынею своей совести».
Честь стала в романе мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева («Моя искренность поразила Пугачева»). В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества (Маша Миронова). Подлость и низость делают его законченным негодяем (Швабрин). История дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден.
Слайд 30Почему в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» русский бунт назван
«бессмысленным и беспощадным»?
Кто не знает слова из пушкинской «Капитанской дочки»:
«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»?
В романе, основу сюжета которого составляют события крестьянской войны под предводительством Пугачева в 1773-1774 гг., действительно показаны сцены крайней жестокости бунтовщиков во время взятия Белогорской крепости. Но для понимания авторской позиции очень важно учесть особый композиционный ход, который использует Пушкин. Перед главой VII «Приступ», где изображается казнь защитников крепости и гибель Василисы Егоровны, жены повешенного по приказу Пугачева капитана Миронова, помещена глава VI «Пугачевщина», где дается сцена допроса пленного башкирца. Он был страшно изувечен, что является красноречивым свидетельством жестоких карательных мер правительства по отношению к участникам незадолго до того прошедшего восстания в Башкирии. Оказывается, что и добрейший человек капитан Миронов считает необходимым «выстрочить спину» этому бунтовщику и не видит в таком действии ничего предосудительного.
Пугачев также представлен в романе неоднозначно. Он нарисован не только как «изверг и злодей», каким его признавали дворяне, но и как защитник слабых и обездоленных, каким его видел простой народ. У Пушкина это человек со своим своеобразным кодексом чести («Казнить так казнить, миловать так миловать»), придерживающийся четких нравственных принципов. В таком подходе нашла отражение особая авторская позиция. Дело не в том, плохи или хороши участники «русского бунта», он в любом случае будет «бессмысленным и беспощадным» — таков непреложный закон жизни. И эту важнейшую идею автор стремится не просто выразить в запоминающейся фразе, но и показать всем ходом сюжетного развития.
Вот почему так необычно вплетаются в канву исторического повествования события личной жизни героев — Маши и Гринева. Тот, кто был «злодеем для всех», для влюбленных оказался благодетелем, «посаженым отцом», без участия которого их судьбы никогда не соединились бы. Но для этого перед нами должен был предстать не просто предводитель восстания, злодей или герой, а человек, умеющий слышать и понимать другого человека.
В том и состоит не только «беспощадность», но и «бессмысленность» бунта, что он заслоняет от его участников главное — способность сочувствовать другому, понимать его, видеть в нем не только «врага», но и просто человека, с его достоинствами и недостатками. Лишь поднявшись над бесчеловечным «законом» бунта, дворянин, офицер Гринев и предводитель бунтовщиков Пугачев смогли найти взаимопонимание и преодолеть жестокость.
Видимо, Пушкин хорошо понимал, что посредством бунта никогда нельзя добиться ни свободы, ни счастья, ни благополучия. Ведь жестокость порождает только ответную жестокость, а потому она всегда будет бессмысленной.
Слайд 31Пугачев в изображении Пушкина: злодей или жертва исторических обстоятельств? (по
роману «Капитанская дочка»)
Образ Пугачева в романе «Капитанская дочка» не является
центральным, но очень важен для изображения эпохи. С одной стороны, Пугачев показан как историческая личность — талантливый руководитель военных действий повстанцев. С другой стороны, автор обращает внимание на человеческие качества Пугачева, которые раскрываются во взаимоотношениях с Гриневым — это линия вымышленная.
Первый раз появляется Пугачев в романе в ореоле тайны: он возникает из метели «не то волк, не то человек». Именуется автором как «вожатый», «бродяга». В первую встречу Пугачев изумляет Гринева сметливостью, «тонкостью чутья».
Образ Пугачева и его дальнейшее участие в судьбе Гринева спроецированы на страшный (символический) сон Петруши, который он видит в то время, когда вожатый выводит кибитку к постоялому двору.
Образ Пугачева как народного вождя показан в свете концепции русского национального характера. Автор обращает внимание на широту натуры Пугачева («Казнить так казнить, миловать так миловать: таков мой обычай»), способность испытывать чувство благодарности, совершать благородные поступки: он «помиловал» Гринева за его «добродетель, за то, что тот оказал услугу, когда принужден был скрываться (Пугачев) от своих недругов». При описании героя («Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком») возникает мотив богатырства. И, конечно, автор подчеркивает главное качество Пугачева — свободолюбие, вводя как вставной элемент сказку старой калмычки об орле и вороне.
Народность образа Пугачева особенно ярко выражается в его речи, для которой характерно использование пословиц, поговорок, устойчивых выражений («А разве нет удачи удалому?», «Закусим, запьем и ворота запрем», «Будет дождик, будут и грибки»).
В образе Пугачева проявляются некоторые романтические черты. Герой одинок, он одинок даже среди единомышленников. Пугачев понимает, что они готовы предать его, если появится возможность таким образом спастись. Он наделен чертами романтического злодея («Не могу изъяснить, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме меня одного»).
Одним из основных средств раскрытия образа является портретная характеристика. Портрет Пугачева дан глазами Гринева: «Наружность его мне показалась замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В широкой бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали». В другом описании Гринев отмечает «сверкающие глаза», что является важной деталью, характеризующей «народного царя».
В характере Пугачева Гринев постоянно отмечает что-то плутовское (когда разыгрывает из себя царя) и одновременно по-детски простодушное.
В романе «Капитанская дочка» Пушкин не идеализирует ни дворян, ни восставших. Пугачевский бунт показан как национальная трагедия. Свою обреченность понимает и сам Пугачев. Недаром вводится в текст «бурлацкая» песня. С помощью этой песни автор показывает предрешенность судьбы Пугачева.