Слайд 4Назначение и области применения асинхронных двигателей
Основное применение асинхронные машины
находят в качестве двигателей. Асинхронные двигатели (АД) преобразуют электрическую энергию
в механическую и являются потребителями электрической энергии.
Первый асинхронный двигатель был сконструирован в 1889 г. русским инженером М. О. Доливо-Добровольским.
Наибольшее распространение в промышленности получили трехфазные асинхронные двигатели c короткозамкнутым ротором и с фазным ротором. Это объясняется тем, что они просты по конструкции, дешевы, надежны в работе, имеют высокий КПД при номинальной нагрузке, выдерживают значительные перегрузки, не требуют сложных пусковых приспособлений.
Слайд 5АД с короткозамкнутым ротором
АД с фазным ротором
Слайд 6Наряду с преимуществами АД имеют ряд недостатков, основными из которых
являются:
- низкий коэффициент мощности (соsφ) при неполной нагрузке (при
холостом ходе соsφ = 0,2…0,3);
- большой пусковой ток;
- низкий КПД при малых нагрузках;
- относительная сложность и неэкономичность регулирования их эксплуатационных характеристик, и в первую очередь механических характеристик.
Слайд 7Устройство статора асинхронных двигателей
Основными частями асинхронного двигателя являются статор
и ротор, отделенные друг от друга воздушным зазором (0,3…0,5 мм).
Их сердечники набраны из листов электротехнической стали. На внутренней части поверхности статора и на внешней ротора выштампованы пазы, в которые уложены обмотки. Сердечник статора помещен в корпус, который является внешней частью двигателя. Сердечник ротора укреплён непосредственно на валу двигателя или на ступице, надетой на вал.
Обмотка статора обычно выполняется трёхфазной, состоящей из трёх самостоятельных обмоток, сдвинутых в пространстве одна относительно другой на 120°.
Слайд 8В двигателях низкого напряжения (до 1000 В) концы каждой фазы
обмотки статора присоединены к клеммам, которые расположены на щитке, укреплённом
на корпусе двигателя, и обозначены соответственно:
С1 - С4 (фаза А);
С2 - С5 (фаза В);
С3 - С6 (фаза С).
Это даёт возможность в зависимости от величины напряжения сети (например, 380 В или 220 В) соединять обмотку статора звездой или треугольником для того, чтобы в обоих случаях фазное напряжение обмотки было номинальным.
Слайд 9Вращающееся магнитное поле статора
При подключении двигателя к трехфазной сети
в обмотках статора протекают токи ia, ib и ic (рис.
а). МДС каждой обмотки создаёт магнитный поток, вектор которого совпадает с осью соответствующей катушки. Если ток ia = Im, то ток ib = ic = -Im/2 (при t = t1, рис. а). При этом вектор результирующего магнитного потока Фmp = Фma + Фmb + Фmc совпадает с осью катушки С1 - С4 (фаза А), т. к. в ней ток максимальный (рис. б). В моменты времени t = t2 и t = t3 (рис. а) результирующий вектор будет совпадать с осями катушек соответственно С2 - С5 (фаза В) и С3 - С6 (фаза С) (рис. в). Очевидно, что за один период Т изменения напряжения сети вектор результирующего магнитного поля сделает один оборот.
Слайд 10Таким образом, МДС трёх обмоток статора, расположенных в пространстве под
углом 120° друг к другу, при подключении их к трёхфазной
сети синусоидального тока, создают вращающееся магнитное поле, аналогичное по форме магнитному полю вращающегося двухполюсного магнита (с одной парой р полюсов) с подобным распределением магнитной индукции на полюсах.
В общем случае частота вращения вращающегося магнитного поля (называемая синхронной частотой вращения) зависит от частоты напряжения сети ƒ1 и числа пар р полюсов, определяемого числом обмоток статора, т. е.
n1 = 60·ƒ1/p.
Так как число пар полюсов р определяется целым числом натурального ряда (р = 1, 2, 3, 4 и т. д.), то при ƒ1 = 50 Гц возможны следующие значения синхронной частоты вращения: 3000; 1500; 1000; 750 об/мин…,
т.е. для двухполюсной машины (при трёх статорных катушках) n1 = 60·ƒ1 = 3000 об/мин;
для четырёхполюсной машины (при шести статорных катушках) n1 = 60·ƒ1/p = 1500 об/мин и т. д.
Слайд 11Устройство обмоток роторов АД
Обмотка ротора может быть выполнена короткозамкнутой
или фазной. Короткозамкнутая обмотка ротора выполняется в виде беличьей клетки,
состоящей из алюминиевых или медных (латунных) стержней и замыкающих их на торцах колец (рис. а, б). У асинхронных двигателей с фазным ротором (рис. в, г) одни концы обмоток 2 ротора соединяются с контактными кольцами 3, расположенными на валу двигателя, а другие - соединены в звезду. Контактные латунные кольца соединяются с клеммами пускового реостата 5 с помощью угольных или медно-графитовых щёток 4 и щеткодержателей.
Слайд 13Скольжение и частота вращения ротора
Степень отставания частоты вращения ротора
n2 от частоты вращения магнитного поля n1 статора оценивается скольжением
S:
Диапазон изменения скольжения в АД 1 ≥ S ≥ 0. При пуске n2 = 0, S = 1; при холостом ходе S = 0,001...0,005; при номинальной нагрузке S = 0,03...0,07.
Частота вращения ротора выражается через скольжение, т. е.
Отсюда следует, что регулировать частоту вращения ротора можно изменением частоты ƒ1, числа пар полюсов p и скольжения S.
Слайд 14Фазные ЭДС, которые индуктируются в обмотках статора
где k01 ≈ 0.93...0.97
- обмоточный коэффициент катушки статора.
Фазные ЭДС вращающегося ротора
где k02 ≈
0.93...0.97 - обмоточный коэффициент роторной обмотки.
Относительная частота (частота пересечения вращающегося магнитного поля статора вращающегося ротора) n1 - n2 = n1·S, где n1 = 60·ƒ1/p и ƒ1 = n1·p/60 - частота ЭДС статорной обмотки.
Диапазон изменения частоты ƒ2 в АД - (0...1)ƒ1; номинальная частота ЭДС и тока роторной обмотки
ƒ2н ≈ (0,01...0,07)ƒ1 = 0,5...3,5 Гц.
Таким образом, частота ЭДС в обмотке ротора прямо пропорциональна скольжению и равна частоте ЭДС статора только при неподвижном роторе.
Слайд 15Схемы замещения фаз статора и ротора АД
Для анализа работы
АД часто пользуются схемой замещения двигателя, аналогичной схеме замещения трансформатора.
При её построении необходимо учесть ряд особенностей, прежде всего то обстоятельство, что частота ЭДС и тока ротора не равна частоте ЭДС и тока статора.
На рис. изображена схема замещения одной фазы АД, на которой элементы R0 и X0 - соответственно активное и реактивное сопротивления ветви намагничивания. Схема замещения позволяет проанализировать работу АД в различных режимах по известным его параметрам. Для этой цели составляют систему уравнений по первому и второму законам Кирхгофа, решив которую, можно аналитически определить неизвестные величины.
Слайд 16Итак, для схемы замещения можно записать:
I1 = I0 - I′2
-
уравнение токов, причём ток I0 холостого хода в АД составляет
(20…40)% от номинального тока статора;
U1ф = -E1 + R1I1 + jX1I1
- уравнение электрического состояния для фазы статора;
E′2 = R′2I′2/S + jX′2I′2; или E2 = R2I2/S + jX2I2
- уравнение электрического состояния для фазы ротора.
Слайд 17Потери в двигателе
Электрическая мощность, потребляемая АД из сети,
частично расходуется
на потери в стали ΔPcm1 статора (от вихревых токов и
явления гистерезиса) и на тепловые потери в меди ΔPм1(в обмотках статора), оставшаяся часть мощности передаётся ротору электромагнитным путём.
В свою очередь, электромагнитная мощность Pэм частично расходуется на потери в меди ротора (потери в стали ΔPcm2 ротора незначительны вследствие низкой частоты тока I2), оставшаяся часть мощности преобразуется в механическую мощность Pмех двигателя.
Полезную мощность на валу двигателя P2 получим, если из механической мощности вычтем механические потери ΔPмех (потери в подшипниках, вентиляционные) и добавочные потери ΔPпул (пульсационные).
Для анализа потерь энергии (активной мощности) в АД при преобразовании отбираемой из сети электрической энергии в полезную механическую на валу, строят энергетическую диаграмму.
Слайд 18Режимы работы двигателя
Двигательный режим
Если ротор неподвижен или частота его
вращения меньше синхронной, то вращающееся магнитное поле пересекает проводники обмотки
ротора и индуцирует в них ЭДС, под действием которой в обмотке ротора возникает ток. На проводники с током этой обмотки (а точнее, на зубцы сердечника ротора), действуют электромагнитные силы; их суммарное усилие образует электромагнитный вращающий момент, увлекающий ротор вслед за магнитным полем. Если этот момент достаточен для преодоления сил трения, ротор приходит во вращение, и его установившаяся частота вращения [об/мин] соответствует равенству электромагнитного момента тормозному, создаваемого нагрузкой на валу, силами трения в подшипниках, вентиляцией и т. д. Частота вращения ротора не может достигнуть частоты вращения магнитного поля, так как в этом случае угловая скорость вращения магнитного поля относительно обмотки ротора станет равной нулю, магнитное поле перестанет индуцировать в обмотке ротора ЭДС и, в свою очередь, создавать вращающий момент; таким образом, для двигательного режима работы асинхронной машины справедливо неравенство:
Относительная разность частот вращения магнитного поля и ротора называется скольжением:
Слайд 19Режимы работы двигателя
Генераторный режим
Если ротор разогнать с помощью внешнего
момента (например, каким-либо двигателем) до частоты, большей частоты вращения магнитного
поля, то изменится направление ЭДС в обмотке ротора и активной составляющей тока ротора, то есть асинхронная машина перейдёт в генераторный режим. При этом изменит направление и электромагнитный момент, который станет тормозным. В генераторном режиме работы скольжение .
Для работы асинхронной машины в генераторном режиме требуется источник реактивной мощности, создающий магнитное поле. При отсутствии первоначального магнитного поля в обмотке статора поток создают с помощью постоянных магнитов, либо при активной нагрузке за счёт остаточной индукции машины и конденсаторов, параллельно подключенных к фазам обмотки статора.
Асинхронный генератор потребляет реактивный ток и требует наличия в сети генераторов реактивной мощности в виде синхронных машин, синхронных компенсаторов, батарей статических конденсаторов (БСК). Несмотря на простоту обслуживания, асинхронный генератор применяют сравнительно редко, в основном в качестве ветрогенераторов малой мощности, вспомогательных источников небольшой мощности и тормозных устройств (например, двигатель лифта или эскалатора метрополитена, идущего вниз, работает в генераторном режиме, отдавая энергию в сеть).
Слайд 20Режимы работы двигателя
Режим холостого хода
Режим холостого хода асинхронного двигателя
возникает при отсутствии на валу нагрузки в виде редуктора и
рабочего органа. Из опыта холостого хода могут быть определены значения намагничивающего тока и мощности потерь в магнитопроводе, в подшипниках, в вентиляторе. В режиме реального холостого хода s=0,01-0,08. В режиме идеального холостого хода n2=n1, следовательно s=0.
Режим электромагнитного тормоза (противовключение)
Если изменить направление вращения ротора или магнитного поля так, чтобы они вращались в противоположных направлениях, то ЭДС и активная составляющая тока в обмотке ротора будут направлены так же, как в двигательном режиме, и машина будет потреблять из сети активную мощность. Однако электромагнитный момент будет направлен встречно моменту нагрузки, являясь тормозящим. Для режима справедливы неравенства:
Этот режим применяют кратковременно, так как при нём выделяется много тепла, которое двигатель не способен рассеять, что может вывести его из строя.
Слайд 21Режимы работы двигателя
Механическая характеристика асинхронной машины:
а — режим рекуперации энергии
в сеть (генераторный режим),
б — двигательный режим,
в — режим противовключения (режим электромагнитного
тормоза)
Слайд 22Способы управления двигателем
Под управлением асинхронным двигателем переменного тока понимается
изменение частоты вращения ротора и/или его момента. Существуют следующие способы
управления асинхронным двигателем:
реостатный — изменение частоты вращения АД с фазным ротором путём изменения сопротивления реостата в цепи ротора, кроме того это увеличивает пусковой момент;
частотный — изменение частоты вращения АД путём изменения частоты тока в питающей сети, что влечёт за собой изменение частоты вращения поля статора. Применяется включение двигателя через частотный преобразователь;
переключением обмоток со схемы «звезда» на схему «треугольник» в процессе пуска двигателя, что даёт снижение пусковых токов в обмотках примерно в три раза, но в то же время снижается и момент;
импульсный — подачей напряжения питания специального вида (например, пилообразного);
введение добавочной э.д.с с согласно или противонаправлено с частотой скольжения во вторичную цепь.
изменением числа пар полюсов, если такое переключение предусмотрено конструктивно (только для к.з. роторов);
изменением амплитуды питающего напряжения, когда изменяется только амплитуда (или действующее значение) управляющего напряжения. Тогда векторы напряжений управления и возбуждения остаются перпендикулярны (автотрансформаторный пуск);
фазовое управление характерно тем, что изменение частоты вращения ротора достигается путём изменения сдвига фаз между векторами напряжений возбуждения и управления;
амплитудно-фазовый способ включает в себя два описанных способа;
включение в цепь питания статора реакторов;
индуктивное сопротивление для двигателя с фазным ротором.