Слайд 1Августин Блаженный
354 год
—430 год
Слайд 2Августин (Аврелий) родился в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне
Сук-Ахрас в Алжире).
Блаженный Августин, Святитель Августин,
Учитель Благодати —
епископ
Гиппонский, философ, влиятельнейший
проповедник, христианский богослов
Святой католической и православной
церквей.
Один из Отцов христианской церкви,
основатель августинизма.
Святой Августин и Святая Мария
Слайд 3«Бог выше всяких определений».
Августин Блаженный
Слайд 4 «Время врачует раны».
Аврелий Августин
Слайд 5«Жадность заключается в желании иметь более, чем необходимо».
Слайд 6«Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого
себя».
Слайд 7«Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве».
Слайд 8«Тот, кто не ревнует, тот не любит».
Св. Августин. Фреска капеллы
Санкта-Санкторум в Латерано. VI в.
Слайд 9«Не произносите бесповоротных суждений»!
Св. Августин учит в Риме.
Роспись ц. Сант-Агостино
в г. Сан-Джиминьяно. 1464—1465 гг.
Слайд 10Вывод:
Философия Августина актуальна для современного мира, в частности, для профессии
– педагог.
«Следует больше доверять тем, кто учит, а не тем,
кто приказывает».
«Для изучения науки гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость».
Слайд 11Августин Блаженный (Аврелий Августин) (354–430) считается крупнейшим философом и богословом
периода патристики, оказавшим существенное воздействие на всю средневековую культуру и
на последующее развитие философии. Помимо теоретического значения, его деятельность имела и практический смысл: он, в частности, обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими.
Главные труды Августина – «О граде Божием», «Об истинной религии», «Исповедь», «О Троице» и др.
Августин провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. В своих сочинениях он следовал положению, согласно которому «истинная философия и истинная религия одно и то же». Из философов он высоко ценил Платона, опирался на многие его философские представления.
Слайд 12Августин принял положение Платона о существовании бестелесных идей («сущностей»). Но
Августину не импонировал комплекс идей как составляющий, по Платону, особый
мир, такой же вечный, как и материя, и, подобно материи, подчиненный Мировой Душе. Августин снял грань, отделявшую мир идей от Мировой Души, и включил в религиозный Абсолют все платоновские идеи. Он заявил, что идеи Платона – «это мысли творца перед актом творения».
Богу присуща бестелесность, бесконечность в пространстве, вечность, трактуемая как неизменчивость. Бог есть воля, высшее благо. Посредством своей воли, нацеленной на благо, Бог создает все предметы природы, все души людей и такие бестелесные существа, как ангелы. Таким образом Августин обосновывает креационизм – положение о творении природы и материи Богом.
В теоцентризме Августина многое оказалось новым. Главное – он конкретизировал религиозное представление о Боге, наполнил данное понятие философским содержанием, передвинув «личностное» к «трансцендентному», к философскому Абсолюту.
Слайд 13Говоря о предопределенности Богом судьбы людей, Августин поставил проблему свободы
воли. Воля может направляться разумом, но может иметь место и
рассогласование воли и разума; выбор воли, т. е. действий человека, может быть иррациональным, не согласующимся с разумным пониманием. Человек свободен, когда воля направляет его действия к добру, к выполнению Божественных заповедей, принятых «сердцем» и разумом; нужны усилия воли для утверждения в благодати. Свободы нет, когда воля или разум стремятся к возвышению над людьми, над Богом, когда они не согласуемы с волей Бога.
В истории человечества Августин отмечает изменения к лучшему: все больше людей желают нравственного самоусовершенствования. Такие изменения происходят в результате борьбы двух градов – града Божьего и града Земного. Два града «созданы двумя родами любви: Земной – любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, и Небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Первый полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе. Церковь является представителем Божьего града на Земле, ее власть выше светской, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви.