Слайд 1Тема №6: «Технические средства заправки и транспортирования горючего и масел».
Занятие
№ 4: «Автомобильные средства транспортирования горючего и масел».
Учебные вопросы
:
1. Назначение и техническая характеристика автомобильных средств транспортирования горючего и масел
2. Устройство автоцистерн для горючего и масел.
3. Устройство цистерн-прицепов для горючего и масел.
Литература :
1.Инструкция по эксплуатации АЦ-9-5320АЦ-10-260
2.Альбом 'Технические средства обеспечения горючим" ДСП ВИ
3.Альбом технологических схем и характеристик технических средств службы горючего. УУВВТУ, 1982 г.
4.Эксплуатация средств перекачки, заправка я транспортирования ракетного топлива и горючего.
Слайд 21. Назначение и техническая характеристика автомобильных средств транспортирования горючего и
масел.
К автомобильным средствам транспортирования относятся автоцистерны, цистерны - полуприцепы и
прицелы цистерны.
Они предназначены для транспортирования, кратковременного хранения горючего, а в отдельных случаях и для заправки боевой техники.
Слайд 3Тактико-технические характеристики автоцистерн и прицепов-цистерн для горючего.
Слайд 52. УСТРОЙСТВО АВТОЦИСТЕРН ДЛЯ ГОРЮЧЕГО И МАСЕЛ.
Автоцистерна АЦ-5,5-4320М
Автоцистерна АЦ-5,5-4320М предназначена
для транспортирования горючего. Она является штатным средством частей и подразделений
Вооруженных Сил.
Автоцистерна смонтирована на шасси автомобиля Урал-4320 и включает : цистерну с оборудованием, насос с приводом, трубопроводные коммуникации, электрооборудование, контрольно-измерительные приборы, боковые ящики и шкаф управления.
Автоцистерна укомплектована двумя огнетушителями ОУ-5, устройством для отвода статического электричества, запасными частями, инструментом и принадлежностями, а также технической документацией.
Слайд 9Насос и силовая передача АЦ-5,5-4320
Слайд 10Цистерна откалибрована и служит мерой полной вместимости для горючего с
плотностью до 0,8 г/смЗ.
Перекачка горючего производится насосом СВН-80А.
При
заполнении и опорожнении цистерны уровень горючего контролируется индикатором объема. При приближении уровня горючего к предельному происходит включение звуковой и световой сигнализации.
Управление основными технологическими операциями и контроль параметров автоцистерны производятся из шкафа управления, установленного в задней части автоцистерны.
Слайд 11 Оборудование автоцистерны позволяет выполнять следующие операции:
наполнение цистерны своим
насосом;
опорожнение цистерны своим насосом;
выдачу горючего через фильтр тонкой очистки, минуя
цистерну;
наполнение цистерны посторонним насосом;
опорожнение цистерны самотеком через сливной патрубок;
откачку горючего из всасывающей магистрали;
откачку горючего из напорной магистрали;
откачку горючего из правого и левого раздаточных рукавов.
Слайд 12Автоцистерна АЦ-8,7-5320 (АЦ-9-5320)
Автоцистерна АЦ-8,7-5320 предназначена для транспортирования горючего и является
штатным средством для укомплектования армейских, фронтовых бригад материального обеспечения и
автомобильных бригад фронта.
Максимальная вместимость цистерны 9000 л при плотности транспортируемого продукта 0,8 г/см3. Перевозка горючего с большей плотностью разрешается только при заполнении цистерны меньшим количеством горючего, при этом масса перевозимого продукта не должна превышать 7200 кг.
Перекачка горючего при выполнении технологических операции производится центробежным самовсасывающим насосом с приводом от двигателя автомобиля.
Слайд 14Автоцистерна АЦ-8,7-5320 (АЦ-9-5320)
Слайд 15Рис.1. Принципиальная технологическая схема автоцистерны
АЦ-8,7- 5320
1-блоки сигнализация; 2-золотниковый кран; 3, 4 калиброванные дыхательные клапаны; 5-наливная
горловина; 6-смотровое окно; 7-компеисационный бачек 8 дренажный кран 9-возушный фильтр 10 цистерна; 11-насос СЦЛ-20-24;
12-перепускной клапан; 13-фильтр грубой очистки; 14 -мановакуумметр; 15 - обратный клапан; 16-всасывающий патрубок; 17, 19, 20-поворотные заслонки; 18 напорный патрубок; 21 манометр; 24, 24 вентиль Ду-25; 23 патрубок слива отстоя; 25-гкдроклапан; 26-кран ручного управления; 27- указатель уровня; 28-датчик падения.
Слайд 16В состав технологического оборудования входят : цистерна с оборудованием, насос
с приводом, трубопроводные коммуникации с запорной и предохранительной арматурой, электрооборудовании
и контрольно-измерительные приборы.
Кроме перечисленного оборудования автоцистерна оснащена комплектом запасных частей, инструмента и принадлежностей, двумя огнетушителями ОУ-5, устройством для отвода статического электричества и эксплуатационной документацией.
Установленное на автоцистерне оборудование позволяет выполнять следующие операции: наполнение цистерны своим насосом; наполнение цистерны посторонним насосом; опорожнение цистерны своим насосом; опорожнение цистерны самотеком; откачку горючего из напорного рукава.
Слайд 17Автоцистерна АЦ-10-260
Автоцистерна АЦ-10-260 предназначена для транспортирования горючего и является штатным
средством частей подвоза горючего.
Конструкция автоцистерны позволяет производить выдачу горючего в
мелкую тару (бочки, канистры) к топливные баки машин, осуществлять пристыковку к существующим автомобильным средствам заправки: к транспортирования, а также к средствам перекачки и хранения горючего с использованием переходников.
Слайд 22Рис.2. Принципиальная технологическая схема автоцистерны АЦ-10-260:
1-дыхательный клапан
Ду-45 с пневмоприводом; 2-датчик отсечного устройства; 3-люк-лаз; 4-дыхательные клапаны; 5-вентильДу-32;
6, 18-задвижа Ду-65, 7-электропневматический крен, 8-пневмоконтакг; 9-манометр; 10-воздушный балон; 11-вентиль Ду-6; 12-воздушный фильтр; 13-воздухораспредслитель; 14-отсечной клапан; 15, 16, 23, 25, 27, 28-поворотные заслонки; 17-предохранителъко перепускной клапан; 19-насос CЦН-6OM; 20-фильтр грубой очистки; 21-мановакуумметр; 22-патрубок постоянной пристыковки; 24-всасывающий патрубок; 26-напорный патрубок; 23-радаточтные рукава Ду-38; 30-раздаточяые краны РКТ-32; а - труба для налива верхним способом; б-напорно-всасывающая труба.
Слайд 23Технологическое оборудование автоцистерны смонтировано на шасси автомобиля КрАЗ-260. В состав
технологического оборудования входят цистерна с оборудованием, насосная установка, трубопроводные коммуникации,
пневмосистема, электрооборудование, контрольно-измерительные приборы и кабина управления.
Кроме указанного оборудования автоцистерна укомплектована индивидуальными ЗИП, двумя огнетушителями ОУ-5, устройствами для отвода статического электричества и эксплуатационной документацией. На автоцистерне предусмотрено место для размещения комплекта ДК-4Д для специальной обработки техники.
Слайд 24Перекачка горючего при выполнении операций осуществляется с помощью насоса СЦН-60М
с приводом от раздаточной коробки автомобиля.
При сливо- наливных операциях контроль
за уровнем горючего в цистерне осуществляется с помощью индикатора объема.
Прекращение наполнения цистерны по достижении горючим расчетного уровня происходит автоматически с включением светового и звукового сигналов.
Трубопроводные коммуникации автоцистерны позволяют совместную эксплуатацию ее с прицепом-цистерной ПЦ-6,7-8925 или её модификациями.
Управление основными рабочими операциями ручное и осуществляется из кабины управления, в которой размещены основные элементы трубопроводных коммуникаций, пневмосистемы, пульт управления с контрольно-измерительными приборами и приводы подачи топлива.
Слайд 25 Технологическое оборудование автоцистерны позволяет выполнять следующие операции:
наполнять
цистерну своим насосом;
наполнять цистерну посторонними средствами перекачки;
наполнять цистерну верхним способом
через люк-лаз по трубе;
выдавать горючее из цистерны своим насосом;
перекачивать горючее из одного резервуара в другой, минуя цистерну;
откачивать горючее из раздаточных рукавов и патрубков;
сливать горючее из цистерны самотеком по трубопроводу с задвижкой.
Слайд 26При совместной эксплуатации автоцистерны с прицепом-цистерной выдача горючего из нее
производится через патрубок постоянной пристыковки, поворотную заслонку, задвижку, поворотные заслонки,
раздаточные рукава и раздаточные краны.
Устройство и работа составных частей автоцистерны
Все составные части автоцистерны АЦ-10-260, за исключением трубопроводных коммуникаций, унифицированы с составными частями автотопливозаправщика АТЗ-9,3-260.
В трубопроводных коммуникациях автоцистерны АЦ-10-260 в отличие от трубопроводных коммуникаций автотопливозаправщика АТЗ-9,3-260 не предусмотрены счетчик жидкости и фильтр тонкой очистки. Кроме того, для автоцистерны исключена операция "Перемешивание горючего в цистерне", что дало возможность упростить систему трубопроводов и сократить количество запорной арматуры.
Слайд 28Автоцистерна АЦМ-7-255Б.
Автоцистерна АЦМ-7-255Б предназначена для временного хранения и транспортирования масел
с плотностью не более 0,965 г/см3. В основном она применяется
для транспортирования масел от складов жидкого топлива ВМФ до причальных устройств и выдачи масла кораблям и подводным лодкам.
При необходимости автоцистерна может быть использована для транспортирования мазута. При этом наполнение и опорожнение цистерны должны осуществляться через наливную горловину и патрубок слива самотеком. Для исключения перегрузки базового шасси в цистерне должно находиться не более 6500 л мазута.
Дальнейшее использование автоцистерны для транспортирования масла не рекомендуется!
Автоцистерна приспособлена для совместной работы с прицепами-цистернами соответствующей грузоподъемности, в частности с прицепом цистерной ПЦМ-6-8925, а также со складскими средствами перекачки масла.
Слайд 29Рис.3. Принципиальная технологическая схема автоцистерны АЦМ-7-255Б
1-наливная
горловина; 2-дыхательный клапан; 3-сигнализатор уровня; 4-цистерна; 5, 7, 8, 20,
22 24 муфтовые краны; 6- перепускной клапан; 9-всасывающий патрубок; 10-патрубок постоянной пристыковки с прицепом-цистерной; 11-фильтр грубой очистки; 12-катрубок заливки насоса: 13-мановакуумметр; 14-насос Ш-40-6-18/4Б; 15 - редуктор; 16 - карданный вал; 17-коробка отбора мощности; 18-раздаточиая коробка; 19-напорный патрубок; 21 – манометр; 23–фильтр тонкой очистки; 25,35-вентиль Ду25; 26-дифференциальный манометр; 27-коробка передач; 29-глушитель; 30-переключатель газов; 31 -штуцер для присоединена источников пара; 32-теллообменник; 33-указатель уровня масла; 34-поворотная заслонка.
Слайд 30Компоновка автоцистерны предусматривает возможность установки дополнительного технологического оборудования, основными элементами
которого являются: фильтр тонкой очистки; два муфтовых крана, трубопроводы и
раздаточный рукав диаметром 50 мм, длиной 20 м. Это оборудование монтируется в заводских условиях по требованию заказчика. В таком варианте исполнения автоцистерна используется как средство заправки маслом надводных кораблей и подводных лодок.
Автоцистерна смонтирована на шасси автомобиля КрАЗ-255Б.
Слайд 31Тактико-технические характеристики автоцистерны
АЦМ-7-255Б
Транспортная база Автомобиль КрАЗ-255Б
Габаритные размеры(длина, ширина, высота),мм
8585х2750х3225
Масса в походном положении, кг 19560
Вместимость
цистерны, тыс. л 7
Насос:
тип шестеренный
марка Ш-40-18/Б
подача, л/мин 300
Рукава (диаметр, мм, длина, м, количество, шт)
всасывающий 75х8; 4
раздаточный 38х9;2
Падение температуры масла в цистерне при температуре окружающего воздуха минус 400С, град/ч 2
Время слива самотеком через рукав Ду 100, мин 20
Время развертывания (свертывания), мин 8(12)
Обслуживающий расчет, чел 1
Слайд 32Кроме указанных операций автоцистерной выполняются операции, связанные с подогревом масла
в цистерне и обогревом коммуникаций.
При длительной стоянке автоцистерны на
складе подогрев масла целесообразно осуществлять с помощью пара, получаемого из табельных средств (ППК-700, ППК-1600).
Допускается для разогрева масла в цистерне применять сторонние теплообменники, помещая их внутрь цистерны через люк-лаз.
Слайд 33Технологическое оборудование автоцистерны позволяет осуществлять следующие технологические операции: наполнение цистерны
маслом своим насосом через всасывающий патрубок, муфтовые краны; наполнение цистерны
маслом посторонним насосом через поворотную заслонку; выдача масла из цистерны собственным насосом через напорный патрубок; слив масла самотеком через поворотную заслонку; перемешивание масла в цистерне собственным насосом через муфтовые; перекачку масла из одного резервуара в другой, минуя свою цистерну всасывающий и напорный патрубки; откачку масла из напорного патрубка по трубопроводу с вентилем; работу в составе автопоезда с прицепом-цистерной ПЦМ-6-8925 через патрубок постоянной пристыковки.
Слайд 34УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПОВ- ЦИСТЕРН ДЛЯ ГОРЮЧЕГО И MACЕЛ.
Прицеп-цистерна ПЦ-9-8350
Прицеп-цистерна ПЦ-9-8350 предназначена
для транспортирования горючего и является штатным средством армейских, фронтовых бригад
материального обеспечения и автомобильных бригад фронта. Прицеп-цистерна смонтирована на шасси прицепа ГКБ--8350.
Кроме шасси в ее состав входят: цистерна с оборудованием, трубопроводные коммуникации, электрооборудование и контрольно-измерительные приборы. Управление технологическими операциями производится с левой стороны прицепа-цистерны.
Прицеп-цистерна укомплектована двумя огнетушителями ОУ-5, индивидуальным ЗИП, устройством для отвода статического электричества и эксплуатационно-технической документацией.
Прицеп-цистерна позволяет выполнять следующие операции: наполнение цистерны горючим нижним и верхним способами, опорожнение цистерны средствами перекачки, опорожнение цистерны самотеком.
Слайд 36Полуприцеп-цистерна ППЦ-16,3-5410
Полуприцеп-цистерна ППЦ-16,3-5410 предназначена для транспортирования горючего и является штатным
средством частей подвоза армейского и фронтового звеньев.
В состав полуприцепа-цистерны
входят цистерна, с оборудованием, трубопроводные коммуникации и электрооборудование.
Управление технологическими операциями осуществляется с левой стороны полуприцепа-цистерны из шкафа управления.
Полуприцеп-цистерна укомплектована двумя огнетушителями типа ОУ-5, индивидуальным ЗИП, устройством для отвода статического электричества и зксплуатационно - технической документацией.
Основным тягачом полуприцепа-цистерны служит седельный тягач модели КамАЗ-5410.
Технологическое оборудование полуприцепа-цистерны позволяет: наполнять цистерну средствами перекачки склада нижним способом - через напорный патрубок, задвижку и клапан, а также верхним способом - через наливную горловину; опорожнять цистерну средствами перекачки склада и самотеком, через клапан, задвижку и всасывающий патрубок; сливать отстой по патрубку с вентилем.