Слайд 1Автономное образовательное учреждение Вологодской области
дополнительного профессионального образования
«Вологодский институт развития
образования»
Вологда 2020 год
З.А. Кокарева,
доцент кафедры педагогики и методики учебных
предметов АОУ ВО ДПО «ВИРО», к.п.н.
Организация обучения по математике. Принципы отбора содержания и составления дистанционного урока.
Слайд 2Принципы отбора содержания
1.Лучше меньше, да лучше.
Меньшее- это то, что
самое главное в этом вопросе, теме.
Главное в математике - это
понятия «задача», «число». «величина», а также общий способ действий, алгоритмы действий, образцы заданий, формулы для вычислений.
2. Количество заданий для понимания нового материала и закрепления в совокупности не более 5.
3.Дифференциация. Индивидуализация. Право выбора. Обязательная часть. И по уровням.
Вывод: содержание учебного материала должно быть достаточным и необходимым. Избыточным – для учеников с повышенной мотивацией и высокой познавательной активностью!
Слайд 3Составление алгоритма действий ученика- основа дистанционного урока
1. Формулирование цели урока.
2. Продумывание заданий для повторения тех действий и правил, которые
помогут понять суть нового материала.
3.Составление образца объяснения, так, чтобы он был понятен ученику и родителю.
4. Составление памятки для проговаривания вслух или про себя для формирования умения.
5. Домашнее задание для проверки (1-2 упражнения). Обязательно по силам ребенка.
6. Составление демоверсии проверочной работы по теме за несколько уроков до окончания темы.
Слайд 41 класс. Учебник А.Л. Чекина. Урок по теме «Прибавление суммы
к сумме».
Рекомендации составила М.А. Павлова, учитель МОУ «СОШ №1
с угл. из.анг. Языка» г. Вологды.
Цель: Познакомиться с правилом прибавления суммы к сумме.
Научиться применять его при решении примеров.
1. Отбираем содержание. Анализируем УМК.
В учебнике 5 номеров, в ТПО 6 номеров. Для объяснения выбираем два задания из 5 предложенных.
Прописываем алгоритм действий ученика и родителя.
Слайд 5Алгоритм действий ученика
Читаем первое предложение. Рассматриваем рисунок. Пересчитываем фрукты на
тарелках.
Объясняем, как Миша находил количество всех фруктов.
*Ожидаемый ответ: Миша
сначала находил сумму чисел всех фруктов жёлтого цвета, затем - зелёного. После чего.........
Объясняем, как Маша находила количество всех фруктов.
**Ожидаемый ответ:
Почему эти суммы равны? (Это одно и то же число фруктов)
Чей способ сложения вам нравится больше и почему?
***Ожидаемый развёрнутый ответ:
Переписать этот способ сложения в тетрадь и найти число всех фруктов: (7+3)+(6+4)=10+10=20
Слайд 6Ожидаемые ответы (на 2 странице файла, чтобы подумал сам в
начале)
*Ожидаемый ответ: Миша сначала находил сумму чисел всех фруктов жёлтого
цвета, затем - зелёного. После чего прибавил сумму к сумме. (7+6)+(3+4)
**Ожидаемый ответ: Маша сначала находила сумму чисел всех яблок, затем – всех груш. После чего тоже прибавила сумму к сумме. (7+3)+(6+4)
***Ожидаемый развёрнутый ответ: способ Маши нравится больше, так как там каждое число дополнено до 10; числа проще сложить.
Слайд 7Находим №2. (продолжение объяснения нового материала)
Читаем задание и правило прибавления
суммы к сумме.
Вторично читаем первое требование задания: найти для суммы
слева сумму справа с таким же значением, не выполняя вычислений.
Ожидаемый ответ: (8+5)+(2+5)=(8+2)+(5+5)
На основании какого правила можно записать это равенство?
Повторяем своими словами или читаем в учебнике (жирный чёрный шрифт) правило прибавления суммы к сумме.
Переписываем выбранную сумму справа и находим её значение: (8+2)+(5+5)=10+10+20
Переписываем сумму слева и, не выполняя вычислений, записываем значение: (8+5)+(2+5)=10
Слайд 8Для закрепления выполняем №3 (2 строчки)
Слайд 9Для самопроверки даем образец рассуждения
Внимательно рассматриваем все четыре суммы,
где каждое слагаемое является суммой двух чисел.
Отвечаем: какое число
первого слагаемого суммы (7+5)+(3+1) будем дополнять до 10? (7) А в следующей сумме (6+8)+(3+2) какое число первого слагаемого суммы будем дополнять до 10? (8) и т.д.
Слайд 10Закрепление. Формирование первичных умений
Находим №5. (закрепление)
Читаем задание. Пересказываем своими
словами. Объясняем по рисунку смысл каждой суммы в математических записях.
Находим решения данной задачи. Задание можно выполнить устно, без записи решений.
ПО ЖЕЛАНИЮ: ТПО стр. 76 №3 или №4
Итог: из 11 заданий прорабатываем 4+1 по желанию.
Слайд 11Математика
3 класс. Разработка Родичевой Н.Е. (Сямженская СОШ)
Тема урока:
Деление на однозначное число.
Цель: Познакомиться с алгоритмом деления на однозначное
число и попробовать делить трехзначное число на однозначное.
1. Выполняем задания для подготовки к восприятию н.м.
2. Записываем в столбик пример, сможем ли мы выполнить задание?
272 : 8 (Выполняем деление по данному алгоритму и стараемся запомнить
алгоритм, мамы помогаем .Спасибо!) Если делаешь без мамы – три раза СПАСИБО И ОГРОМНОЕ УВАЖЕНИЕ!
Слайд 13Повторим алгоритм деления:
1)Выделяем первое неполное делимое…
2)Делим ….Получаем частное…..
3) Умножаем…..Вычитаем….
4)Сравниваем остаток
с делителем ,он должен быть меньше делителя.
5)Приписываем к остатку следующую
цифру делителя и тат же продолжаем деление…
6)В делимом цифр больше нет!
Открываем учебник стр107, читаем 204:3(устно пробуем выполнить деление!
Слайд 14Закрепление. Формирование первичных умений.
Слайд 15Итог
Даны два примера с обсуждением и сопровождением объяснения учителя, одно
задание выполняется самостоятельно
Дана памятка для самоконтроля. Ребенок повторяет ее вслух,
выполняя каждый шаг алгоритма!
Памятку распечатать или переписать и держать перед глазами каждому ребенку!
Слайд 164кл. Письменные алгоритмы деления многозначных чисел на трехзначное число. Закрепление
приема.
Рекомендации Т.В. Классен, учителя МБОУ «Сосновская средняя школа» ВМР.
Цель: Закрепление
письменного приема деления многозначных чисел на трехзначное число
1.Устно повторим алгоритм деления
Найду первое неполное делимое
Определю количество цифр в частном
Делю первое неполное делимое, получаю первую цифру частного
Умножаю делитель на первую цифру частного, проверяю, остаток меньше делителя?
Вычитаю
Нахожу остаток(если есть)
Далее в том же порядке находим вторую цифру частного и т. д
Слайд 17После повторения алгоритма- выполнение заданий
Работа по учебнику
2) Письменно реши в
рабочей тетради (1 столбик по выбору)
№ 6 стр 89. Проговаривай
про себя алгоритм. Или держи его перед глазами.
3) Решение задач на движение
Повтори формулы по таблице
Время - t Расстояние - s
Расстояние --s V * t
Скорость - v S : t
Время - t S : v
Слайд 18Домашнее задание
Для закрепления реши № 4 по выбору.
Д/З 1 пример
и задачу №11
стр. 90 (дом/задание). Карточки- помощники могут быть
даны ученикам, испытывающим затруднение в обучении
Слайд 19Итог: Из обилия заданий использована только 1 задача и несколько
примеров
Слайд 20Работа в очень «слабых» классах в школах с низкими результатами.....
1.
Не торопимся! Если что-то не усвоили, продолжаем эту же тему.
2.
Или работаем по изучению нового материала с большинством класса, а ряду учеников продолжаем давать задания на отработку умений, которые они еще не усвоили. Все уже делят на
двухзначное число, а два человека на однозначное. Но проговаривают и новый алгоритм, хотя решают пока «старое». Каждый идет своим темпом, но самостоятельно продвигаясь все дальше и дальше.
Впереди – почти месяц повторения. И тот, кто сзади, поймет и новый алгоритм на простых примерах к концу учебного года.
Слайд 21 Домашние задания практического характера
Задавайте интересные задания.
Например, найти в
квартире прямоугольники, овалы, прямые углы, окружности.
Измерьте длину своей комнаты. Переведите
в сантиметры.
Измерьте ширину комнаты.
Округлите до целого длину и ширину своей комнаты. Найдите площадь.
Найдите периметр кухни.
Слайд 22Изменяйте по необходимости тематическое планирование
Возможен перенос некоторых тем на
другой год обучения.
Решайте сами.
Это возможно в 1-3 классах.
Например, если считаете,
что тему «Работа с данными» можно перенести на следующий год обучения, делайте это.
Если часть геометрического материала лучше заменить на отработку вычислительных навыков – делайте.
Хотя все вы можете использовать ресурс уроков повторения. Вместо них продолжить изучать темы, начатые в апреле. Просто на повторение останется меньше времени.
Слайд 23Контрольные работы и ПА
Объем очень тщательно продумывать.
Несколько вариантов. Для
слабых и сильных.
Или обязательная часть и дополнительная.
Пример смотрите в
сообществе. Контрольная работа, разработанная Кононовой Е.Ю., учителем МОУ «СОШ №30» г. Вологды. 3 кл. Учтена и специфика для детей с ОВЗ.
Не ставить «двоек»! Каждому ученику- ситуацию успеха! В 1 классе отметок и Д/З нет!
Но К/р в конце года оценивается «зачтено».
Слайд 24Ресурсы сообщества
Размещено 16 уроков математики по разным УМК по всем
классам.
Изучайте!