Слайд 1Требования к уроку детей с умственной отсталостью
Слайд 2Общие требования
Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
Урок должен быть
воспитывающим и развивающим.
На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
Излагаемый материал
должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
Урок должен быть оснащен:
техническими средствами обучения;
дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
Слайд 3Общие требования
На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
Необходимо введение в обучение
компьютеров.
На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
проведение физминуток (начальная школа
– 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
соответствие мебели возрасту детей;
соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
Слайд 4Специальные требования
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий
для продуктивной деятельности учителя и учащихся;
использование достижений современной педагогической
(коррекционной) теории и практики;
учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся;
рациональное использование на уроках наглядности;
формирование необходимых знаний, умений и навыков,
формирование умения учиться;
Слайд 5Замедленность темпа обучения;
Упрощение структуры ЗУН;
Осуществление повторности при обучении на всех
этапах и звеньях урока;
Максимальная опора на практическую деятельность и опыт
ученика;
Опора на более развитые способности ребенка;
Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка.
Слайд 6Оптимальные условия :
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- выбор цели и средств ее достижения;
- регулирование действий
учеников;
- побуждение учащихся к деятельности на уроке;
- развитие интереса к уроку;
- чередование труда и отдыха.
Слайд 7Образовательные задачи:
формировать (формирование) у учащихся представления о …;
выявить (выявлять)…;
знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
уточнить…;
расширить…;
обобщить…;
систематизировать…;
дифференцировать…;
учить
применять на практике…;
учить пользоваться…;
тренировать…;
проверить….
Слайд 8Коррекционно-развивающие задачи:
корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема
внимания) путем выполнения…;
коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая
функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
коррекция и развитие зрительных восприятий…;
Слайд 9Коррекционно-развивающие задачи:
развитие слухового восприятия…;
коррекция и развитие тактильного восприятия…;
коррекция
и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие
ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать
Слайд 10Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к учебе, предмету;
воспитывать умение работать в
парах, в команде;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества (любовь, бережное
отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Слайд 11ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1. Использование
игровой формы как доминирующей. Игра не как развлечение, а как
средство обучения.
2. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения
3. Использование подражательности, свойственной детям, с тяжёлой умственной отсталостью.
4. Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.
5. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведётся по каждому элементу, затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.
6
Слайд 12ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
.6Постепенное усложнение
самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям
по образцу, по речевой инструкции.
7. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время
8. Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
9. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Каждый ребёнок выполняет задание в соответствии со своими психофизическими возможностями и с необходимой помощью педагога. Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.
Создание «эмоционального благополучия» на уроках.
Слайд 13недопустимо:
обучение на завышенном материале, без необходимого его осмысления методом
многократного повторения;
- обучение с опорой только на слово, в
расчете на механическое запоминание;
- использование текстов и вопросно-ответного метода без опоры на наглядность, на реальные адекватные представления детей и наглядно-действенное и наглядно-образное мышление учащихся;
- оперирование заученными штампами и бессмысленное манипулирование цифрами при обучении счету
Слайд 14Все обучение должно строиться на основе предметно-практической деятельности учащихся, сопровождаемой
речью, и быть направлено на выработку правильных представлений и практических
умений.