Слайд 1Древнеиндийская и древнекитайская философия
Дисциплина:
Основы философии
Специальности СПО
Смоленск 2017
Слайд 2План
Общие закономерности и различия проблематики философии Востока и Запада.
Древнеиндийская философия.
Древнекитайская
философия.
Слайд 3Рекомендуемая
литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2009.
Введение в
философию: Учеб. Пособие для вузов. – М., 2010.
Философия: Учеб.пособие для
вузов/Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2009.
Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. – СПб., 2009.
Христич Л. А. Учебно-практическое пособие по дисциплине Основы философии. – Изд. 5-е, доп. и перераб. – Смоленск, 2016. – С. 46-55.
Слайд 4Цель и задачи
Знания
Общие закономерности развития философии Востока и Запада
Философия Древней
Индии и ее главные философско-религиозные направления
Особенность философии Древнего Китая и
ее основные школы
Персоналии и основные понятия философии Индии и Китая
Умения и навыки, общекультурные компетенции
Давать сравнительную характеристику философии Востока и Запада
Выявлять различие философских концепций Востока
Определять тенденции культурного диалога Востока и Запада
Слайд 5Ключевые понятия
Ахимса – непричинение вреда всему живому
Нирвана – серхбытийный покой
Атман
индивидуальная душа
Карма – Закон воздаяния
Варна – замкнутая группа людей
Сансара –
круговорот перевоплощений
Упанишады – комментарии к Ведам
Реинкарнация - перевоплощение
Дао – путь, закон, равновесие, первоначало, цель
Ци – первоматерия в форме Ян и Инь
Увэй – недеяние
Ян и Инь – взаимозависимые противоположные начала, космические силы
Ли – этикет, порядок, традиции
И – долг, справедливость
«Благородный муж» – совершенный человек
Слайд 6Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада
Мифология как ранняя форма
общественного сознания является основой для зарождения и восточной и западной
философии
Мифологическое сознание синкретично, но ставит и ряд философских вопросов о зарождении и развитии мира, жизни и смерти
Закономерностью развития философии и Запада и Востока осмысление космологических проблем и личного бытия человека
Слайд 7Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада
Философия зарождается как форма
общественного сознания с возникновением классового общества и государства: Древняя Индия
– VI в. до н.э., Китай – VI-V в.в. до н.э., Греция – VII-V вв. до н.э.
Философия Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям
Философия стремится к поиску истинного знания, осуществляется анализ, даются практические рекомендации
Слайд 8Различия философии
Запада и
Востока
Восточная философия сконцентрировалась на рассмотрении проблемы
человека с точки зрения практики
Западная философия многопроблемна и обращается
к человеку, предлагая общие принципы бытия и познания
Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией
Западная философия более привержена научной методологии, иногда сильна атеистическая тенденция
( Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар…)
Слайд 15Этапы развития философских систем в Индии
Слайд 16Главный источник древнеиндийской философии – веды (санск. «знание»)
Слайд 17Веды содержат наиболее значимые идеи и категории философии Древней Индии
Слайд 18Философская часть Вед – Упанишады («сидеть подле учителя»)
На стадии Упанишад
ценятся не жертвоприношения, а размышления
Единое – безличное начало – Пуруша,
возникший из хаоса, первичная энергия, чистое сознание
Человек – атман, частица Брахмы-Творца
Слайд 19Чувственный мир – иллюзия, тот, кто ищет земных благ,
заблуждается.
Этим он удаляется от истины. Жизнь
человека в реальном мире
неистинна, поэтому его цель –
достигнуть такого нравственного совершенства, чтобы
преодолеть колесо сансары и больше не рождаться вовсе.
Слайд 20Веды оказали влияние на всю индийскую философию – даже оппозиционные
философские школы не смогли полностью избежать их воздействия
Слайд 21Рита -
– закон всеобщей взаимосвязи, последовательности, эволюции и порядка,
этический закон для всех живых существ
Рита – субстанциональна по отношению
к миру
Слайд 22Брахма-Космос
Бог, творящий мир, выдох и вздох которого ассоциируется с небытием
и бытием, жизнью и смертью, которые длятся 100 лет Брахмы
(миллиарды земных лет)
Слайд 23Сансара – перевоплощение, перерождение, круговорот
Слайд 24Сансара
Приносящий страдание процесс бесчисленных перерождений личности и бессмертной души, ее
перемещение в различные тела – растений, животных, людей
Цель человека –
выйти из этой череды перерождений . Покончив со страданиями
Слайд 25Карма
Закон судьбы, предопределяющий жизнь человека
Карма проводит человека через испытания,
совершенствуя душу до уровня мокши – махатма – высший уровень
развития души
Но карму можно изменить – поступками
Все в мире взаимосвязано - Космос
Слайд 29Йога
Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога.В
контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в
«Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи.
Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры.
Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши
Слайд 31Буддизм – религиозно-философское учение,
распространившееся в Индии, Китае, Юго-Восточной Азии
и некоторых других регионах – Тибет, Монголия.
Основатель буддизма – Сиддхартха
Гаутама Шакьямуни, названный позже – Буддой – пробужденный, просветленный.
Его цель – поиск истины через аскетизм, найти причину
людских страданий.
Слайд 32Основные идеи буддизма
Мир – состоит из океана в центре которого
гора Сумеру, над ней обитают боги и асуры. Вокруг горы
– 4 континента. Земля – одна из них – Джамбудвила. Под ней 16 адов – 8 холодных и 8 горячих. На нашем континенте условия – самые трудные для человека. Жизнь – сфера, их 3.
Все в мире взаимосвязано, мир состоит из бесконечного множества качеств, которые проявляются во времени и пространстве при определенных условиях, мир изменчив
Человек – частица мира, существует до тех пор, пока существуют подходящие условия – при их отсутствии существование прекращается.
Слайд 33В основе учения «четыре благородные истины»:
Жизнь есть страдание и
зло, неудовлетворенность - дуккха, со смертью личность перестает существовать
Причина
страдания – желания и жажда жизни - танха
Избавление от страдания – избавление от желаний - нирвана
К избавлению ведет «восьмеричный путь спасения» - магга.
Слайд 34Восьмеричный путь спасения
Нирвана
Слайд 39Дзэн-буддизм – сердце Будды
Особое учение без священных текстов
Цель – достичь
просветления
Основан на интуиции и личном опыте
Основной элемент - медитация
Слайд 40Повторим: общие черты индийских философских систем
Философия рассматривается как руководство к
жизни
Начальной стадией философских учений выступает пессимизм
Во всех системах, кроме чарвака,
господствует вера в вечный нравственный закон-карму (сумма поступков человека, определяющая его дальнейшую жизнь)
Важнейшая задача человека – контроль над собственным «Я»
Цель человека – нирвана (блаженство, мания, счастье)
Слайд 41Философия
Древнего Китая
Ваши ассоциации
Слайд 45Эмблемой Китая стал храм Неба в ансамбле императорского дворца в
«Запретном городе» Пекина (XV-XVI в.).
Пекин
Слайд 47Особенности видения мира в древнекитайской философии
Восприятие своей страны как центра
мира
Понимание отдельных событий и истории как циклического процесса (Дао)
Осознание своей
ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов
Восприятие человека, природы и космоса как единого целого
Консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен
Ценность коллектива, а не личности
Осознание беспомощности отдельного человека в борьбе с природной стихией - увэй, приоритет коллективного труда
Слайд 48Периоды развития китайской философии
Слайд 49Особенности древнекитайской философии
Китайскую философию нельзя рассматривать вне специфики иероглифического письма
Значение
слова зависит от контекста
Так удобно выражать комплексные идеи и взаимосвязи
Но
значительно сложнее выстраивать логическую цепочку доказательств
Письмо консервативно
Две важнейшие философские школы даосизм и конфуцианство
Слайд 50Мифология Китая
Возникновение из хаоса-яйца первочеловека Пань Гу (Паньгу), он 18000
лет держал образовавшиеся из хаоса землю и небо, пока они
не стали такими как сейчас
Затем он умер, а из его тела возник мир. Из глаз - Солнце и Луна, из выдоха – ветер, из крови – реки, из костей – камни, из голоса – гром, из паразитов, ползающих по его телу, - люди.
Слайд 51Натурфилософия Китая – учение о пяти стихиях
Слайд 52Даосизм – основатель Лао-цзы – книга «Дао дэ цзин»
Энергия Дао
Исходный
Хаос,
субстанция
Вселенной
Извечный закон,
управляющий
переменами
Просветление –
слияние с Дао
Слайд 53Даосизм осмысливает проблемы мира – бытие, небытие, становление, единое, связывая
все это с человеческим обществом
Слайд 54Там, где великие мудрецы имеют власть, подданые не замечают их
существования.
Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним
и хвалит их.
Там, где властвует еще меньшие мудрецы, народ боится их,
а там, где ничтожные, народ их презирает.
Слайд 55Высказывания лао-цзы
Будьте внимательны к своим мыслям, - они начало поступков
Под
небом все лишь временно
бывает…
Мудр тот, кто имеет знания и делает вид, что не знает. Глуп тот, кто не имея знания, делает вид, что знает.
Слайд 61Дао – безличный мировой порядок, путь, принцип
Слайд 62Ян и Инь-
изначальные космические силы, воплощение Дао, дополняют друг
друга, нераздельны
Слайд 63Конфуцианство – социально-этическое учение «Лунь юй» – беседы и высказывания
Слайд 67Раньше я слушал
слова людей и
верил в их дела.
Теперь же я
слушаю слова людей и смотрю на их
дела.
Слайд 68 ЛЕГИЗМ
Основатель легизма Шан Ян (390-338 гг. до.н.э.)
Основная идея
– человеколюбие – причина всех проступков, политика, которая несовместима с
нравственностью
Разработал теорию деспотического государства
Вместо убеждения необходимо принуждение
МОИЗМ
Основоположник Мо-цзы (479-400 гг.до н. э.) - противник конфуцианства
Основная идея - предопределенной судьбы нет
необходимо помогать друг другу и заниматься общественно полезным трудом
Необходимо выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими положения в обществе
Моизм и легизм
Слайд 71Приобретенные знания
Знание персоналий и терминологии философии Индии и Китая
Знание специфики
философских школ Индии и Китая, достижений культуры
Знание общих закономерностей развития
философии Востока и Запада
Понимание тенденций культурного диалога Востока и Запада.
Слайд 72Вопросы для самоконтроля
Чем объяснить деление индийской философии на периоды?
Какая философская
традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности?
Назовите основные заповеди буддизма
Что
представляет собой йога?
Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Ян»?
Что понимают под древнекитайской категорией «Дао»?
Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?
Какие философские школы Китая вы запомнили?
Слайд 73Задания для самоконтроля
Ответить на вопросы теста
Сиддхарта Гаутама Шакьямуни – создатель:
Конфуцианства;
Буддизма;
Йоги.
Укажите
древнекитайский философский текст:
«Упанишады»;
«Книга перемен»;
«Книга мертвых».
В V в. до н. э.
существовало сто философских школ:
В Индии;
В Египте;
В Китае;
В Греции.
Слайд 74Домашнее задание
УПП – с. 34-46.
Изучение тезисных схем 21-30.
Ответы на вопросы
для самопроверки с. 45. Задания – с. 46.
Глоссарий