Слайд 1
Автор: старший преподаватель кафедры
И.И. Шарапов
Москва
2018
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра гражданского
права
Дисциплина: Правовое регулирование предпринимательской деятельности
Слайд 2ЛЕКЦИЯ № 8
на тему: «Правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности
Учебные вопросы:
1.
Общие положения и определения транспортно-экспедиционной деятельности.
2. Субъекты транспортно-экспедиционной деятельности.
3. Классификация
услуг транспортно-экспедиционной деятельности.
4. Правовые основы транспортно-экспедиционной деятельности. Система транспортного законодательства
4.1. Транспортное законодательство, виды транспорта.
5. Договор экспедиции.
6. Виды договора перевозки
7. Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
8. Содержание и исполнение договора транспортной экспедиции
9. Характеристика ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»
10. Права экспедитора и клиента
11. Ответственность экспедитора и клиента. Общие основания
ответственности.
12. Претензии и иск
Слайд 3Федеральный закон от 10 июля 2002 N 86-ФЗ «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002,
N 28.
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, N 6.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О кредитных историях» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1).
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.).
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, N 49.
Основные источники (литература):
Слайд 4Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке
ценных бумаг» // Российская газета, 25.04.1996, N 79.
Федеральный закон
от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Российская газета, 11.03.1999, N 46.
Федеральный закон от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2010, N 1.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Российская газета, 27 .07. 2006, N 162.
Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЭ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31.
Федеральный закон от 21 июля 1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» // Российская газета, 05.08.1997, N 149.
Слайд 51. Андреева Л.В., Андронова Т.А., Отнюкова Г. Д. Российское предпринимательское право:
Учебник. - М.: Проспект, 2012 г.- 816 с. 87 экз.
2.
Предпринимательское право: учебник /авторы: Н.Д.Эриашвили/ под. ред. Н.М. Коршунова, П.В. Алексия, М: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012 г. (ЭБС Университетская библиотека онлайн).
Дополнительная учебная литература:
1. Иванова-Паленова Е.В. Предпринимательское прав: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012. - 267 с.- 96 экз.
2. Казанина Т.В. Правовое регулирование сделок в сфере таможенного дела: учебное пособие. - М.: изд-во Российской таможенной академии, 2013. 100 с. (ЭБ РТА) – 15 экз.
3. Предпринимательское право. Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности: Учебник для бакалавриата и магистратуры. Отв. ред. Ручкина Г.Ф. - М.: ЮРАЙТ, 2015 г. - 527 с. (ЭБ РТА).
Основная учебная литература:
Слайд 6Правовая основа
транспортно-экспедиционной деятельности
Гражданский кодекс РФ
ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»
Договор транспортной
экспедиции –
взаимный
консенсуальный
возмездный
Слайд 7
При перевозке грузов возникает необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных
операций, связанных с отправкой и получением грузов: в частности, их
упаковка, маркировка, погрузка и выгрузка, доставка на станцию (в порт) отправления или со станции (порта) назначения на склад получателя и др.
С большей эффективностью это могут делать лица, специально подготовленные и уполномоченные на такую деятельность. Они выступают в качестве посредников между перевозчиками и их клиентурой. Такая деятельность по обслуживанию клиентуры транспортных организаций называется экспедиционной (от лат. expeditio – отправление).
Слайд 81. Общи положения и определения транспортно-экспедиционной деятельности
Транспортно-экспедиционная деятельность (ТЭД) -
деятельность в области перевозок, охватывающая весь комплекс операций и услуг
по доставке товара от производителя продукции к потребителю. В международной практике под ТЭД понимается особый вид специализированной деятельности по организации доставки грузов и выполнению сопутствующих этому услуг, осуществляемой экспедитором для грузовладельца по договору, предусматривающему экспедиторское вознаграждение (комиссию).
Одна из основных задач ТЭД в современных условиях - это поиск наиболее эффективного для заказчика варианта доставки груза на одном или нескольких видах транспорта.
Слайд 9Основные определения ТЭД:
Экспедитор - сторона договора транспортной экспедиции, организующая и
предоставляющая транспортно-экспедиционные услуги (ТЭУ).
Грузоотправитель - потребитель ТЭУ, уполномоченный по договору
транспортной экспедиции на сдачу груза экспедитору.
Грузополучатель - потребитель ТЭУ, уполномоченный по договору транспортной экспедиции на прием груза от экспедитора.
Перевозчик - сторона договора перевозки, которая обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю или передать другой транспортной организации.
Доставка груза - процесс перемещения груза от грузоотправителя до грузополучателя с выполнением определенных условий, связанных со сроками, режимами, сохранностью и т.п.
Слайд 10Основные определения ТЭД:
Перевозка груза - это перемещение груза определенным транспортным
средством (ТС) от пункта отправления до пункта назначения. ТЭД тесно
связана с перевозочными процессами и теми технологиями, которые используются для доставки груза.
Смешанная перевозка - перевозка груза двумя или более видами транспорта, работающими последовательно. В смешанных перевозках появляются дополнительные грузовые операции и связанные с ними дополнительные задержки груза и затраты.
Оператор смешанной перевозки - лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки с грузовладельцем, выступает как сторона договора и принимает на себя ответственность за его исполнение.
Слайд 11Основные определения ТЭД:
Прямая смешанная перевозка оформляется одним перевозочным документом на
весь путь следования, например, железнодорожным и внутренним водным транспортом.
Комбинированная перевозка
- смешанная перевозка, выполняемая без перегрузки груза. В этом случае груз перевозится на всем пути следования в одном и том же контейнере, съемном кузове и т.п.
Контрейлерная перевозка - система перевозки автотранспортных средств (автомобилей, полуприцепов) по железной дороге на платформе, имеющей пониженную высоту.
Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) - это деятельность специализированных организаций, направленных на обеспечение доставки груза и выполнение любых услуг, связанных с подготовкой груза к перевозке, выполнению перевозки и его хранению. Такая деятельность выполняется по поручению грузоотправителя или грузополучателя и включает в себя выполнение транспортно-экспедиционных операций и услуг.
Слайд 12Основные определения ТЭД:
Транспортно-экспедиционная операция - элементарное законченное, периодически повторяющееся действие,
обеспечивающее ТЭО.
Вид транспортной услуги - совокупность однородных транспортноэкспедиционных услуг, характеризующихся
общими технологическими признаками (ГОСТ Р 51006-96 «Услуги транспортные. Термины и определения»).
Для анализа структуры ТЭО рассмотрим его во взаимосвязи трех составляющих:
экспедиционного
обслуживания
транспортного
обслуживания
Посреднического
обслуживания.
Слайд 13Транспортно-экспедиционная услуга (ТЭУ) - отдельная операция или группа операций, непосредственно
направленная на удовлетворение определенной потребности клиента в транспортной экспедиции и
характеризующаяся наличием необходимого технологического, экономического, информационного и правового обеспечения.
Таким образом, ТЭУ является результатом взаимодействия исполнителя ТЭУ (экспедитора) и потребителя (грузовладельца-грузоотправителя или грузополучателя), а также деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в транспортной экспедиции в соответствии с установленными нормами и требованиями.
Такая услуга связана с организацией процесса отправления и получения груза, выполнением других работ, имеющих отношение к перевозке груза в соответствии с договором транспортной экспедиции.
Слайд 15Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной
на объект.
Рассматривая рынок транспортно-экспедиционных услуг, необходимо выделить его основные
субъекты.
2. Субъекты транспортно-экспедиционной деятельности
Субъектов ТЭД можно с некоторой степенью условности разделить на три основные группы:
государственные органы
потребители услуг
организации, оказывающие услуги в процессе доставки груза.
Слайд 17ТЭД базируется на системе услуг, которые необходимы для доставки груза.
3. Классификация услуг транспортно-экспедиционной деятельности
К внешним относятся транспортно-экспедиционные услуги, предоставляемые
нетранспортным организациям,
к внутренним - предоставляемые транспортным организациям.
По признаку взаимосвязи с основной деятельностью
транспортной организации транспортно-экспедиционную услуги делят на перевозочные и не перевозочные;
по виду потребителя
- на внешние и внутренние.
технологические,
информационно-справочные,
коммерческие,
сервисные,
организационные.
По характеру деятельности
ТЭУ делят на
Слайд 19В свою очередь, технологические услуги включают в себя следующие виды
услуг:
операции и услуги по переработке и хранению грузов:
выполнение погрузочно-разгрузочных работ
(ПРР);
упаковывание (распаковывание) грузов;
маркировка грузов;
пломбирование грузов;
организация работ по загрузке и (или) выгрузке грузов в контейнеры;
пакетирование грузов;
взвешивание груза и (или) ТС;
пересчет ГМ;
подгруппировка грузов;
сортировка грузов;
закрепление, укрытие и увязка грузов (предоставление необходимых для этих целей материалов и приспособлений);
хранение грузов, в том числе промежуточное;
предоставление складских помещений или открытых площадок для хранения грузов;
услуги, связанные с транспортированием грузов:
сбор грузов у грузоотправителей и их доставка на терминал (склад экспедитора);
развоз грузов с терминалов (складов экспедитора) грузополучателям;
сопровождение груза в пути;
Слайд 20проверка соответствия транспортного средства и документов требованиям и нормам международных
правил и соглашений;
операции и услуги по приему и сдаче груза:
прием
груза со склада или терминала грузоотправителя (перевозчика) с проверкой массы и количества мест, а также состояния груза, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции;
сдача груза грузополучателю;
услуги по оформлению документации на перевозку груза:
оформление транспортных и других сопроводительных документов на груз в соответствии с международными нормами и правилами;
оформление документов, необходимых для проведения фитосанитарного, ветеринарного и других видов контроля с целью подтверждения экологической безопасности транспортируемого груза;
оформление документов, необходимых для перевозки опасных грузов;
оформление договоров на перевозку с транспортной организацией;
выполнение таможенных формальностей при международных перевозках;
оформление и предоставление таможенным органам гарантий доставки груза или транзита товаров; подготовка документов и получение лицензий и других разрешений для ввоза или вывоза товаров.
Слайд 21оказание консалтинговых услуг по различным вопросам доставки груза;
предоставление информации о
продвижении груза может заключаться:
в уведомлении о прибытии груза к исполнителю
того или иного этапа доставки (на терминал, в порт и т.п.);
уведомлении об отправке груза в адрес грузополучателя, сообщении о текущем местонахождении груза;
ожидаемом времени прибытия, средней скорости доставки груза и т.п.;
предоставление информации о состоянии рынка ТЭО, услугах, тарифах и режимах работы других экспедиторов;
предоставление консультаций по юридическим, административным и другим вопросам, связанным с транспортно-экспедиционным обслуживанием;
предоставление информации о наличии груза у грузовладельцев;
выполнение рекламных услуг.
Информационно-справочные услуги:
Слайд 22выполнение расчетов с перевозчиками от имени грузоотправителя или грузополучателя;
ведение учета
и отчетности для клиента;
страхование груза;
продажа клиенту тары или упаковки;
выполнение функций
коммерческого посредника между изготовителями и потребителями, например, выкуп продукции оптом с последующей реализацией ее потребителям;
продажа груза, который невозможно было доставить;
продажа предупредительных знаков и других вспомогательных средств, необходимых для организации перевозок;
установка доставленного получателю оборудования;
предоставление в аренду техники (транспортных средств, транс-портного оборудования, погрузочно-разгрузочных механизмов(ПРМ) и т.д.).
Коммерческие услуги:
Слайд 23Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
транспортные уставы, кодексы и федеральные
законы в сфере транспортных отношений;
принятые Правила в соответствии с уставами,
кодексами и иными законными нормативными актами.
4. Правовые основы транспортно-экспедиционной деятельности. Система транспортного законодательства
Отношения по перевозке входят в сферу гражданско-правового регулирования и при этом стороны должны соблюдать нормы, установленные системой транспортного законодательства, которая определяет следующую структуру норм:
Слайд 24Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и
городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации. ФЗ РФ от
13.07.2015 г. № 220-ФЗ;
Правила перевозок грузов автомобильным транспортом: утв. Постановлением Правительства РФ № 272 от 15.04.2011
Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 г. № 72;
Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. Приказом Минтранса России от 28.07.2007 г. № 82[31].
Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 25 [24];
Правила перевозок железнодорожным транспортом животных, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 35.
Законы и Правила принимаются для каждого вида транспорта отдельно, а именно:
Слайд 25Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом: утв.
Приказом МПС России от 18.06. 2003 г. № 39;
Правила составления
актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 45;
Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом: утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 28;
Правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте: утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 29.
Приказ Минтранса России от 18.09.2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
В перевозочные средства включаются не только движущие механизмы (электровоз, автомобиль и т.п.), но и непосредственно приспособления, в которых находятся пассажиры или грузы (вагоны, прицепы, платформы и т. п.).
В российском законодательстве признаются только те перевозочные средства, которые указываются в специальном транспортном законодательстве.
Слайд 26Нормами в договоре о перевозке регулируются отношения, связанные с перемещением
грузов, пассажиров и багажа, с участием только тех перевозчиков, которые
осуществляют свою деятельность в качестве предпринимательской и при этом используют транспортные средства, указанные в специальных уставах и кодексах.
4.1. Транспортное законодательство выделяет следующие виды транспорта:
наземный транспорт - железнодорожный, автомобильный и городской наземный электрический;
водный транспорт - речной и морской;
воздушный транспорт.
Слайд 27транспорт общего пользования, когда перевозчиком является коммерческая организация, обязанная осуществлять
перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или
юридического лица (ст. 789 ГК РФ);
транспорт внутреннего пользования, обслуживающий нужды непосредственно собственника транспортных средств (доставка товаров со склада в магазин, перемещение своих работников к месту выполнения трудовых обязанностей и т.п.).
По критерию своего назначения транспорт делится на:
Основным источником права Российской Федерации в организации ТЭД на автомобильном транспорте является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), в частности: гл. 40 «Перевозка», гл. 41 «Транспортная экспедиция», гл. 52 «Агентирование». В этих главах определены нормы, регулирующие основные правовые положения осуществления деятельности по перевозкам, транспортной экспедиции и агентированию.
Слайд 28Нормативно-правовая база договора транспортной перевозки
Транспортная деятельность - это деятельность, связанная
с выполнением организационных и технологических операций по безопасному перемещению грузов,
пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционная деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и (или) услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях.
Отношения в сфере перевозки грузов, пассажиров и багажа осуществляются на основании соответствующего договора.
Договор (мн. ч. - договоры) - «соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (ст. 420 ГК РФ).
Слайд 29 Договор экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с
оказанием транспортных услуг. Этим определяется сфера его применения и функции
его субъектов (экспедитора и клиента). Он используется там, где возникают отношения по грузовой перевозке. Смысл этого договора в том, чтобы освободить отправителей и получателей от выполнения свойственных им операций по организации и сопровождению грузоперевозочного процесса. Соответственно основная функция, возлагаемая на экспедитора, состоит в том, чтобы по поручению клиента отправлять или получать грузы, а также оказывать иные сопутствующие этому услуги.
Договор транспортной экспедиции определяется как договор, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК).
5. Договор экспедиции
Слайд 30Договор экспедиции является:
взаимным и
возмездным.
Он может быть либо
консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг,
либо реальным, когда
он выполняет их с вверенным ему грузом (в частности, когда экспедитором выступает перевозчик).
По своему содержанию он сходен с рядом других договоров о представительстве.
Экспедитор оказывает определенные услуги клиенту, в чем обнаруживается сходство с такими договорами, как поручение, комиссия, агентирование, возмездное оказание услуг.
Однако предметом последних является совершение любых сделок и действий, в том числе вовсе не относящихся к транспортной деятельности. В отличие от этого экспедиция предполагает оказание услуг, непосредственно связанных с перевозкой груза.
Поэтому экспедиция не может рассматриваться как разновидность одного из названных договоров или их конгломерат.
Характеристика договора
Слайд 31Напротив, в п. 2 ст. 779 ГК прямо указывается, что
правила главы 39 о возмездном оказании услуг не распространяются на
экспедиционные услуги.
В то же время не исключена возможность субсидиарного применения норм о поручении, комиссии и агентировании к транспортной экспедиции.
Ранее такая возможность была прямо предусмотрена ст. 105 Основ гражданского законодательства 1991 г., которая допускала использование норм о поручении, когда экспедитор действовал от имени клиента, и договора комиссии, когда он действовал от собственного имени.
В настоящее время ст. 801 ГК косвенно подтверждает такую возможность путем указания на право экспедитора заключать договор перевозки от имени клиента или от собственного имени. Кроме того, любая из сторон договора экспедиции вправе отказаться от его исполнения, что также характерно для поручения, комиссии и агентирования как личных сделок (ст. 806, 977, 1002, 1010 ГК).
Таким образом, экспедицию следует рассматривать как особую разновидность сделки о представительстве.
Характеристика договора
Слайд 32Между договором перевозки и экспедиции также существует внутренняя связь, обусловленная
производностью транспортно-экспедиционных услуг от перевозки. Зачастую обязанности экспедитора могут быть
прямо возложены на перевозчика (п. 2 ст. 801 ГК).
В этом случае перевозчик не вправе заключать договор перевозки от собственного имени, но может выступать в качестве коммерческого представителя иной стороны (п. 3 ст. 182 ГК).
Кроме того, при использовании в качестве экспедитора самого перевозчика могут сложиться две ситуации. В одной из них перевозчик выступает экспедитором по отношению к другому лицу (например, другому перевозчику) и правила об экспедиции применяются без каких-либо изъятий.
В другой – перевозчик становится экспедитором по отношению к собственной перевозке. В последнем случае экспедиция накладывается на перевозку, имея одинаковый субъектный состав в двух обязательствах. Это сказывается на ответственности сторон, сроках давности и других условиях исполнения обоих договоров.
Характеристика договора
Слайд 33Субъектами договора экспедиции являются:
Элементы договора
клиент – сторона, которой оказываются услуги,
экспедитор – сторона, которая оказывает услуги клиенту.
Клиентами по договору могут
быть любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг.
В качестве экспедитора может выступать только предприниматель (коммерческая организация или физическое лицо), получивший лицензию на осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности.
Экспедитором может быть как специализированная организация (иное лицо), так и обычный перевозчик (например, структурное подразделение транспортного предприятия).
Слайд 34Как и в договорах поручения, комиссии и агентирования, экспедитор вправе
привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не
предусмотрено договором экспедиции.
При этом экспедитор не слагает с себя ответственности за исполнение договора третьим лицом, на которое возложено исполнение (ст. 403, 805 ГК).
Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными.
Они делятся на:
основные (по организации перевозок, включая заключение договора перевозки) и
дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза.
Договор может быть заключен на:
полное или
частичное транспортно-экспедиционное обслуживание.
При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»).
Слайд 35При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных
с отправлением или получением груза. И в том, и в
другом случае к основным услугам могут быть добавлены дополнительные.
Форма договора транспортной экспедиции – простая письменная (ст. 802 ГК). Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании договора присоединения (ст. 428 ГК). Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (в частности, в том случае, когда экспедитор действует от имени клиента).
Срок, на который заключается договор экспедиции, определяется характером взаимоотношений сторон.
Цену договора транспортной экспедиции составляет вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон.
Содержание договора экспедиции образуют права и обязанности его сторон. Содержание и объем обязанностей экспедитора зависят от потребностей клиента.
Как отмечалось, можно выделить выполняемые им основные обязанности (операции, услуги), имеющие общее значение, и дополнительные обязанности, обусловленные индивидуальными особенностями конкретного договора.
Слайд 36Содержание основных обязанностей предопределено самой сущностью договора.
Они включают следующие
операции:
а) организация перевозки груза определенным видом транспорта и по
маршруту, выбранному клиентом или экспедитором;
б) заключение договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента;
в) обеспечение отправки груза и его получения в согласованном месте,
г) осуществление иных операций, непосредственно связанных с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК). При этом экспедитор может выполнять не только собственно экспедиционные функции, но и обязанности перевозчика. В последнем случае на его отношения с клиентом распространяются правила о перевозке, включая размер ответственности, сокращенный срок исковой давности и др.
Обязанности клиента могут быть также разбиты на основные и дополнительные.
К основным обязанностям клиента относятся:
а) передача грузов для осуществления экспедирования;
б) получение грузов у экспедитора;
в) уплата предусмотренного договором вознаграждения;
г) возмещение при исполнении договора понесенных экспедитором расходов.
Слайд 37 Особо выделяется так называемая информационная обязанность клиента (ст. 804
ГК).
Клиент должен предоставить экспедитору документы и иную информацию о
свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором.
Соответственно экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а также запросить у последнего необходимые дополнительные данные.
Отказ в предоставлении необходимой информации дает экспедитору право не приступать к исполнению своих обязанностей до момента ее получения.
Содержание дополнительных обязанностей зависит от особенностей каждого договора (организовать посменную работу на своих складах, обеспечить специализированный внутрипроизводственный транспорт и пр.).
Прекращение договора экспедиции осуществляется по общим правилам путем его надлежащего исполнения и в иных случаях, установленных законом. Особенностью данного договора, как и иных договоров о представительстве, является возможность одностороннего отказа от его исполнения.
Любая из сторон вправе сделать это, предупредив об этом своего контрагента в разумный срок. Такой срок может быть установлен и в самом договоре экспедиции.
Неблагоприятным последствием одностороннего отказа является возмещение отказавшейся от договора стороной другой стороне убытков, вызванных его расторжением (ст. 806 ГК).
Слайд 38Выделяются следующие разновидности договора перевозки:
договор перевозки груза (ст. 785 ГК
РФ);
договор перевозки пассажира и договор перевозки багажа (ст. 786
ГК РФ).
Наряду с этими договорами выделяются:
соглашения транспортных организаций о прямом смешанном сообщении (ст. 788 ГК РФ);
обязательства перевозчика по подаче транспортных средств;
обязательства по погрузке (выгрузке) груза (ст. 791 ГК РФ);
договоры об организации перевозок (ст. 798 ГК РФ);
договоры между транспортными организациями:
а) узловые соглашения;
б) договоры на централизованный завоз (вывоз) груза и др. (ст. 799 ГК РФ).
6. Виды договора перевозки
В транспортных уставах и кодексах оговариваются и другие договорные обязательства, а именно:
договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры на железнодорожном транспорте (ст. 50 УЖТ);
договор о буксировке, применяемый на водном транспорте (гл. XII КТМ);
договор на выполнение авиационных работ (гл. XVI ВК) и др.
Слайд 39По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем
груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение
груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В договоре перевозки груза участвуют три субъекта:
перевозчик;
грузоотправитель (до момента заключения договора грузоотправитель должен именоваться грузовладельцем);
грузополучатель.
Следует признать правильной квалификацию договора перевозки груза в качестве договора, заключаемого между перевозчиком и грузоотправителем в пользу третьего лица - грузополучателя.
Слайд 40Исключением является договор морской перевозки груза, если он оформляется ценной
бумагой - коносаментом. Право требовать выдачи груза принадлежит только держателю
коносамента и возникает с момента выдачи этой ценной бумаги. Выдача коносамента меняет квалификацию договора перевозки груза - этот договор не является договором в пользу третьего лица, поскольку перевозчик несет обязанности не перед отправителем, а непосредственно перед грузополучателем.
Договор перевозки грузов является своеобразным договором в пользу третьего лица, правовыми предпосылками которого следует признать наличие между грузоотправителем и грузополучателем другого гражданско-правового договора (поставки, заказа индивидуального оборудования, купли-продажи, контрактации и др.).
Договор перевозки груза является возмездным договором. Отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 790 ГК РФ). Если этот договор заключается между перевозчиком и грузоотправителем, то обязанность по оплате возлагается на грузоотправителя, а определение размера этой платы складываются между сторонами договора.
Если плата за перевозку вносится до момента приема груза, то в этом случае обязанности грузоотправителя возникают до заключения договора перевозки. Грузовладелец и перевозчик несут друг перед другом юридические обязанности.
Слайд 41Договор перевозки грузов автомобильным транспортом, обладая общими признаками договора перевозки,
закрепленными в ГК, УАТ, Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, имеет
ряд характерных особенностей.
Во-первых, на автомобильном транспорте, в отличие от других видов транспорта, не грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, а само автотранспортное предприятие передает свои машины под погрузку грузоотправителю. Это означает, что транспортный процесс начинается не с момента принятия конкретного груза к перевозке, а гораздо раньше, и не на транспортном предприятии, а на территории грузоотправителя.
Во-вторых, спецификой договора перевозки груза автомобильным транспортом является то, что при перевозке груза с оплатой работы автомобиля по повременному тарифу письменной формой договора является путевой лист, в котором фиксируется пробег и время нахождения автомобиля в распоряжении клиента.
Одним из методов работы автотранспортных предприятий является централизованная перевозка грузов. Имеется несколько видов централизованной перевозки:
централизованная перевозка отдельных видов грузов;
регулярные междугородние централизованные перевозки;
централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в порты (пристани) и аэропорты.
Слайд 42Сочетание перевозок с ТЭО является одним из признаков централизованной перевозки
грузов.
Автотранспортные предприятия в соответствии с договором своим подвижным составом
выполняют одновременно перевозку и ТЭО (ст. 38 УАТ). При этом отпадает необходимость в выделении грузоотправителями и грузополучателями работников для сопровождения грузов в пути их следования, в передаче груза с одного вида транспорта на другой. Эти и другие заботы берут на себя транспортно-экспедиционные службы автомобильного транспорта.
Особенностью централизованных перевозок является и то, что они осуществляются по согласованным графикам, позволяющим учитывать интересы основного производства грузоотправителя и грузополучателя, ритмично и своевременно завозить грузы на промышленные предприятия, стройки, базы, склады, станции железных дорог, порты, пристани и аэропорты и вывозить из них.
Централизованные перевозки грузов, как правило, не выполняются за счет перемещения отдельных партий или видов грузов путем периодического обслуживания отдельных грузоотправителей или грузополучателей, а осуществляются при стабильных, постоянных хозяйственных связях сторон. Это выражается в том, что централизованные перевозки выполняются автотранспортным предприятием от одного грузоотправителя, как правило, ко всем грузополучателям или от всех грузоотправителей к одному грузополучателю.
Слайд 437. Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
Договор перевозки грузов
в прямом смешанном сообщении - один из самостоятельных гражданско-правовых транспортных
договоров. Его значение и роль заключаются в правовом регулировании перевозочного процесса, в котором принимают участие два или более вида транспорта. Экономическая и социальная значимость такого договора объясняется значительным транспортным полем России, различным техническим уровнем развития отдельных видов транспорта, что создает объективную невозможность удовлетворить потребности грузовладельца в оказании ему транспортных услуг силами одного вида транспорта.
Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении регулируется как транспортным законодательством, так и соглашением сторон (ст. 788 ГК РФ, ст. 68-85 УЖД, ст. 147-178 УВВТ, ст. 99-108 УАТ).
Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении характеризуется рядом присущих ему признаков:
перевозка осуществляется несколькими видами транспорта, но по единому транспортному документу-накладной, которая составляется на имя определенного грузополучателя, подписывается грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения передается грузополучателю вместе с грузом;
договор заключается единовременно и непосредственно между грузоотправителем и транспортным предприятием, принимающим груз к перевозке. Это транспортное предприятие является законным представителем всех транспортных организаций, включенных в данный вид сообщения.
Слайд 44Сроки доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяются по совокупности
сроков, установленных для всех участвующих в перевозке видов транспорта, и
исчисляются в соответствии с правилами, действующими на соответствующих видах транспорта.
Плата за перевозку грузов в прямом смешанном сообщении взимается с грузоотправителей на станциях, портах, аэропортах отправления груза, исходя из расстояний, на которые осуществляется перевозка грузов на соответствующем виде транспорта. Аналогичные правила платы за перевозку устанавливаются и для пунктов перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.
Ответственность по договору перевозки в прямом смешанном сообщении определяется транспортными уставами и кодексами. На этот вид сообщения распространяются общие правила и пределы имущественной ответственности за несохранность грузов и просрочку их доставки. При установлении виновности железных дорог, пароходств, автотранспортных предприятий в утрате, недостаче, повреждении или порче груза ответственность несут соответственно железные дороги, пароходства и автотранспортные предприятия. Ответственность за сохранность груза до момента его передачи в пунктах перевалки лежит на сдающей стороне, после передачи - на стороне, принявшей грузы.
Слайд 458. Содержание и исполнение договора транспортной экспедиции
Права и обязанности сторон
в договоре транспортной экспедиции определяются законодательством и соглашением самих участников
договора экспедиции. Так, экспедитор вправе привлечь к исполнению договора других лиц, когда это целесообразно или когда сам экспедитор не в состоянии выполнить те или иные поручения клиента. Такие ситуации могут возникнуть при смешанных перевозках, в процессе перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, а также при возникновении чрезвычайных обстоятельств, требующих принятия незамедлительных мер для спасения груза. Экспедитор вправе потребовать от клиента выдачи доверенности, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 882 ГК РФ).
Экспедитор имеет право на получение от клиента соответствующего вознаграждения за оказанные им услуги, что и подтверждает возмездный характер договора транспортной экспедиции. Экспедитор вправе не только не приступать к исполнению своих обязанностей по договору до получения от клиента необходимой информации о количестве или качестве груза, но и вообще отказаться от исполнения договора, предупредив клиента в разумный срок. Односторонний отказ от исполнения договора транспортной экспедиции не согласуется с общими положениями гражданского права о договоре. Однако в данном случае наличествует одна из особенностей договора транспортной экспедиции, как и иных договоров о представительстве, допускающих односторонний отказ от их исполнения.
Слайд 46Обязанности экспедитора определены ст. 801 ГК РФ, а также п.
2 ст. 804 ГК РФ. Дополнительные обязанности экспедитора могут быть
обозначены в самом договоре при обоюдном на то согласии, а также с учетом индивидуальных особенностей договора перевозки груза: вида транспорта, количества груза, расстояния транспортировки и т.п.
К основным правам клиента относятся:
выбор вида транспорта, на котором будет перевозиться груз,
определение маршрута перевозки.
Названные и другие права клиента корреспондируют интересам и возможностям экспедитора.
Обязанности клиента:
предоставление экспедитору своевременной и объективной информации о количестве и качестве груза, об условиях его перевозки,
уплата предусмотренного договором вознаграждения за оказанные экспедиционные услуги.
В договоре могут быть предусмотрены и иные обязанности клиента.
Слайд 479. Характеристика ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»
Принятие Федерального закона «О транспортно-экспедиционной
деятельности» от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ (далее Закон)
обусловлено краткостью правового регулирования указанных отношений в ГК РФ и прямым указанием в ГК РФ о необходимости принятия такого Закона [15].
Основные положения договора транспортной экспедиции установлены гл. 41 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Слайд 48В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено
осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся
для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Как видно из приведенной нормы, договор транспортной экспедиции является возмездным договором по оказанию услуг клиенту (грузоотправителю, грузополучателю). От других сходных договоров по оказанию услуг данный договор отличается тем, что его правила распространяются лишь на услуги, связанные с перевозкой груза любым видом транспорта.
Слайд 49П. 1 ст. 801 ГК РФ содержит указания на некоторые
виды услуг, которые могут быть предметом данного договора:
организация перевозки груза,
заключение
договора перевозки,
обеспечение отправки и получения груза,
получение требующихся для экспорта или импорта документов (включая таможенные),
проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка,
уплата пошлин, сборов и других расходов,
хранение груза.
Указанный перечень не является полным, договором может быть предусмотрено оказание экспедитором клиенту и других услуг.
Согласно ст. 805 ГК РФ экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей третьих лиц, если иное не предусмотрено договором. При этом экспедитор в соответствии со ст. 403 ГК РФ не освобождается от ответственности перед клиентом за действия этих лиц и несет ее в этом случае на общих основаниях (ст. 393, 401 ГК РФ).
На практике обязанности экспедитора нередко выполняются перевозчиком груза в рамках заключенного договора перевозки. В соответствии с п. 2 ст. 801 ГК РФ в отношении этих обязанностей должны применяться правила о договорах транспортной экспедиции.
Слайд 50Необходимо также обратить внимание, что среди услуг, перечисленных в п.
1 ст. 801 ГК РФ, имеются такие, которые охватываются правилами
договоров поручения, комиссии, агентирования (например, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор, уплатить пошлины и др.). Поэтому в соответствующих случаях к этим отношениям могут применяться правила гл. 49, 51 и 52 ГК РФ.
Предмет договора транспортной экспедиции ГК РФ:
устанавливает его обязательную письменную форму (ст. 802);
содержит отсылочную норму об ответственности экспедитора в соответствии с общими правилами об ответственности за нарушение обязательств (ст. 803);
определяет документы и другую информацию, предоставляемые клиентом экспедитору (ст. 804);
содержит условия одностороннего отказа сторон от исполнения договора (ст. 806).
Предметом регулирования является определение порядка оказания транспортно-экспедиционных услуг. В число этих услуг входят:
организация перевозки грузов любыми видами транспорта (авиационным, железнодорожным, морским, речным, автомобильным и их сочетаниями);
оформление перевозочных документов;
оформление документов для таможенных целей;
оформление других документов, необходимых для осуществления перевозки грузов.
Слайд 5110. Права экспедитора и клиента
Права клиента:
выбирать маршрут следования груза,
выбирать вид
транспорта,
давать указания экспедитору.
Экспедитор может отступить от указаний клиента при наличии
следующих условий:
это необходимо в интересах клиента;
экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие клиента на такое отступление;
экспедитор не смог по не зависящим от него обстоятельствам получить ответ на свой запрос в течение суток.
При наличии указанных обстоятельств экспедитор вправе принять самостоятельно необходимое решение. Возникшие в связи с этим необходимые дополнительные расходы должны быть возмещены клиентом.
Слайд 52Если полученные экспедитором указания клиента неточны или неполны, либо не
соответствуют договору, а экспедитор по не зависящим от него причинам
не имел возможности их уточнить, он действует исходя из интересов клиента. В случае спора доказывать указанный характер своих действий должен экспедитор.
Право экспедитора самостоятельно:
выбирать вид транспорта,
выбирать маршрут перевозки груза,
выбирать последовательность перевозки груза различными видами транспорта,
без согласования с клиентом изменять указанные условия, установленные договором.
В любом случае экспедитор обязан исходить из интересов клиента и незамедлительно уведомлять клиента о производственных изменениях. При этом, очевидно, клиент вправе отменить решения экспедитора и дать соответствующие новые указания.
Слайд 53П. 1 ст. 3 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» регулирует действия
экспедитора, когда, согласно договору, он вправе отступать от указаний клиента
с согласия последнего.
Закон устанавливает к договору транспортной экспедиции общие нормы ГК РФ об обеспечении исполнения обязательств путем удержания находящегося в распоряжении кредитора имущества должника.
Согласно ст. 359 ГК РФ кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.
Слайд 54Закон устанавливает условие начала выполнения экспедитором своих договорных обязательств. Таким
условием является предоставление клиентом необходимых документов и информации о свойствах
груза, а также условия его перевозки и другой информации. Перечень документов и содержание информации должно быть определено в договоре.
Закон устанавливает, что в случае, если представленная информация является неполной, экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные. В случае, если экспедитор не выполнил этот запрос, он обязан приступить к выполнению своих обязанностей с учетом имеющейся информации и несет ответственность за возникший в связи с этим ущерб.
При этом надо помнить, что клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору вследствие нарушения обязанностей по представлению правдивой информации.
Экспедитор вправе (не обязан) проверять достоверность предоставленных клиентом документов и информации. В случае признания их недостоверности экспедитор вправе не приступать к выполнению договора.
Слайд 55Обязанности экспедитора:
Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной
экспедиции.
В случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от
указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.
Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством РФ о защите прав потребителей.
Слайд 56Обязанности экспедитора:
При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ,
а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии
с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.
Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.
Экспедитор обязан выдать клиенту документы, подтверждающие заключение договора транспортной экспедиции, а также передать подлинники договоров, заключенных от имени клиента экспедитором.
Договор страхования груза может быть заключен экспедитором, только если это прямо предусмотрено договором транспортной экспедиции, а также, если об этом специально указано в доверенности, выданной клиентом.
Слайд 57Обязанности клиента:
Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную
информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную
информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.
Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Содержание информации, перечень представляемых клиентом документов и порядок их представления могут быть согласованы в договоре, если это не предусмотрено нормативными актами.
Слайд 58Закон регулирует ответственность сторон договора транспортной экспедиции за неисполнение обязательств
путем определения общегражданских оснований и размера ответственности за нарушение условий
договора, а также устанавливает особенности ответственности сторон за некоторые конкретные нарушения.
Он устанавливает, что если нарушение экспедитором своих обязательств по договору транспортной экспедиции явилось следствием ненадлежащего исполнения перевозчиком договора перевозки, то ответственность экспедитора перед клиентом определяется на основании правил, по которым перевозчик отвечает перед экспедитором, заключившим с ним договор перевозки от своего имени. Для применения изложенной нормы экспедитор должен доказать ненадлежащее исполнение перевозчиком своих обязательств по договору перевозки и причинную связь между этим нарушением и неисполнением экспедитором своих обязательств по договору транспортной экспедиции. Правила ответственности перевозчиков определяются на основании норм ГК РФ, транспортных уставов и кодексов.
11. Ответственность экспедитора и клиента
Общие основания ответственности
Слайд 59Закон ограничивает ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих
обязательств при оказании услуг, связанных с перевозками грузов в международном
сообщении, за исключением ответственности нарушения срока исполнения обязательств, если клиентом является гражданин-потребитель. Экспедитор должен доказать, что указанные последствия явились результатом действия непреодолимой силы, случая или что его неосторожность была легкой, а не грубой. Если указанные обстоятельства экспедитором не будут доказаны, его ответственность не может быть ограничена.
Закон допускает односторонний (т.е. без предупреждения) отказ от исполнения договора транспортной экспедиции любой из сторон, не устанавливая каких-либо оснований для этого. В этом случае договор считается расторгнутым. Отказавшаяся от исполнения сторона возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных ею затрат.
Слайд 60Ответственность выражается в возмещении клиенту реального ущерба, вызванного указанными причинами,
а также упущенной выгоды. Ответственность за сохранность груза экспедитор несет
с момента его принятия до выдачи грузополучателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному получателем лицу (по доверенности).
Экспедитор освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Экспедитор освобождается от ответственности, если он доказал, что указанные последствия явились результатом действия непреодолимой силы или при отсутствии его вины.
Размер ответственности установлен Законом дифференцированно в зависимости от характера нарушения и условий принятия груза к перевозке.
Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза
Слайд 61Если груз принят экспедитором с объявленной ценностью, то:
за его утрату
или недостачу размер возмещения равен объявленной ценности (при полной утрате
груза) или ее части (пропорциональной утраченной части);
за повреждение (порчу) груза - сумме, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления груза - сумме объявленной ценности.
За нарушения в отношении груза, принятого к перевозке без объявленной ценности, ответственность определяется в следующих размерах:
за утрату или недостачу груза - действительная, документально подтвержденная стоимость груза (его части);
за повреждение (порчу) груза - сумма, на которую понизилась документально подтвержденная стоимость груза, а при невозможности его восстановления - полная документально подтвержденная стоимость груза.
Закон не предусматривает возможность ограничения размеров ответственности по указанным основаниям при перевозках в пределах РФ.
Слайд 62Действие Закона при перевозках в международном сообщении относительно ответственности экспедитора
за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза имеет свои особенности.
В этом случае ответственность ограничивается двумя расчетными единицами за килограмм общего веса груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор (например, перевозчиком).
Закон предусматривает возмещение реального ущерба возвращением экспедитором клиенту полученного вознаграждения пропорционально стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. При наличии вины экспедитора возмещается также упущенная выгода в полном объеме.
При перевозке груза в международном сообщении упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере, установленном настоящим Законом (см. п. 3 ст. 6 и п. 2 ст. 7).
Слайд 63Действительная стоимость груза определяется согласно п. 6 ст. 7 Закона,
исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи или в счете
продавца. При отсутствии цены - исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в месте, где груз подлежал выдаче согласно договору, в день добровольного удовлетворения требования или в день принятия решения суда, если требование добровольно не удовлетворено.
Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Если срок доставки договором не установлен, он определяется как разумный срок доставки, исчисляемый со дня приемки груза экспедитором для перевозки.
Груз, который был своевременно доставлен, но не выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, в связи с неуплатой вознаграждения экспедитору (п. 3 ст. 3 Закона) не считается утраченным, если экспедитор своевременно уведомил клиента об этом обстоятельстве.
Слайд 64Считается, что уведомление должно быть направлено в разумный срок после
наступления срока уплаты вознаграждения, установленного договором.
Уведомление об утрате, о недостаче
или повреждении (порче) груза
Закон придает уведомлениям различного рода значение решающих юридических фактов. Уведомление должно быть сделано во время выдачи груза, т.е. немедленно по обнаружении упомянутых обстоятельств. Если уведомление не направлено, считается, что груз получен неповрежденным.
Если утрата, недостача или повреждение груза не могли быть установлены при обычном приеме груза, уведомление об этом должно быть направлено экспедитору не позднее тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата его получения экспедитором. При этом, в случае спора, невозможность обнаружения недостатков при обычном способе приема груза должна доказываться его получателем (представителем).
Кроме уведомлений предусмотрена обязанность получателя груза (его представителя) оповестить экспедитора в письменной форме об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза с указанием общего характера недостачи или повреждения.
Слайд 65Основания и размер ответственности экспедитора
за нарушение срока исполнения обязательств по
договору транспортной экспедиции
Закон определяет ответственность экспедитора из-за несоблюдения срока исполнения
обязательств по договорам об указании услуг:
перед клиентом-предпринимателем в виде возмещения убытков,
перед гражданином-потребителем, где кроме возмещения убытков предусматривается также уплата неустойки.
Возмещение убытков производится на общих основаниях, предусмотренных в гл. 25 ГК РФ, а в случае, предусмотренном п. 2 ст. 9, - с учетом положений ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Экспедитор освобождается от ответственности за просрочку исполнения по трем основаниям:
если договором транспортной экспедиции предусмотрено иное;
экспедитор доказал, что просрочка произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
экспедитор доказал, что просрочка произошла по вине клиента.
Слайд 66Ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение
(порчу) груза, возможна только
при доказанности его вины.
Установлена специальная ответственность за просрочку исполнения экспедитором
своих обязательств, если стороной договора является гражданин-потребитель. Экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (час) просрочки неустойку в размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов от причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки.
Экспедитор освобождается от ответственности в данном случае, если докажет, что просрочка произошла вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.
Следует обратить внимание, что п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает также трехпроцентный размер неустойки, но без ограничения суммы неустойки, установленного п. 2 ст. 9 Закона
Слайд 67Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором
Клиент несет ответственность перед
экспедитором за три нарушения договорных обязательств:
за убытки, причиненные неисполнением обязанностей
по представлению экспедитору информации;
за необоснованный отказ от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях выполнения договора;
за несвоевременную уплату вознаграждения и понесенных экспедитором расходов.
При применении ответственности за первое нарушение необходимо учитывать, что нарушением будет непредставление информации вообще, неполное ее представление, представление недостоверной информации либо несвоевременное ее представление. С другой стороны, клиент не должен нести ответственность за предоставление неполной информации, если экспедитор не выполнил своей обязанности запросить в этом случае необходимые дополнительные данные.
Убытки могут выражаться как в виде понесенных расходов, так и в виде упущенной выгоды, если в результате этого нарушения выполнение договора стало невозможным.
Слайд 68Установление ответственности за второе нарушение требует от сторон детального отражения
в договоре оснований и размеров расходов, производимых экспедитором и подлежащих
возмещению клиентом.
Ответственность клиента предполагает установление в договоре точных сроков и порядка выплаты вознаграждения и возмещения расходов, понесенных экспедитором.
Для обозначения характера ответственности сторон договора применяются термины «штраф» и «неустойка», что может создать впечатление об их различной правовой сущности. Ст. 330 ГК РФ рассматривает указанные термины как равнозначные санкции гражданско-правового характера, применяемые за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, независимо от наличия убытков.
В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным настоящим Законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности. Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных настоящим Законом, ничтожно.
Слайд 6912. Претензии и иски
До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора
транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска
при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.
Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.
Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.
Слайд 70Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев
со дня возникновения права на предъявление претензии.
Указанный срок исчисляется
в отношении:
возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;
возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;
нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.
Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.
Слайд 71При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в
уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом
случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.
Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного настоящей статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.
Гл. 4 Закона, в том числе и ст. 12, регулирует вопросы претензий и исков, предъявляемых только экспедитору. Аналогичный подход предусмотрен и в ст. 11 Закона. Между тем Закон устанавливает обязанности не только экспедитора, но также и клиента, и соответственно ответственность последнего за их неисполнение.
Из этой ситуации можно сделать вывод, что в отношении клиента должны применяться общие положения гражданского и процессуального законодательства РФ, регулирующие вопросы претензий и исков. Согласно Закону, в качестве клиента могут выступать предприниматели (организации и индивидуальные предприниматели) и граждане-потребители.
Слайд 72Споры между первыми подведомственны арбитражным судам, а споры с участием
граждан-потребителей рассматриваются судами общей юрисдикции. Соответственно процессуальные вопросы регулируются Арбитражным
процессуальным кодексом РФ (АПК РФ) и Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) [1,3]. Оба Кодекса устанавливают правило, что досудебный (претенциозный) порядок урегулирования споров применяется, только если это предусмотрено федеральным законом или договором (п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ и п. 7 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).
Гражданин-потребитель вправе обратиться сразу непосредственно в суд с иском к экспедитору.
Правила применения исковой давности и последствия пропуска срока исковой давности определены нормами гл. 12 ГК РФ.
Из этого следует, что предъявление претензий клиенту обязательно только в том случае, когда это предусмотрено договором транспортной экспедиции. Представляется, что правило п. 1 ст. 12 Закона нарушает конституционный принцип равенства всех перед судом. Предъявление претензии экспедитору обязательно только в том случае, если клиентом является предприниматель.
Слайд 73Правила транспортно-экспедиционной деятельности
В ст. 2 Закона предусматриваются «Правила транспортно-экспедиционной деятельности»
(Правила ТЭД). В содержание этого документа входят:
перечень экспедиторских документов (документов,
подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);
требования к качеству экспедиционных услуг;
порядок оказания экспедиционных услуг.
Порядок оказания экспедиционных услуг должен определяться в соответствии с требованиями ГК РФ, настоящим Законом, Правилами ТЭД, а в части, касающейся граждан-потребителей, также соответствующими нормами Закона РФ «О защите прав потребителей». Условия договора транспортной экспедиции могут устанавливаться в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ.
Слайд 74В Правилах ТЭД устанавливаются требования к качеству экспедиционных услуг. Требования
к качеству сводятся к выполнению или невыполнению (ненадлежащему выполнению) экспедитором
принятых на себя по договору обязательств.
Специфика экспедиционных услуг не позволяет говорить о их качестве в обычном значении этого слова. Утверждаемые Правительством РФ нормативные правовые акты являются обязательными для исполнения. В данном случае это обстоятельство приводит к противоречию с Федеральным законом «О техническом регулировании», который не допускает установления на услуги обязательных требований к их качеству
Порядок и форма оформления экспедиторских документов и их форм
Состав экспедиторских документов
Данный Порядок установлен Приказом Министерства транспорта РФ. Порядок разработан в соответствии со ст. 2 Закона и п. 7 Правил ТЭД, он устанавливает формы экспедиторских документов, а также порядок их заполнения, учитывая особенности при перевозке грузов разными видами транспорта.
С момента вступления документа в силу формы, самостоятельно разработанные транспортными компаниями, применяться не могут. Порядок обязателен для исполнения экспедиторами и клиентами.
Слайд 75Требования, предусмотренные Порядком, не применяются к ТЭУ в области почтовой
связи.
В соответствии с Порядком к экспедиторским документам относятся:
Поручение экспедитору -
определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту ТЭУ в рамках договора транспортной экспедиции.
Экспедиторская расписка - подтверждает факт получения экспедитором груза для перевозки от клиента либо от указанного им грузоотправителя).
Складская расписка - подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.
В зависимости от характера ТЭУ, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в Порядке.
Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
Слайд 76Форма экспедиторских документов
Бланк «Поручение экспедитору»
Заполнение данного бланка возлагается на клиентов,
заполненный клиентом бланк должен содержать достоверные и полные данные о
грузе. Бланк может заполняться как на однократное выполнение экспедитором услуг, связанных с организацией перевозок грузов, так и на систематическое оказание таких услуг.
Изготовление бланка осуществляется типографским способом или с использованием компьютерной техники, печатается на стандартных листах бумаги формата A4 шрифтом размером № 14. Бланк имеет наименование, расположенное по центру верхней части листа, напечатанное прописными буквами полужирным шрифтом размером № 16.Заполнение бланка осуществляется с использованием компьютерной техники, а также шариковой ручкой (синим или черным цветом), подчистки и помарки не допускаются.
Слайд 77Заполнение строк, в которых предусматривается информация об участниках (сторонах) поручения
экспедитору, является обязательным. В зависимости от характера (свойств) груза заполняются
соответствующие строки, касающиеся информации о грузе. Бланк заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается экспедитору).
Бланк «Экспедиторская расписка»
Заполнение бланка возлагается на экспедитора, заполненный экспедитором бланк должен содержать достоверные и полные данные о грузе. Изготовление, печать и правила заполнения бланка стандартные по правилам, изложенным по форме бланка «Поручение экспедитору». Заполнение строк, в которых предусматривается информация об участниках (сторонах) экспедиторской расписки, является обязательным. В зависимости от характера (свойств) груза заполняются соответствующие строки, касающиеся информации о грузе.
Слайд 78Бланк заполняется в двух экземплярах, оригинал вручается грузоотправителю или клиенту.
Бланк
«Складская расписка»
Заполнение бланка возлагается на экспедитора, заполненный экспедитором он должен
содержать достоверные и полные данные о грузе. Изготовление, печать и правила заполнения бланка стандартные. Заполнение строк, в которых предусматривается информация о сторонах складской расписки, является обязательным. В зависимости от характера (свойств) груза заполняются соответствующие строки, касающиеся информации о грузе.
Бланк заполняется в двух экземплярах, оригинал вручается клиенту.