Слайд 2Структурированный незамаскированный
Всем респондентам предлагаются вопросы в одинаковом порядке, в одинаковой
формулировке. Цель таких опросов – получить ответы на один и
тот же вопрос
Слайд 3Структурированный незамаскированный
Достоинства:
1. Надежность, обусловленная наличием рамок ответа
Как часто Вы смотрите
телевизор?
будут получены ответы: часто, каждый день, 2 часа в день.
Их очень трудно обрабатывать.
Лучше задать рамки:
ежедневно,
не реже трех раз в неделю
около одного раза в неделю
реже
Слайд 4Структурированный незамаскированный
Недостатки:
Снижение достоверности ответов, так как респондент мог думать не
совсем то, что имеется в вариантах ответа или даже совсем
не то; у него могло быть особое мнение. Пункт нет мнения стараются не использовать в анкетах, чтобы не было соблазна отметить его, не думая.
Бывает, что правильного ответа респондент не может найти из-за ошибки в предварительных исследованиях. Здесь мало спасает и пункт другое .
В одном варианте ответа могут содержаться различные мнения: Так, ответ больше включает диапазон от «чуть-чуть больше» до «много-много больше».
Слайд 5Структурированный незамаскированный
Таким образом, вопросы с фиксированными альтернативами хороши для определения
фактов (возраста, образования), четкого мнения и малопригодны для исследования мотивации,
отношения, намерений, поведения
Слайд 6Неструктурированный незамаскированный
Здесь используются вопросы с открытым концом. Например:
Как Вы относитесь
к курению?
Предполагается свободное высказывание респондента
Применяется в поисковых исследованиях
Слайд 7Неструктурированный замаскированный
1. Ассоциации слов
Пример опроса с ассоциациями слов для определения
отношения к загрязнению окружающей среды: требуется быстро назвать слово, в
ответ на слова:
вода – ____, воздух – ____, озеро – ____, дым – ____, город – ____.
Слайд 8Неструктурированный замаскированный
2. Завершение предложения.
Пример:
Многие ведут себя, как будто наши природные
ресурсы ,
Главное соображение о природных ресурсах это
Слайд 9Структурированный замаскированный
Этот метод используется реже всего. Он призван объединить непредвзятость
с легкостью табуляции. Исходные предположения заключается в следующем. Знания, восприятие
и память формируются отношением. Глубокое знание какой-либо проблемы может раскрыть направленность отношения
Каково текущее состояние закона о штрафах
за загрязнение рек?
разрабатывается,
слушался,
дорабатывается,
принят
Слайд 16Структурированные неструктурированные
Структурированное наблюдение применяется в том случае, когда проблема ясна
априорно. Неструктурированное – когда формулировка проблемы нечеткая, когда допускается гибкость
в выборе объекта и метода наблюдения
Слайд 17Пример
Исследователь записывает: Покупатель №15 остановился около марки ААА. Взял коробку,
посмотрел на цену. Поставил на место. Посмотрел этикетку и цену
марки ВВВ. Небольшая пауза. Взял меньшую коробку ААА, положил в сетку, пошел дальше.
Это – малоструктурированное наблюдение, пригодное для поисковых исследований.
Слайд 18Пример
Бланк для структурированного наблюдения
Номер покупателя: 15 .
Какая первая
марка:ААА
Общее количество просмотренных коробок:3
Время на выбор, с:20
Купленная марка:ААА
Для таких наблюдений
требуется иметь предварительную гипотезу. Структурированные наблюдения применяются в описательных исследованиях и исследованиях причинности
Слайд 19Замаскированные – незамаскированные
За покупателями часто наблюдают незаметно, издали; иногда наблюдатели
сами маскируются под покупателей. Они регистрируют, сколько времени покупатели проводят
в зале, у выставки, сразу ли нашли нужный продукт, ясна ли им информация на упаковке
Слайд 20Прямые – непрямые
Если требуется определить количество покупаемого в магазине за
день товара, то наблюдения с подсчетом купленных упаковок являются прямыми.
Можно определить это же количество и непрямым наблюдением, если узнать остаток товара в магазине на конец дня, остаток на конец предыдущего дня, количество товара, поступившее за день, и произведя несложные расчеты.
Аудит кладовых и холодильников в домах респондентов – незамаскированное непрямое наблюдение по группе товаров.
Подсчет отпечатков пальцев на странице рекламного журнала – замаскированное (так как респондент не видит этого процесса) непрямое (так как требуется не количество отпечатков и не их принадлежность) наблюдение.