Слайд 2Первой картиной об Иване Грозном стал фильм «Царь Ива́н Василь́евич
Гро́зный», снятый по драме Льва Мея «Псковитянка». Премьерный показ этой
кинотрагедии состоялся 20 октября 1915 года.
По сюжету драмы Мея «Царская невеста» в 1965 году был снят одноименный фильм.
Слайд 3Ива́н Гро́зный» (1944) — советский художественный фильм, последний фильм кинорежиссёра Сергея
Эйзенштейна. Фильм состоит из двух серий.
Основой сюжета фильма является
история укрепления единовластия в Московском государстве при Иване Грозном. Достижение абсолютной власти путем коварства и жестокости обрекло Ивана на одиночество и неразрешимые сомнения — таков трагический финал борьбы за власть.
Слайд 4В первой серии описываются ранний период правления Ивана Грозного, первые
восемнадцать лет - до введения опричнины в 1565 году. На
это время приходятся военные победы под Казанью.
Во второй серии изображается период 1565—1569 годов. На это время приходится опричнина и наиболее драматический эпизод борьбы Ивана Грозного с боярами, организовавшими, по мнению авторов фильма, заговор с целью убить царя.
Слайд 5История создания
Идею о необходимости создания фильма об Иване Грозном высказал
И. В. Сталин и предложил подобрать для этой работы крупного мастера-режиссёра. Выбор
пал на С. М. Эйзенштейна. Сценарий фильма, написанный С. М. Эйзенштейном, утверждал лично И. В. Сталин. Съёмки первой серии шли во время Великой Отечественной войны на студии ЦОКС в Алма-Ате. В работу над фильмом активно вмешивался И. Г. Большаков, который требовал от съёмочной группы закончить картину как можно быстрее. Например, он отдавал распоряжения, чтобы в те дни когда по болезни С. М. Эйзенштейн не мог снимать, картину снимали его ассистенты.
Слайд 6В итоге, С. М. Эйзенштен написал письмо И. В. Сталину, в котором попросил дать
им до завершения съёмок ещё 2-3 месяца и «убедить» Большакова
быть «более гибким».
После запрета второй серии работы над фильмом были прекращены. Третья серия фильма существует только в сценарии, в подготовительных рисунках, в рабочих записях и нескольких запечатлённых на плёнку фрагментах.
Слайд 7«Ива́н Васи́льевич меня́ет профе́ссию» — советская кинокомедия производства киностудии «Мосфильм», снятая
в 1973 году по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» режиссёром
Леонидом Гайдаем. Лидер советского кинопроката 1973 года — свыше 60 миллионов зрителей.
Слайд 8Фильм «Иван Васильевич меняет профессию», наверное, самый известный советский фильм
об Иване Грозном. В нём Иван изображён в новом свете
– он поменял профессию, попал в другое время. Но он вовсе не забыл, кто он. Даже в XX веке он ведёт себя как настоящий, грозный царь. Крылатыми стали многое его фразы из фильма, например: — Ты почто боярыню обидел, смерд?!
— Лжёшь, собака! Аз есмь царь!
Вообще, в этом фильме Иван Грозный изображён гротескно, преувеличенно и
с юмором. Это помогает нам на время
забыть об опричнине и увидеть в нём
совсем другого человека.
Слайд 9В 1991 году вышел фильм «Царь Ива́н Гро́зный» — историческая картина
по мотивам повести А. К. Толстого «Князь Серебряный». Она рассказывпает о времени
царствования Ивана IV — времени славы, роскоши, жестокости.
Слайд 10В том же году вышел художественный фильм Бориса Бланка «Кремлёвские
тайны шестнадцатого века» по мотивам трагедии Алексея Константиновича Толстого "Смерть
Иоанна Грозного". В нём рассказывается о предсказании волхвами смерти Ивана весной 1584 года.
Слайд 11В 1992 появился фильм «Гроза над Русью», также снятый по
мотивам романа Толстого «Князь Серебряный».
Любовь, коварство, кровь, погони, сражения, пытки,
молебны, российские пейзажи, новгородские святыни, царские палаты — все это мир фильма «Гроза над Русью». В фильме использованы церковные распевы, сочиненные Иваном Грозным.
Слайд 12В прошлом (2009) году вышел художественный фильм Павла Лунгина «Царь»,
повествующий о двух годах из жизни Ивана Грозного, о
его борьбе с инакомыслием и о его взаимоотношениях в этот период с митрополитом Московским Филиппом (Колычевым).
Слайд 13Мнения о фильме «Царь»различны. Некоторые упрекают режиссёра в однобокости и
антирусской направленности картины, другие указывают на ошибки. А телеведущий Николай
Сванидзе высказал мнение о том, что «если не брать какие-то детали, которые естественны в художественном произведении — это же не историческая хроника — то…
Лунгин очень исторически точен и в том, что касается изображения эпохи Ивана Грозного, и в том, что касается событий, связанных с взаимоотношениями царя и митрополита Филиппа, и в том, что касается изображения личности самого царя.»
Слайд 15А вот, что пишет об этом фильме историк Дмитрий Володихин:
«В связи с выходом фильма «Царь», поставленного Лунгиным, полемика вокруг
Ивана Грозного обострилась до предела. Фильм — сложный, имеющий продуманную христианскую подоплёку, трактующий опричнину как рецидив языческого миросозерцания в недрах российской государственности…
Слайд 16Между тем, фильм Лунгина хорош уже тем, что государь Иван
IV в нём подан в красках, а не в привычном
стиле ч/б. Монарх показан более сложной личностью, чем трактуют его мифы.
Иван IV сложнее, чем хотелось бы видеть как сторонникам версии «дальновидного политика, гениального полководца», так и приверженцем концепции «кровавого маньяка».
Слайд 17Смысловое ядро фильма состоит в том, что русский православный государь,
и в самом деле искренне и глубоко верующий человек, веру
свою устремляет к тому, в чем нельзя видеть христианство. Внешняя форма христианская царём соблюдается, но по сути царь поклоняется огромной немилосердной силе, да и сам старается быть для подданных силой столь же огромной, сколь и немилосердной.
Слайд 19И этот мотив, кажется, намного ближе к исторической правде, нежели
чёрно-белая мифологическая палитра. Верно то, что Иван IV обладает перед
русской историей несомненными заслугами. Но также верно и то, что на его совести массовые репрессии и несколько страшных военно-политических провалов.»
Слайд 21В том же году состоялась телепремьера сериала «Иван Грозный» режиссёра Андрея
Эшпая, посвящённый истории царя Ивана Грозного (от предыстории его рождения,
связанной с постригом первой жены Василия III, до последних дней его жизни).