Слайд 2Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы»,
характеристика европейской культуры XVII характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром
которой была Италия
Слайд 3
В XVI в.В XVI в. Италия — первое звено в искусстве эпохи ВозрожденияВ XVI в. Италия — первое звено в искусстве
эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают
хозяйничать иностранцы — испанцыВ XVI в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французыВ XVI в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций — она остаётся культурным центром ЕвропыВ XVI в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций — она остаётся культурным центром Европы. Центром католического мираВ XVI в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций — она остаётся культурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами.
Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям — знатьМощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям — знать и церковьМощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям — знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццоМощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям — знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может их возвысить. Вот так в конце XVI века на территории Италии возникает барокко.
Слайд 4Черты барокко
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к
величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию
искусств (городские и дворцово-парковые ансамблиБарокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, операБарокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культоваяБарокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, ораторияБарокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория). Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали РеформацияБарокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория). Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение КоперникаБарокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория). Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
Слайд 5Эпоха барокко порождает огромное количество времени для городских жителей из
высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничествЭпоха барокко порождает огромное
количество времени для городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств — променадЭпоха барокко порождает огромное количество времени для городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств — променад(прогулки в парке); вместо рыцарских турнировЭпоха барокко порождает огромное количество времени для городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств — променад(прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игрыЭпоха барокко порождает огромное количество времени для городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств — променад(прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерийЭпоха барокко порождает огромное количество времени для городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств — променад(прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театрЭпоха барокко порождает огромное количество времени для городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств — променад(прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарадЭпоха барокко порождает огромное количество времени для городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств — променад(прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверковЭпоха барокко порождает огромное количество времени для городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств — променад(прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco. В Версальском дворце. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу
Слайд 6Человек барокко
Человек барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью,
самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизмаЧеловек барокко
отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсетЧеловек барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльменА идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета? В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства.
Слайд 7Для барокко характерна идея спящего богаДля барокко характерна идея спящего бога — деизмДля барокко
характерна идея спящего бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как
Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями ПросвещенияДля барокко характерна идея спящего бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак НьютонДля барокко характерна идея спящего бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689Для барокко характерна идея спящего бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл ЛиннейДля барокко характерна идея спящего бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природыДля барокко характерна идея спящего бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735Для барокко характерна идея спящего бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.
Многообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ ЛейбницМногообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ Лейбниц. ГалилейМногообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611Многообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а ЛевенгукМногообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675Многообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: Робинзон КрузоМногообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: Робинзон Крузо, судовой врач ГулливерМногообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: Робинзон Крузо, судовой врач Гулливер и барон Мюнхгаузен.
Слайд 8Живопись
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и
пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко —
броская цветистость и динамичность.
Слайд 9Караваджо (1571-1610)
Микела́нджело Меризи да Карава́джо
итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века художник,
реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из
крупнейших мастеров барокко художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.
«Больной Вакх» (1593)
Слайд 10Лютнист
1596г
одна из ранних картин Караваджоодна из ранних картин Караваджо, для которых
нередко позировал его любимец Марио Миннити. В работах этого цикла любовное
чувство символически передаётся через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом) и музыкальных инструментов (музыка как символ мимолётного чувственного наслаждения)
Слайд 11Корзина с фруктами (1596)
«Положение во гроб» (1603)
Слайд 12«Давид с головой Голиафа» (1607-1610)
Слайд 13Питер Пауль Рубенс (1577—1640)
в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил
манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по
окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность.
Автопортрет. 1623 г.
Слайд 14Похищение дочерей Левкиппа
1617 г.–1618 г.
«Похищение дочерей Левкиппа» — картина
Питера Пауля Рубенса. В этой картине Рубенс использовал миф о
братьях Диоскурах, сыновьях Зевса и Леды, Касторе и Поллуксе, похитивших дочерей царя Левкиппа — Гилаиру и Фебу
Слайд 15Сад любви
1633 г
«Сад любви» — картина фламандского художника Петера
Пауля Рубенса. Эту картину Рубенс писал для себя, а не
на заказ. Картина считается своеобразным признанием художника в любви к своей второй супруге Елене Фурман
Слайд 16Снятие с креста
1612 г.–1614 г.
«Снятие с креста» — центральная
панель триптиха кисти известного фламандского живописца Питера Пауля Рубенса, написанного
в период с 1610 по 1614 годы
Слайд 17Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн
(1606—1669)
голландскийголландский художникголландский художник, рисовальщик и гравёрголландский художник, рисовальщик и гравёр, великий
мастер светотениголландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописиголландский художник,
рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусствоголландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.
Слайд 18Даная
1636 г
«Даная» — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная
по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея
Слайд 19Возвращение блудного сына
1669 г
«Возвращение блудного сына» — знаменитая картина
Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, экспонирующаяся в
Эрмитаже.
Слайд 20Урок анатомии доктора Тульпа
1632 г
Слайд 21Ночной дозор
1642 г.
«Ночно́й дозо́р» — название, под которым традиционно
известен групповой портрет Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга
Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанный в 1642 году
Слайд 22Ян Верме́ер
(1632—1675)
— нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и
жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним
из величайших живописцев золотого века голландского искусства.
«Сводница» (1656). Считается, что персонаж, стоящий слева — сам автор
Слайд 23Мастерская художника
1666г.
картина голландского живописца Яна Вермеера Дельфтского, которая экспонируется в
Музее истории искусств в Вене. Вермер написал эту картину в
последнее десятилетие своей жизни.
Слайд 24Молочница
1657 г.–1658 г.
«Молочница» — одна из самых известных и
популярных картин нидерландского живописца Вермеера Делфтского
Слайд 25Девушка с жемчужной серёжкой
1665 г.
«Девушка с жемчужной серёжкой» —
одна из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера. Её
часто называют северной или голландской Моной Лизой. Первое название картины было «Девушка в тюрбане»
Слайд 26Диего Веласкес
(1599—1660)
испанский художник художник, величайший представитель золотого века испанской живописи.
Слайд 27Менины
1656 г
«Мени́ны» — картина Диего Веласкеса. Ещё одно название —
«Семья Филиппа IV». Эта одна из самых знаменитых картин в
мире находится в музее Прадо в Мадриде.
Слайд 28«Венера с зеркалом»
1647г.
картина испанского художника Диего Веласкесакартина испанского художника Диего Веласкеса, изображающая
полулежащую обнажённую Венерукартина испанского художника Диего Веласкеса, изображающая полулежащую обнажённую Венеру. Она смотрится
в зеркало, которое держит перед ней Амур.
Слайд 29Продавец воды в Севилье
1618-1622
Слайд 30Палаццо
Пала́ццо (лат. palatium — дворец — дворец) — итальянский — дворец) — итальянский городской дворец-особняк XV — дворец) — итальянский городской дворец-особняк XV—XVIII — дворец) — итальянский городской дворец-особняк XV—XVIII вв. Название происходит от Палатинского холма — дворец) — итальянский городской дворец-особняк XV—XVIII вв.
Название происходит от Палатинского холма, где древнеримские императоры — дворец) — итальянский городской дворец-особняк XV—XVIII вв. Название происходит от Палатинского
холма, где древнеримские императоры возводили свои дворцы. Палаццо представляет собой тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского Возрождения, сложился в XV в. преимущественно во Флоренции. Является одним из первых типов здания универсального назначения.
Классический тип палаццо — трёхэтажное (реже двух- или четырёхэтажное) здание с величественным фасадомКлассический тип палаццо — трёхэтажное (реже двух- или четырёхэтажное) здание с величественным фасадом, выходившим на улицу, и уютным двором. Композиционным центром здания был внутренний дом, обнесённый арочными галереямиКлассический тип палаццо — трёхэтажное (реже двух- или четырёхэтажное) здание с величественным фасадом, выходившим на улицу, и уютным двором. Композиционным центром здания был внутренний дом, обнесённый арочными галереями. Первый этаж отводился под служебные помещения, на втором располагались парадные комнаты и залы, на третьем — жилые комнаты. Палаццо РимаКлассический тип палаццо — трёхэтажное (реже двух- или четырёхэтажное) здание с величественным фасадом, выходившим на улицу, и уютным двором. Композиционным центром здания был внутренний дом, обнесённый арочными галереями. Первый этаж отводился под служебные помещения, на втором располагались парадные комнаты и залы, на третьем — жилые комнаты. Палаццо Рима, ГенуиКлассический тип палаццо — трёхэтажное (реже двух- или четырёхэтажное) здание с величественным фасадом, выходившим на улицу, и уютным двором. Композиционным центром здания был внутренний дом, обнесённый арочными галереями. Первый этаж отводился под служебные помещения, на втором располагались парадные комнаты и залы, на третьем — жилые комнаты. Палаццо Рима, Генуи, ВенецииКлассический тип палаццо — трёхэтажное (реже двух- или четырёхэтажное) здание с величественным фасадом, выходившим на улицу, и уютным двором. Композиционным центром здания был внутренний дом, обнесённый арочными галереями. Первый этаж отводился под служебные помещения, на втором располагались парадные комнаты и залы, на третьем — жилые комнаты. Палаццо Рима, Генуи, Венеции и других итальянских городов имели свои архитектурные отличия. Особенно славились палаццо Флоренции.
Слайд 31
Орато́рия (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов) — крупное
музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории
писались только на сюжеты изСвященного Писания) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты изСвященного Писания. Отличается от оперы) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты изСвященного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.
Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра