Слайд 1 БАЗОВЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
в профессиональной деятельности
врача общей практики
Лекция
Слайд 2 БАЗОВЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
в профессиональной деятельности
врача общей практики
Елена
Васильевна ДЬЯЧЕНКО
Зав. кафедрой психологии и педагогики,
канд. психол. наук, доцент
Слайд 3Обращение врача
к пациенту по ИМЕНИ
Влияет на удовлетворенность качеством
медицинской помощи?
ИМЯ ПАЦИЕНТА
Слайд 4 Источники
Web of Science, Scopus
Публикации
Дж. Драпер, РhD, Медицинская Школа,
Кембридж;
Эмпирика
Обращение врача к пациенту по ИМЕНИ пациенту
Слайд 5Ожидание врачом ответа пациента - ПАУЗА при сборе жалоб
и анамнеза
Влияет на удовлетворенность качеством медицинской помощи?
ПАУЗА
Слайд 6 Источники
Web of Science, Scopus
Публикации
Дж. Драпер, РhD, Медицинская Школа,
Кембридж;
Эмпирика
ПАУЗА
после вопроса врача пациенту
Слайд 7Зрительный контакт врача
и пациента, внимание к словам
Влияет на
удовлетворенность качеством медицинской помощи?
ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
Слайд 8 Источники
Web of Science, Scopus
Публикации
М.Асимов, Центр Коммуникативных навыков,
Казахстан,
Алматы
Эмпирика
ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ врача с пациентом, АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
Слайд 9
«Больной приходит к врачу
с «эмоцией ожидания»...
Если больному
после разговора с врачом не стало легче, —
это не
врач».
Владимир Михайлович Бехтерев
выдающий отечественный врач-энциклопедист, физиолог,
психиатр, невролог
Слайд 10
Введение в тему лекции…
Вопрос аудитории…
Какие качества личности знания, навыки
ожидают пациенты от врача ?
Слайд 11«Новые конкурентоспособные модели образования в XXI в.» Деловой завтрак со Сбербанком,
22 мая 2014 г.
К актуальности проблемы
Герман Греф:
«Основной инструмент повышения
качества образования в России?»
Слайд 12«Новые конкурентоспособные модели образования в XXI в.» Деловой завтрак со Сбербанком,
22 мая 2014 г.
К актуальности проблемы
К актуальности проблемы
Герман Греф:
«Основной инструмент повышения качества образования в России?»
Слайд 13«Новые конкурентоспособные модели образования в XXI в.» Деловой завтрак со Сбербанком,
22 мая 2014 г.
К актуальности проблемы
К актуальности проблемы
Герман Греф:
«Основной инструмент повышения качества образования в России?»
Слайд 14Вывод:
ВРАЧ обязан не только знать…, но и уметь, владеть…
Основа
подготовки -
практические навыки врача
Слайд 15Вопрос:
Практические навыки врача
Какие?
В какой области?
Слайд 16Медицинское образование
зарубежный опыт
Великобритания, Франция, Канада,
США, Япония, Казахстан
Слайд 17Медицинское образование
зарубежный опыт
Великобритания, Франция, Канада,
США, Япония, Казахстан
Слайд 18Медицинское образование
зарубежный опыт
Великобритания, Франция, Канада,
США, Япония, Казахстан
Слайд 19Медицинское образование
зарубежный опыт
Великобритания, Франция, Канада,
США, Япония, Казахстан
система станций
стандартизированный пациент
ситуационная
задача
Слайд 20Медицинское образование
зарубежный опыт
Великобритания, Франция, Канада,
США, Япония, Казахстан
информационное обеспечение ситуационной
задачи
Слайд 21Медицинское образование
зарубежный опыт
Великобритания, Франция, Канада,
США, Япония, Казахстан
удаленный доступ независимых
экспертов
Слайд 22Вопросы
для размышления
Что такое
коммуникативные навыки
врача общей практики?
Слайд 23….когда слово «лечит»
Коммуникативные навыки
врача
Что это?
Слайд 24….когда слово «лечит»
Коммуникативные навыки
врача
Что это?
Доступно формированию?
Слайд 25….когда слово «лечит»
Коммуникативные навыки
врача
Что это?
Доступно формированию?
Объективному измерению?
Слайд 26
Видеоинформация для размышления аудитории…
Такого врача ожидают увидеть пациенты?
Слайд 27СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ
Дефиниция
ОБЩЕНИЕ – это…
Слайд 28
– основой которой выступает
передача информации
между общающимися
Дефиниция
КОММУНИКАЦИЯ –
это
одна из сторон общения
Слайд 29
– автоматизированное действие, доведенное методом повторения
до автоматизма
Навык не бывает
наполовину,
он либо есть, либо его нет.
Джулиет Драпер,
профессор Кембриджа,
основатель
теории
коммуникативных навыков в медицине
Дефиниция
НАВЫК – это …
Слайд 30
- это вербальные и невербальные способы конструктивного общения
(передачи информации)
в
реальной клинической ситуации:
врач – пациент / родственник пациента
врач – врач
/ медицинская сестра
Дефиниция
Коммуникативные навыки врача
Слайд 31Нормативная основа
Коммуникативные навыки врача:
в коммуникациях с коллегами:
врач-врач
врач-медицинская сестра
врач-заведующий отделением
в коммуникациях пациентами/родственниками:
в амбулаторно-поликлинических условиях
в условиях стационара
ФГОС 3+:
Лечебное
дело
Слайд 35
Структура процесса коммуникации
врача с пациентом
Слайд 36Структура
1. Навыки
установления контакта
ЦЕЛЬ
коммуникативных навыков на этапе установления контакта:
демонстрация
готовности врача к общению с пациентом
формирование у пациента настроя на
доверительное общение
Слайд 37Структура
1. Навыки
установления контакта
ЦЕЛЬ
коммуникативных навыков на этапе установления контакта:
демонстрация
врачом готовности к общению с пациентом
формирование у пациента настроя на
доверительное общение
Слайд 38Структура
1. Навыки
установления контакта
ЦЕЛЬ
коммуникативных навыков на этапе установления контакта:
демонстрация
врачом готовности к общению с пациентом
формирование у пациента настроя на
доверительное общение
Слайд 39Структура
1. Навыки
установления контакта
ЦЕЛЬ
коммуникативных навыков на этапе установления контакта:
демонстрация
врачом готовности к общению с пациентом
формирование у пациента настроя на
доверительное общение
Слайд 40Структура
1. Навыки
установления контакта
ЦЕЛЬ
коммуникативных навыков на этапе установления контакта:
демонстрация
врачом готовности к общению с пациентом
формирование у пациента настроя на
доверительное общение
Слайд 41Структура
2. Навыки
взаимодействия с пациентом
ЦЕЛЬ
коммуникативных навыков на этапе взаимодействия
с пациентом:
достижением пациентом комплаенса с врачом, т.е. приверженности лечению
Слайд 42Структура
2. Навыки
взаимодействия с пациентом
ЦЕЛЬ
коммуникативных навыков на этапе взаимодействия
с пациентом:
достижением пациентом комплаенса с врачом, т.е. приверженности лечению
Слайд 43Структура
2. Навыки
взаимодействия с пациентом
ЦЕЛЬ
коммуникативного навыка - информирование:
сообщение пациенту
всей необходимой ему информации для возможности принятия тех или иных
действий в отношении состояния своего здоровья
Слайд 44Структура
2. Навыки
взаимодействия с пациентом
ЦЕЛЬ
коммуникативного навыка – снятие тревожности:
переключение
внимания пациента с собственных эмоций (страха, тревоги) на действия (вопросы)
по преодолению заболевания
Слайд 45Структура
2. Навыки
взаимодействия с пациентом
ЦЕЛЬ
коммуникативного навыка – работа врача
с возражениями пациента:
(1) логическая и (2) эмоциональная аргументация неконструктивности решений
пациента в отношении своего здоровья (болезни)
Слайд 46Структура
2. Навыки
взаимодействия с пациентом
ЦЕЛЬ
коммуникативного навыка – эмпатия к
пациенту:
демонстрация врачом понимания сложной ситуации пациента, его переживаний; готовность оказать
медицинскую помощь
Слайд 47Структура
3. Навыки
завершения контакта
ЦЕЛЬ
коммуникативных навыков на этапе завершения контакта:
обобщение
и структурирование информации для ее лучшего понимания пациентом
Слайд 48Структура
3. Навыки
завершения контакта
ЦЕЛЬ
коммуникативных навыков на этапе завершения контакта:
обобщение
и структурирование информации для ее лучшего понимания пациентом
Слайд 49Структура
3. Навыки
завершения контакта
ЦЕЛЬ
коммуникативных навыков на этапе завершения контакта:
обобщение
и структурирование информации для ее лучшего понимания пациентом
Слайд 50
Видеоинформация для размышления аудитории…
А может быть такого
врача
ожидают увидеть
пациенты?
Слайд 51
Коммуникативные навыки
врача общей практики
Специфика
Слайд 52
Владимир Петрович Сербский
российский психиатр, основатель Института психиатрии в России
«Врач имеет дело
не с болезнями, а с больными,
из которых каждый болеет
по-своему».
Слайд 53
Результаты пилотажного исследования, в %
Участники: 6-й курс УГМУ
ГИА-2014
Слайд 54
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ –
профессиональный инструмент
медицинской помощи
современного врача
В заключении
…когда
и слово «лечит»
Слайд 57В заключении
Есть над чем задуматься…
Слайд 58Благодарю
за внимание!
С Весной и 8-м марта,
будущие врачи!