Слайд 1Белинский о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Слайд 2Говоря о романе в целом Белинский отмечает его историзм в
воспроизведённой картине русского общества. "Евгений Онегин", считает критик, есть поэма
историческая, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица.
Слайд 3Далее Белинский называет народность романа. В нём " Евгений Онегин
" народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском
сочинении... Если её не все признают национальною- то это потому, что у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете- уже не русские и что русский дух даёт себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста. " Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи ."
Слайд 4По мнению Белинского, отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его
самому себе, исполнены задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в
них является любящею и гуманною. " Онегина " можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением " ,- утверждает критик.
Слайд 5" Пушкин взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая
от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со
всем холодом, со всею ее прозою и пошлостью " ,- отмечает Белинский. " Онегин " есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху . "
Слайд 6В лице Онегина, Ленского и Татьяны, по мнению критика, Пушкин
изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его
развития.
Слайд 7"Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце,
видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре.
Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому только людьми, но и самим собою" .
Слайд 8Онегин - добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он
не годится в гении, не лезет в великие люди, но
бездеятельность и пошлость жизни душат его. Онегин - страдающий эгоист... Его можно назвать эгоистом поневоле, считает Белинский, в его эгоизме должно видеть то, что древние называли рок, судьба.
В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, считает критик, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Это было, по мнению критика, совершенно новое явление.
Слайд 9Татьяна, по мнению Белинского, - существо исключительное, натура глубокая, любящая,
страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или
величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины- ровное, светлое пламя; в противном случае- упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри.
Слайд 10По мнению Белинского, для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого
она не могла ни понимать, ни знать, по этому что
она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина.
Слайд 11Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из
деревенской девушки в светскую даму, которое так удивило и поразило
Онегина " . " Татьяна не любит света и за счастье почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете - его мнение всегда будет её идолом и страх его суда всегда будет ее добродетелью... Но я другому отдана, - именно отдана, а не отдалась! Вечная верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовью, в высшей степени безнравственны...