Слайд 1Лекция 9.
Нормативно-правовая база и международное сотрудничество в области ПР
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
И
ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Слайд 2ПР Лекция 9
– Стокгольмская конференция по окружающей среде –
начало нового этапа взаимоотношений в области природоохранной политики.
– 5 июня
1972 г. – день открытия конференции – Всемирный день (защиты; охраны) окружающей среды (World Environment Day).
– Образован постоянный орган ООН по вопросам охраны окружающей среды ЮНЕП – Программа ООН по окружающей среде (UNEP – UN Environmental Program).
– Деятельность ЮНЕП охватывает 3 основных направления:
1. Оценка окружающей среды – создание глобальной
системы мониторинга (наблюдения) за процессами в ОС.
2. Управление окружающей средой (экологический менеджмент).
3. Вспомогательные мероприятия (подготовка кадров, образование и просвещение в области ЗОС, информация и т.д.)
Международное сотрудничество в области защиты окружающей среды и рационального использования ПР
Слайд 4ПР Лекция 9
– это система наблюдений и контроля над
состоянием среды с целью разработки мероприятий по рационализации использования природных
ресурсов, охране окружающей природной среды, предупреждению критических ситуаций, своевременной оценке состояния и прогнозу изменений, в том числе последствий антропогенных воздействий.
МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Общая схема мониторинга:
– окружающая среда (либо её конкретный объект, ресурс) →
– измерение параметров подсистемами мониторинга →
– сбор и передача информации →
– обработка и представление данных (формирование обобщенных оценок) →
– прогнозирование.
Система мониторинга предназначена для обслуживания систем управления качеством окружающей среды, разработки прогнозов социально-экономического развития, разработки программ в области экологического развития и охраны окружающей среды.
Слайд 5ПР Лекция 9
– глобальный (биосферный) (контроль и прогноз состояния
всей биосферы),
– геофизический (данные по загрязнению, мутности атмосферы, исследование
метеорологических и гидрологических характеристик среды, изучение элементов неживой составляющей биосферы, в т.ч. объектов, созданных человеком),
– климатический (служба контроля и прогноза колебаний климатической системы, охватывает часть биосферы, влияющие на формирование климата: атмосферу, океан, ледяной покров. Тесно смыкается с гидрометеорологическими наблюдениями),
– биологический (наблюдения за реакцией живых организмов на загрязнение окружающей среды),
– мониторинг здоровья (система мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения)
ТИПЫ МОНИТОРИНГА ОС
Слайд 6ПР Лекция 9
осуществляется специально уполномоченными государственными органами в соответствии
с законодательными актами.
Включает в себя мониторинг:
- земель;
водных
объектов и их использования;
атмосферного воздуха;
- недр;
- особо охраняемых территорий;
- горных экосистем и опустынивания;
- лесов;
- животного мира;
- растительного мира.
МОНИТОРИНГ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Данные отдельных видов мониторинга обобщаются в соответствующем Государственном кадастре.
Слайд 7ПР Лекция 9
КАДАСТРЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
– своды экономических, экологических,
организационных
и технических показателей,
характеризующих количество и качество данного природного ресурса,
а также состав и категории его пользователей.
Кадастры составляются по отдельным видам ресурсов (земельный, лесной, водный, недр, атмосферного воздуха, животного и растительного миров, градостроительный, торфяного фонда, отходов).
Данные кадастра лежат в основе рационального использования данного ресурса.
Единого кадастра ПР не существует.
Слайд 8ПР Лекция 9
В соответствии с решениями Стокгольмской конференции была
создана комиссия по окружающей среде и развитию (комиссия Брудтланд –
по имени её 1-го председателя, экс'премьер-министра Норвегии Гру Харлем Брудтланд.
В докладе комиссии за 1987 г. впервые сформулирован принцип устойчивого развития, ставший основой современной экологической политики государств:
«Человечество способно сделать развитие
устойчивым, т.е. таким, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего поколения, не подвергая риску способность будущего поколения удовлетворять свои потребности».
ПРИНЦИП УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Слайд 9ПР Лекция 9
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялся крупнейшая
в истории встреча на высшем уровне (summit) по проблемам планеты
Земля (делегации 179 стран). Приняты 5 важнейших международных соглашений:
1. Декларация об охране окружающей среды и развитии.
2. Заявление о принципах защиты и устойчивого развития всех видов лесов.
3. Рамочная конвенция ООН об изменении климата РКИК (UNFCCC).
4. Конвенция о биологическом разнообразии.
5. Повестка дня на XXI век (Agenda XXI).
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Слайд 10ПР Лекция 9
Повестка дня на XXI век (Agenda XXI)
На
пороге 3-го тысячелетия человечество столкнулось с экологическими проблемами, которые имеют
глобальный характер, обусловливают деградацию природных систем и ставят под сомнение дальнейший прогресс человечества.
Поступательное развитие возможно только при комплексном решении 3-х взаимосвязанных проблем
экологии,
экономики,
социальной жизни.
Слайд 11ПР Лекция 9
1 раздел: социальные и экономические аспекты устойчивого
развития.
на долю развитых стран приходится около 85% совокупного богатства
планеты, на долю развивающихся (большинство мирового населения) – только 15%
20% самого богатого населения сосредоточило в своих руках около 80% всех ресурсов планеты
на планете миллиардеров –157 человек, миллионеров – 2 млн., бедных жителей (до $1/день) – 1,1 млрд.
Международная стратегия:
снятие односторонних торговых барьеров
привлечение капиталовложений в развивающиеся страны
оказание им прямой финансовой помощи
оказание помощи в управлении природными ресурсами развивающихся стран.
Повестка дня-XXI включает 4 раздела
Слайд 12ПР Лекция 9
3 раздел: задачи мирового сообщества по осуществлению
устойчивого развития.
каждая страна должна разработать и внедрить национальную стратегию
устойчивого развития.
консолидация усилий всех слоев населения.
2 раздел: сохранение природных ресурсов.
Осуществление мер по:
борьбе с уничтожением лесов,
деградацией земель,
изменением климата на планете;
сохранению биологического разнообразия видов,
проблемам переработки и утилизации радиоактивных и
токсичных отходов и т.д.
Слайд 13ПР Лекция 9
4 раздел: средства осуществления программы, ключевым из
которых является финансирование.
Для реализации устойчивого развития в развивающихся странах
необходимо $560 млрд.,
из которых 70% должны быть обеспечены самими государствами,
а 30% предоставлены развитыми странами в виде долгосрочных займов и прямой финансовой помощи.
Для этих целей ООН одобрил показатель 0,7% от ВВП развитых стран, который они должны ежегодно выделять для помощи развивающимся государствам.
В 1990 г. средняя цифра составила 0,32% – от 0,15%, выделенных США, до 1,4% - Норвегией.
Слайд 14ПР Лекция 9
Киотский протокол (КП)
— международное соглашение, принятое в
Киото (Япония) в 1997 г. в дополнение к Рамочной конвенции
ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны (Приложение II) и страны с переходной экономикой (Приложение I) сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.
КП стал первым международным соглашением в сфере охраны окружающей среды, в основу которого лег рыночный принцип торговли квотами на выброс парниковых газов, выделяемыми странам-участницам.
Страны с развивающейся промышленностью, в том числе Китай и Индия, на долю которых приходится наибольшее число выбросов, никаких обязательств на себя не брали. США Киотский протокол подписали, но не ратифицировали.
1-й период осуществления протокола начался 1 января 2008 г. и продлился пять лет до 31 декабря 2012 г., после чего на смену ему должно было придти новое соглашение.
Слайд 15США, не ратифицировавшие протокол
ПР Лекция 9
Киотский протокол
Участники Киотского
протокола по состоянию на декабрь 2011 года
Страны Приложений I (индустриальные)
и
II (развитые) с особой ответственностью
Страны, подписавшие и ратифицировавшие соглашение
Страны, ещё не
принявшие решения
Слайд 16ПР Лекция 9
Саммит ООН по проблемам климата 2009
Полноценный документ
не принят. Условились скорее о «дорожной карте»: ограничить потепление максимум
двумя градусами, иначе наступят необратимые последствия.
Для этого необходимо сократить выбросы СО2 к середине века для развитых стран – на 80 %, а глобально – на 50 %.
Слайд 17ПР Лекция 9
Саммит ООН по проблемам климата 2010
30 ноября
2010 г, через год после неудачи в Копенгагене представители 193
стран – министры окружающей среды и около 20 глав государств и правительств собрались в мексиканском Канкуне на новый саммит по проблемам климата.
Приветствуя участников форума, президент Мексики Фелипе Кальдерон, заявил, что было бы «настоящей трагедией не достичь компромисса и позволить национальным интересам взять верх над интересами всей планеты».
В ходе встречи участники Рамочной конвенции ООН по изменению климата (UNFCCC) продолжат переговоры по поводу нового соглашения, которое должно заменить Киотский протокол
Слайд 18ПР Лекция 9
В Канкуне достигнут трудный консенсус, который
воспринимается как триумф после прошлогодней копенгагенской «бойни» .
«Это новая
эра международного сотрудничества в области климата», — подчеркнула Патриция Эспиноса, мексиканский дипломат и председатель собрания.
В действительности никакого ощутимого прогресса в части дальнейшего сокращения выбросов СО2 в атмосферу на переговорах не достигнуто. Никто так и не согласился увеличить свои обязательства. Кроме того, текст договора, которому надлежит прийти на смену Киотскому протоколу, по-прежнему находится на стадии разработки.
Идея продлить действие КП по окончании 2012 года не нашла понимания у России и Японии. По их мнению, продлевать договор в условиях отказа от него Китая и США — главных производителей СО2 бессмысленно.
Слайд 19ПР Лекция 9
И всё-таки определённый прогресс — в
первую очередь дипломатический — отрицать нельзя. В Канкуне были закреплены
обязательства по сокращению выбросов, которые взяли на себя 55 государств и Евросоюз после провального копенгагенского саммита. Важно отметить, что среди них — развивающиеся страны, которые в рамках Киотского протокола не имели никаких обязательств.
В Канкуне также был учреждён «Фонд зеленого климата», задача которого — помочь развивающимся странам сократить выбросы и адаптироваться к изменению климата. К 2012 году развитые страны должны были предоставить на эти цели $30 млрд и вплоть до 2020-го ежегодно выделять ещё по $100 млрд.
Наконец, саммит одобрил соглашения по выплате компенсаций развивающимся странам за то, что они сократят вырубку лесов.
Слайд 20ПР Лекция 9
В то же время канкунская резолюция
признаёт, что этих обещаний недостаточно для ограничения глобального потепления двумя
градусами в соответствии с первоначальными намерениями переговорщиков. Исследователи из организации Climate Action Tracker считают, что при заявленном сокращении выбросов атмосфера Земли у поверхности нагреется на 3,2 ˚C.
Соглашение призывает политиков сделать больше. В противном случае можно будет считать, что ничего не сделано вообще. И «триумф» обернётся катастрофой.
Германский министр экологии Норберт Рёттген призвал Европу к 2020 году сократить на 30 процентов выбросы в атмосферу парниковых газов по сравнению с уровнем 1990 года и озвучил амбициозные планы Германии сократить выбросы СО2 к 2020 году на 40 процентов, а к 2050 – на 80-95 % по сравнению с 1990 г.
Слайд 21ПР Лекция 9
Украина, Россия, Новая Зеландия и Австралия
получили антинаграду "Динозавр дня" за блокирование переговорного процесса и попытку
добиться возможности использовать квоты на выбросы парниковых газов после окончания действия Киотского протокола.
Огромный избыток квот, который имеют Украина и Россия, возник не благодаря эффективным действиям по снижению выбросов парниковых газов, а из-за провала планов развития промышленности в 90-х гг.
Если избыток квот будет перенесен в будущее, индустриально развитым странам можно не прилагать усилий, чтобы уменьшать выбросы.
Слайд 23ПР Лекция 9
17-й саммит ООН по проблемам изменения климата
2011
Официальная очередная сессия конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении
климата (РКИК) прошла в южноафриканском Дурбане. В конференции принимали участие делегаты из почти 200 стран.
По итогам сессии, ставшей самой длинной в истории переговоров, страны договорились о создании новой рабочей группы, которая к 2015 году разработает новый инструмент регулирования, призванный сменить Киотский протокол, срок его действия которого истекает в 2012 г., а также о втором периоде обязательств по протоколу.
Ранее Канада, Япония и Россия заявляли, что не собираются подписывать новую версию протокола. Однако Канада стала первой и пока единственной страной, официально объявившей о своем выходе из соглашения.
Слайд 24ПР Лекция 9
Министр окружающей среды Канады Питер Кент
объявил о выходе его страны из Киотского протокола - соглашения,
обязывающего участников бороться с выбросами парниковых газов. "Действие Киотского протокола не распространяется на двух мировых лидеров по выбросам парниковых газов - США и Китай, - заявил министр окружающей среды Канады, - следовательно, соглашение не работает".
Слайд 25ПР Лекция 9
1. Конвенция ООН об изменении климата.
Принята в
1992 г.; Беларусь ратифицировала в 2005 г.
Основная цель – снижение
выброса в атмосферу парниковых газов, прежде всего диоксида углерода (СО2), до уровня 1990 г. и стабилизации на данном уровне.
В связи с тем что наибольший объем выброса приходится на развитые страны, они должны принять основную роль в осуществлении конвенции на себя.
Страны, подписавшие конвенцию, обязаны предоставлять информацию об объеме выбросов газов на их территории,
содействовать сохранению лесов, болот, акваторий и т.д., информировать общество об изменении климата, снижать количество парниковых газов до уровня 1990 г.
Основные международные конвенции
по окружающей среде
Слайд 26ПР Лекция 9
2. Конвенция о биологическом разнообразии.
РБ подписала
конвенцию в 1997 г.
В конвенции отмечается, что биологическое разнообразие организмов
представляет собой особую ценность по биологическим, социальным, генетическим, научным, эстетическим и другим причинам.
Страны-участницы обязаны
определять компоненты биологического разнообразия, имеющие особое значение, и осуществлять контроль за их исполнением,
разрабатывать национальные стратегии устойчивого развития,
принимать меры для защиты видов, которым грозит вымирание, и создавать системы заповедников и национальных парков,
восстанавливать деградировавшие экосистемы,
осуществлять контроль за организмами, появившимися в результате ГМО (генетической модификации организмов).
Слайд 27ПР Лекция 9
3. Кoнвeнцuя no борьбе с onycтынuванием.
Принята в
1994 г.; РБ подписала конвенцию в 1997 г.
Страны, подписавшие
конвенцию, обязаны
– предоставлять информацию об изменении площадей пахотных земель,
принимать меры по борьбе с опустыниванием, эрозией и другими видами деградации почв,
осуществлять рекультивацию деградировавших земель и т.д.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивого развития - это единственная возможность для решения глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество.
Республика Беларусь принимает активное участие в международном экологическом взаимодействии и поддерживает важнейшие международные конвенции в области охраны окружающей среды и рационального использования ПР.
Слайд 28ПР Лекция 9
НОРМАТНВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РБ
1. Конституция Республики Беларусь 1994
г. (с изм. и доп. от 24
ноября 1996 г.). Минск,
1997.
2. Водный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. // Ведамасцi Нац. сходу Рэспублiкi Беларусь. 1998. № 33. С.473.
3. Кодекс Республики Беларусь о земле: Закон Республики Беларусь от 4 января 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 2-3.2/1.
4. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Закон Республики Беларусь от 15 декабря 1997 г. // Ведамасцi Нац. сходу Рэспублiкi Беларусь. 1998. № 8-9. С. 103.
5. Лесной кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 70.2/195.
6. О государственной экологической экспертизе: Закон Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. // Сборник нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды. Вып. 40. Минск, 2002.
Слайд 29ПР Лекция 9
7. О налоге за пользование природными ресурсами
(Экологический налог): Закон РБ от 23 декабря 1991 г. (в
редакции Закона от 24 июля 2002 г.) // Сборник нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды. Вып. 40. Минск, 2002.
8. О питьевом водоснабжении: Закон Республики Беларусь от 24
июня 1999 г. // Сборник нормативных документов по вопросам охраны окружаюшей среды. Вып. 40. Минск, 2002.
9. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики
Беларусь от 23 мая 2000 г. // Сборник нормативных документов по
вопросам охраны окружающей среды. Вып. 40. Минск, 2002.
10. Об охране атмосферного воздуха: Закон Республики Беларусь от 15 апреля 1997 г. // Сборник нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды. Вып. 40. Минск, 2002.
11. Об охране озонового слоя: Закон Республики Беларусь от 12
ноября 200 1 г. // Сборник нормативных документов по вопросам охраны
окружающей Cpeды. Вып. 40. Минск, 2002.
12. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26
ноября 1992 г. (в редакции Закона от 17 июля 2002 г.) // Сборник нормативных докуменroв по вопросам охраны окружающей среды. Вып.40. Минск, 2002.
Слайд 301.Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. №
3 "Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства"
2.Закон Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» от 27 декабря 2010 г. № 204-З
3.Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433)
4. Республиканская программа энергосбережения на 2011 – 2015 годы (утверждена постановлением СМ Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. № 1882)
5.Государственная программа модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы на 2011–2015 гг.
6.Целевая программа обеспечения в республике не менее 25% объема производства эл. и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 г.
ПР Лекция 9
Документы по энергосбережению РБ
Слайд 31ПР Лекция 9
Исполнение требований всех нормативно-правовых актов
по энергосбережению находится под строгим контролем со стороны Президента и
Правительства. Благодаря этому начиная с 2000 года каждые пять лет энергоемкость ВВП снижается примерно на 25%, доля местного топлива в общем балансе составила более 20%.
Директивой Президента поставлена задача на снижение уровня энергоемкости ВВП по отношению к 2005 г. на 50%, и увеличению доли местных видов топлива до 25% к 2012 г. и до 30% к 2015 г. Для того, что бы достичь таких показателей потребовалось принять Закон «О возобновляемых источниках энергии» и решение о повышенных тарифах на энергию от возобновляемых источников.
Работа по энергосбережению в республике приобрела системный характер. К настоящему времени реализовано 3 пятилетних программ энергосбережения. За 15 лет ВВП страны вырос в 2,5 раза, а потребление энергоресурсов возросло всего на 10%, что соответствует снижению уровня энергоемкости страны в 2,2 раза.
Слайд 32ПР Лекция 9
Перечень запланированных мер
Установлены показатели по
энергосбережению (постановление СМ РБ от 30.12.2011 №1779)
Разработаны и реализуются
отраслевые и региональные программы энергосбережения
Установлены показатели по снижению потребления светлых нефтепродуктов (постановление СМ РБ от 30.12.2011 №1776)
Установлено задание по снижению потребления электроэнергии и природного газа промышленным организациям – крупным потребителям топливно- энергетические ресурсов (постановление СМ РБ от 30.12.2011 №1777)
Утвержден Комплекс мер по снижению энергоемкости ВВП в 2012-2015 годах
Утверждены прогрессивные удельные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов
Утверждены сетевые графики по строительству в 2012 году энергоисточников работающих на МВТ и реализации крупных энергоэффективных проектов