Слайд 1Берись за то, к чему ты сгоден,
Коль хочешь, чтоб в
делах
Успешный был конец.
И.Крылов
Слайд 2Выбирая профессию, сориентируйся в трех вещах
Определи, каковы твои профессиональные интересы
и склонности (Я-хочу);
Оцени, каковы твои профессионально важные качества: здоровье, профессиональная
квалификация и способности (Я-могу);
узнай, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу (Я_надо).
Слайд 3Как важно в жизни,
помня о желаниях,
возможностей своих
не забывать!
Э. Асадов.
Слайд 4 Любая профессия предъявляет определенные требования к здоровью, физиологическому и психологическому
состоянию, уровню и качеству образовательной подготовки человека.
Поэтому одним из первых
вопросов, на который следует ответить, при выборе профессии является «Могу ли я, способен ли я?».
Слайд 5Способности -
это качества, обеспечивающие успех в деятельности и легкость
овладения ею.
Слайд 6Основные показатели способностей
легкость усвоения новых знаний и умений;
быстрота совершенствования умений;
достижение
высоких результатов в деятельности.
Слайд 7 Способности человека в данный момент (это и есть его Я-могу)
– предпосылка успешного дальнейшего профессионального обучения, а также итог всей
предшествующей учебной и трудовой деятельности, полученного воспитания.
Слайд 8Способности различают
общие, одинаково необходимые для работы в различных сферах труда
(интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.);
специальные, применяемые только в данной профессиональной
сфере (педагогические, технические, художественные и др.).
Слайд 9Физические и психофизиологические
качества человека важны для ряда профессий.
Так, для профессионалов-спортсменов
имеют значение рост, вес, физическая подготовка, гибкость и др.
Быстрота реакции
нужна водителям транспорта, кинодублерам, испытателям.
Координация движений имеет важное значение для многих видов труда (тонкая обработка материалов, прикладные искусства).
Выносливость необходима космонавтам, гонщикам, водолазам, т.е. людям, работающим в сложных условиях (давление, шум, перегрузки и т.п.).
Слайд 10Психические качества личности
Внимание (внимательность) – способность следить за окружающей обстановкой,
ее изменениями, произвольно управляя различными параметрами восприятия, - необходимо в
любой профессии.
Память – способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию, - необходима для любой профессии.
Мышление – деятельность мозга, основанная на способности человека познавать окружающий мир не только образами, которые воспринимаются органами чувств, а и узнавать скрытые от них связи и отношения предметов и явлений, - необходимо для всех профессий,
Воображение – способность человека представлять что-либо в своем сознании мысленно, важно для людей творческих профессий.
Слайд 11Связь свойств внимания с различными профессиями
Объем – количество объектов, которые
могут быть охвачены вниманием одновременно.
Профессии: машинистка, телеграфист, стенографист, диктор, корректор,
бухгалтер, экономист, агроном, оператор и др.
Концентрация – степень сосредоточенности на объекте.
Профессии: микробиолог, часовой, мастер, хирург, скульптор, токарь и др.
Устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте.
Профессии: чертежник, художник, фрезеровщик, швея, конструктор и др.
Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.
Профессии – воспитатель детского сада, следователь, продавец, водитель, учитель и др.
Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; выполнять несколько различных видов действий.
Профессии: летчик, диспетчер сложных систем, оператор, педагог, водитель, наладчик и др.
Слайд 12Упражнение
«Карта развития трудовых психофизиологических качеств»
Учащимся предлагается оценить степень
развития своих психофизических качеств (по пятибалльной системе: отсутствие качества –
1 балл, яркое проявление 5). Общая сумма сравнивается с максимальной (60 баллов) в %.
Выполнение точных движений (пальцами, кистью, руками)
Выполнение координированных движений (двумя руками; руками и ногами; глазами, руками и ногами)
Сохранение быстрого темпа работы в течение длительного времени
Различение цветов
Определение на глаз (размеров предметов, расстояние между ними, небольших отклонений от заданной формы)
Оценка осязанием (гладкости поверхности предметов, толщины предметов, малых расстояний)
Слайд 13Упражнение
«Карта развития трудовых психофизиологических качеств»
Запоминание раз или редко слышанных
или виденных текстов
Сохранение внимания на одном и том же объекте
длительное время
Одновременное наблюдение нескольких объектов
Длительное выполнение однообразной работы
Быстрое переключение с одной деятельности на другую
Принятие правильных решений при внезапном возникновении сложных ситуаций
Общая сумма баллов будет говорить об уровне вашей физиологической подготовленности к включению в трудовую деятельность.
Слайд 14Связь нравственно – волевых качеств личности с различными профессиями
Коммуникативность,
общительность необходимы для всех профессий типа «Человек – человек».
Эмпатия, сострадание.
Профессии:
социальный работник, медсестра.
Воля, работоспособность, трудолюбие.
Профессии: моряк, инженер-конструктор, испытатель машин, альпинист.
Самостоятельность, предприимчивость, находчивость.
Профессии: дилер, бизнесмен, менеджер.
Слайд 15Упражнение
«Я - могу быть»
Привлекая данные самодиагностики (Я -физическое, Я
-воображение, Я- внимание, Я- личность, Я- восприятие, Я- воля, Я
-труд, Я -деловой, Я -общение), определите для каждого из своих Я профессию и специальность.
Из полученных ответов составьте свое обобщенное «Я -могу»
Я
могу быть
(по профессии)
слесарь
моряк
садовод
врач
учитель
………..
==
Слайд 16Упражнение
«Я - могу быть»
Сопоставьте данные «Я – хочу» и
«Я – могу». Идеальный случай – совпадение этих данных. В
других случаях надо искать профессию, в которой осуществлялся бы компромисс между ХОЧУ и МОГУ.
Слайд 17 Общественное производство представлено различными видами труда, профессиями (более 104).
Все
они подразделяются на
массовые, которыми занимается большинство (сельхозрабочий, строитель, шофер и
т.д.)
редкие, которые представлены единицами (ювелир, настройщик музыкальных инструментов).
Это – общественное разделение труда, отражающее социальный заказ на рабочую силу.
Система разделения труда в обществе создает рынок труда. Поэтому профессиональное самоопределение есть одновременно и самоограничение.
Слайд 18Упражнение
«Учет обстоятельств»
Учащимся предлагается составить представление о себе в профессиональной
области с учетом требований рынка труда, условий для обучения, а
также индивидуальных ограничений.
Требования рынка труда
Условия для обучения
Семейно-бытовые условия
Ограничения по здоровью
Ограничения по способностям
Я
надо
=
Слайд 19Ситуация – проба
«Возьмите меня на работу»
Вам необходимо устроится на
работу в условиях конкурса претендентов. Вы пришли на большую фирму
для разговора с руководителем.
Задание. Составьте рекламное резюме о себе, своих возможностях, умениях, знаниях и т.д., постарайтесь, чтобы вас приняли
на любую работу
на интересующую вас работу.
Социально – приемлемые позиции:
Объективность (не лгать)
Умение показать свои достоинства
Скромность и открытость
Вежливость и доброжелательность
Поиск оптимального решения
Учет законов маркетинга
Слайд 20Выбор профессии -
это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение
задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными,
неверными данными. Поэтому не исключена ошибка.
Чтобы вероятность ошибки была минимальной надо
1. решить какой путь избрать после 9-го класса (продолжать общее образование в старшей школе или профессиональных учреждениях).
В современных социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
социальный заказ, положение на рынке труда;
уровень материального обеспечения семьи;
возможность получения помощи в обучении;
местная инфраструктура профессионального образования (наличие учебных заведений).
Слайд 21 2. выбрать ту профессию и специальность, которую вы хотите, определить
ее тип, класс, отдел (Я- хочу). Следует ознакомиться с профессиограммой
выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
3. учесть свои возможности (Я –могу):
интересы и склонности;
успехи в учебе и потенциальные способности;
свои сильные и слабые стороны;
состояние здоровья.
Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я -хочу»: оно должно быть адекватно «Я –могу» и учитывать требования социальной среды «Я –надо».
Слайд 22Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:
знаниях о мире профессий;
знаниях о
выбираемой конкретной профессии;
изучении своих интересов
изучении своих способностей
знании своих сильных
и слабых качеств;
состоянии своего здоровья;
учете материальных условий семьи;
учете ситуации на рынке труда.
Слайд 23Ошибки при выборе профессии:
увлечение внешней или частной стороной профессии;
незнание мира
профессий, выбор «за компанию»;
неумение разбираться в своих способностях;
неумение разбираться в
мотивах выбора и т.д.;
незнание пути получения профессии;
неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;
перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;
отождествление школьного учебного предмета с профессией;
устарелое представление о характере труда в сфере материального производства.
Слайд 24Упражнение
«Оптимальный вариант»
Попробуйте найти такие профессии, которые бы удовлетворяли всем трем
факторам (могу, хочу, надо).
Представьте свое Я –хочу, могу, надо.
Слайд 25Ситуация-проба «Выбор»
Вам предлагают высокооплачиваемую, но грязную работу или малооплачиваемую, но
интересную (может быть, легкую и чистую) работу.
Задание. Сделайте выбор и
обоснуйте.
Социально -приемлемые позиции:
лучший труд – любимый труд
ориентировка на общественно полезную деятельность
потребность в реализации своих интересов
ответственность за людей, о которых надо заботиться,
материальная заинтересованность.
Слайд 26Ситуация-проба
«Можно ли обойтись без профессии?»
Один человек считает: «В жизни
можно обойтись и без всякой профессии, можно даже вообще не
работать (не трудиться)».
Задание. Опровергните это высказывание. Кто такие «вообще не работающие» в нашей жизни?
Социально-приемлемые позиции:
ориентировка на общественно полезную деятельность
потребность в деятельностной реализации интересов
осознание важности не только выбора профессии, но и самоопределения.
Слайд 27Ситуация-проба
«Отношение и поступки»
Две подруги делятся недовольством по поводу работы. Одна
жалуется, критикует всех и вся, ненавидит шефа, но продолжает ходить
на работу и уходить не собирается. Другая настроена уйти, хотя с работой она справляется, но говорит: «Что зря сидеть на одном месте, все равно ничего не светит». Она считает, что ей опять не повезло: «Другие вон вообще ничего не делают, а получают – ого!»
Задание. Рассудите, кто из подруг поступает правильнее.
Социально-приемлемые позиции:
отказ от бесполезного критиканства и зависти
трудолюбие и ответственность
работа над собой
разумная инициатива.
Слайд 28Основа успеха –правильный выбор!