Слайд 1Беспалова Т.В., г. Мыски Кемеровской обл.
Проведение
итогового собеседования
по
русскому языку
в 9 классе
Слайд 2Общие сведения
Задача итогового собеседования (ИС) – оценить уровень
общеобразовательной подготовки
по разделу «Говорение»
у выпускников IX классов общеобразовательных
организаций (ОО) в
целях допуска к государственной
итоговой аттестации выпускников.
Результаты ИС могут быть использованы при приёме
обучающихся в профильные классы средней школы.
Проведение ИС возможно во время осуществления учебного процесса как во всей ОО, так и на отдельных уровнях обучения.
При проведении ИС используется звукозаписывающее оборудование.
Слайд 3С чем идти на собеседование
Участники итогового собеседования
должны иметь при
себе
документ, удостоверяющий личность;
черновик;
ручку.
Слайд 4Режим ожидания
До перехода в аудиторию проведения ИС участники
находятся в
аудитории ожидания и могут использовать материалы для чтения (материалы должны
быть на русском языке и взяты из школьной библиотеки):
научно-популярные журналы,
любые книги,
газеты и т.п.
Приносить участникам собственные материалы
категорически запрещается.
Участники ИС приглашаются в аудиторию проведения
в произвольном порядке, сопровождает их организатор
вне аудитории.
Слайд 5Специалисты, принимающие ИС
Устные ответы участников ИС принимают
экзаменатор-собеседник (учитель с
высшим образованием
и коммуникативными навыками, независимо от его предметной
специализации,
не преподающий в этом классе);
эксперт (только учитель русского языка и литературы);
технический специалист.
Слайд 6Перед началом ИС
Экзаменатор-собеседник в аудитории проведения
проверяет данные документа,
удостоверяющего личность;
вносит данные участника (ФИО, класс, данные документа,
удостоверяющего личность) в ведомость учета проведения
ИС в аудитории;
выдает участнику КИМ;
фиксирует время начала ответа и время окончания ответа
каждого участника;
проводит собеседование.
На выполнение работы каждому участнику отводится
в среднем 15 минут.
Слайд 7Действия собеседника-экзаменатора
и учащихся
Приветствие обучающиеся. Знакомство.
Короткий рассказ о содержании экзамена
– 1 мин.
Прежде чем приступить к ответу, участник ИС проговаривает
в средство аудиозаписи свою фамилию, имя, отчество,
номер варианта.
Перед ответом на каждое задание участник ИС произносит
номер задания.
Участник может досрочно завершить подготовку к ответу
или сам ответ.
Слайд 8Задание 1. Чтение текста
Собеседник-экзаменатор предлагает обучающемуся
познакомиться с текстом для
чтения вслух.
При подготовке к чтению ученик может выписать
слово
с поставленным ударением,
собственные имена (ФИО людей, географические названия,
клички животных и т.п.),
даты, числительные,
цитату для включения в пересказ.
По окончании подготовки текст возвращается
собеседнику-экзаменатору.
Время на подготовку – 2 мин.
Слушание текста – 2 мин.
Слайд 9Оценивание задания
Максимальное количество баллов за чтение вслух – 2 балла.
За
что снимают баллы:
интонация не соответствует пунктуационному
оформлению
текста;
темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
Слайд 10Задание 2. Пересказ текста
Подготовка к пересказу текста – 1
мин.
Во время выполнения задания 2 можно
составить план текста,
пользоваться записями, сделанными во время подготовки
к чтению текста,
зачитать цитату для включения в пересказ.
Записи не учитываются при оценивании работы.
Пересказ текста – 3 мин.
Слайд 11Оценивание задания
Максимальное количество баллов за пересказ – 4 балла
За что
снимают баллы:
упущена или добавлена одна микротема или более;
допущены
фактические ошибки (одна и более);
приведённое высказывание включено в текст во время
пересказа неуместно и/или нелогично,
или
приведённое высказывание не включено в текст
во время пересказа;
допущены ошибки при цитировании (одна и более).
Слайд 12Оценивание задания
Правильности речи за выполнение заданий 1 и 2
оценивается отдельно.
Максимальное количество баллов за работу с текстом – 10
б.
За что снимают баллы:
допущены грамматические ошибки (одна и более);
допущены орфоэпические ошибки (две и более);
допущены речевые ошибки (четыре и более);
допущены искажения слов (одно и более).
Слайд 13Задание 3. Монологическое высказывание
Собеседник-экзаменатор предлагает участнику выбрать вариант беседы (описание,
повествование, рассуждение)
и выдаёт соответствующую карточку с планом
монологического ответа.
Подготовка
к ответу 1 мин.
В монологе ученик должен ответить на все вопросы из плана.
Монологическое высказывание должно содержать
не менее 10 фраз по теме высказывания.
Ответ по плану выбранного варианта – 3 мин.
Слайд 14Оценивание задания
Максимальное количество баллов
за монологическое высказывание – 3
балла
За что снимают баллы:
испытуемый допустил фактические ошибки,
и/или
привёл менее 10 фраз по теме высказывания;
условия речевой ситуации не учтены.
Слайд 15Задание 4. Диалог
Задание проводится без предварительной подготовки.
Во время диалога собеседник-экзаменатор
задаёт вопросы
по выбранной участником теме беседы (задание 3).
Он
может менять последовательность вопросов , задавать
другие вопросы, задавать наводящие вопросы,
т.е. разными способами стимулировать
диалогическую речь ученика.
Необходимо дать развернутые ответы на все вопросы.
Время для диалога – 3 мин.
Слайд 16Оценивание задания
Максимальное количество баллов за диалог – 2 балла.
За что
снимают баллы:
высказывание нелогично, изложение непоследовательно;
присутствуют логические ошибки (одна
или более);
ответы на вопросы не даны
или
даны односложные ответы;
условия речевой ситуации не учтены.
Слайд 17Оценивание задания
Правильности речи за выполнение заданий 3 и 4
оценивается отдельно.
Максимальное
количество баллов за монолог и диалог – 9 баллов.
За что
снимают баллы:
допущены грамматические ошибки (одна и более);
допущены орфоэпические ошибки (три и более);
допущены речевые ошибки (четыре и более);
речь отличается бедностью и/или неточностью словаря,
и/или
используются однотипные синтаксические конструкции.
Слайд 18Завершение
итогового собеседования
После того как участник итогового собеседования
в аудитории
проведения закончил выполнение работы,
организатор вне аудитории провожает его на
урок
или на выход из ОО.
Затем приглашается новый участник итогового собеседования.
Слайд 19Оценивание ответа
Эксперт оценивает качество речи обучающегося по критериям оценивания выполнения
заданий непосредственно по ходу общения участника ИС с собеседником-экзаменатором.
Допускается оценивание
ответов после завершения
собеседования, по аудиозаписи устных ответов. В этом случае присутствие эксперта в аудитории не требуется.
Эксперты заносят в протокол эксперта для оценивания
ответов участников ИС следующие сведения на каждого участника:
баллы по каждому критерию оценивания;
общее количество баллов;
метку зачет/незачет (участник ИС получает зачёт в случае,
если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов).
Слайд 20Использованные материалы
Демонстрационный вариант КИМ для проведения итогового собеседования
по русскому
языку.
Спецификация КИМ для проведения итогового собеседования
по русскому языку.
Инструкция
ответственного организатора в образовательной организации
при проведении апробации моделей проведения устной части ГИА-9
по русскому языку (модель итогового собеседования).
Регламент организации и проведения итогового устного собеседования
по русскому языку в 9 классе. Москва, 2017.
Цыбулько И.П. Записи с вебинаров.