Слайд 1Библиотека,
в которой интересно!
О проектах, журнале, книгах
Слайд 3Журнал – это «трехмерный объект в пространстве и времени», информация
в нем связывает различные идеи между собой.
Любая тема, воплощенная в
форме статьи в журнале, развивается и в пространстве и во времени, рождает новые идеи, планы, обсуждения, размышления, эмоции.
Расширяется контент, в котором развивается и сама библиотечная профессия, что требует от специалистов нового знания.
Слайд 4Проект журнала 2015 года –
Всероссийский конкурс
«100 идей
для
школьной библиотеки»
На конкурс представляются творческие работы, включающие от 1 до
10 «идей», основанных на личном практическом опыте (или планируемые к внедрению), которые легко применимы и повышают эффективность работы школьных библиотек.
Каждая «идея» должна быть описана не более чем в 300 слов.
БОЛЕЕ 100 РАБОТ
Слайд 5Международный день дарения книг
Слайд 6Счастливого чтения маленьким и взрослым всего мира!
14 февраля
Это мероприятие
дает много простых для реализации идей, которое позволяет именно вокруг
книги организовать интересное действие, имеет большое социальное значение.
Эта акция дает новые возможности партнерства библиотеки с родителями, учителями, местным сообществом, писателями, издательствами, книжными магазинами и многими другими.
Слайд 12Организация читательской деятельности
Слайд 13ИГРА ПО КНИГЕ
Чтение как труд
Чтение как творчество
Чтение как отдых
Чтение как
увлечение
Чтение как роман с книгой
Чтение как игра со словом
Чтение как
поиск
Чтение как путешествие
Чтение как общение с автором
Чтение как диалог
Чтение как сотворчество
Чтение как игра со временем
Чтение как окно в мир
Чтение как откровение
Чтение как развлечение
Слайд 15Организация читательской деятельности и образовательных событий
Ответом на вызов времени является
опыт организации читательской деятельности в новых формах: мастер-классах, читательских семинарах,
интерактивных спектаклях, познавательных играх, литературных салонах и публичных уроках чтения.
Слайд 16Мастерские жизнетворчества
Глава 2. Мастерские жизнетворчества
«Жизнь как ЧУДО…»
«Моя жизненная позиция»
«Память
сердца»
«Что я люблю и не люблю»
«Жизнь – бесконечное познание... Возьми
свой посох и иди!»
Почему дети нам не доверяют?
«Новые времена – другие дети»
В жизни всегда есть место творчеству
Слайд 17Мастерские жизнетворчества
Глава 4. Опыт организации читательской деятельности
«Список» – технология организация
читательской деятельности путем обобщения и систематизации знаний
«Семь шагов творчества» –
игра знакомства с новой книгой в пространстве школьной библиотеки
«Читать или не читать?» – интерактивный спектакль с читателями разного возраста
«Как подружиться с журналом?» – читательский семинар
«Встреча с книгой нового века» как образовательное событие
«Литературный салон в школе» – опыт читательского сотворчества педагогов, библиотекарей и школьников
Публичные уроки чтения: от Года литературы – к читающей стране
«Книги о книгах» – читательский семинар в библиотеке
Слайд 18Результат
широкий взгляд на мир как источник духовных сил, ценностей и
смыслов;
многообразные связи с миром и людьми (общение, путешествия, увлечения-занятия, опыт
творческой деятельности);
чтение через всю жизнь, многообразные познавательные интересы;
построение стратегии своего жизненного пути, самоопределение личности;
приобретение мудрости и душевной щедрости, понимание «цепной реакции добра»;
отношение к людям, искреннее и бескорыстное;
потребность в саморазвитии и жизнетворчестве.
Слайд 19Е.С. Романичева, Г.В. Пранцова
Работа с новыми детскими книгами для библиотекарей
и педагогов
Стратегии чтения
Работа с текстом
Слайд 20Предлагаются разнообразные способы расширения поля читательских ориентаций подростков, развития их
личностной читательской активности. Описываются эффективные технологии и стратегии приобщения юных
читателей к книгам, различным по своей направленности, содержанию, способам представления и освоения, а также разнообразные речевые ситуации, творческие задания и упражнения, призванные помочь юным читателям овладеть различными типами словесного творчества.
Слайд 21СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Чтение обязательное и чтение для удовольствия: как сочетать в
рамках школьного обучения
1.2. Школьная литература и «уроки чтения»
2.1. О «радости
чтения» и ориентирах чтения
2.2. Свободное чтение школьников: приобщаем или руководим
2.4. «Встречное движение» как технология приобщения школьников к чтению
2.5. Графические произведения как ресурс приобщения к чтению
2.7. Стратегии текстовой деятельности при работе с художественным произведением
2.8. «От текста к тексту» как стратегия обучения речевой деятельности
Слайд 26Совет второй: Интересуйтесь электронными книгами!
Совет третий: Узнавайте больше об онлайн-сервисах
для чтения электронных книг!
Совет пятый: Становитесь куратором контента!
Совет шестой: Боритесь
с плагиатом в учебных работах учащихся!
Совет одиннадцатый: Рассказывайте в портфолио о себе интересно!
Совет пятнадцатый: Используйте Google в библиотечной работе!
Совет шестнадцатый: Планируйте работу с ментальными картами!
Совет семнадцатый: Делайте скучные отчеты творческими!
Совет восемнадцатый: Рекламируйте книги для школьников красиво!
Совет девятнадцатый: Учите подростков умению увлекательного рассказа!
Совет двадцатый: Изобретайте новые формы существования книг – в лентах времени, инфографике, плакатах и саундреках!
Совет двадцать первый: Создавайте видео по прочитанным книгам в новом формате!
Совет двадцать второй: Играйте в библиотеке!
Слайд 28Всероссийский фестиваль программ внеурочной деятельности
ЦЕЛИ ФЕСТИВАЛЯ:
активизация внеурочной деятельности библиотек учреждений
образования, направленной на привлечение интереса к книге, библиотеке, литературе; развитие
навыков чтения и грамотности; развитие умений работы с информацией, формирование культуры чтения; формирование привычки читать книги в свободное время по собственному выбору.
содействие повышению степени участия и роли учебных библиотек в образовательном процессе;
содействие внедрению инновационных форм библиотечного обслуживания;
содействие реализации творческого потенциала работников учебных библиотек;
выявление и распространение положительного опыта работы по продвижению чтения и развитию грамотности.
Слайд 29Статистика
93 работы
84 участника
35 регионов
ЛИДЕРЫ
Тамбовская область – 10
Московская область –
10
Новосибирская область – 5
Пермский край – 7
Республика Бурятия – 5
Республика
Тыва – 4
Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Санкт-Петербург, Хабаровский край, Ярославская область – по 3.
По номинациям работы распределились следующим образом:
Номинация
«Проект» – 45
Номинация
«Программа» – 35
Номинация
«Технологии» – 13
Слайд 31
ИДЕЯ КНИГИ
Контекст (обзор документов)
Социальное партнерство
Методические рекомендации по проектной деятельности и
разработке программ
Работы участников
ПРИЛОЖЕНИЯ!!!
Слайд 32КНИГА – КОНСТРУКТОР
КНИГА - ПАЗЛ
Библиотека, в которой интересно: сборник проектов
и программ внеурочной деятельности и дополнительного образования для реализации в
детских и школьных библиотеках
Коллекция проектов и программ для реализации в библиотеках.
Слайд 34А как должно быть?
или Ещё раз о проектах
(Т.В. Пантюхова)
Модели,
матрицы, технологии проектной деятельности
Реальная ситуация
Идеальная ситуация
Проблемные вопросы
Примерная тема проекта
Партнеры
Слайд 36
ИДЕЯ КНИГИ
Контекст (обзор документов)
Социальное партнерство
Методические рекомендации по проектной деятельности и
разработке программ
Работы участников
ПРИЛОЖЕНИЯ!!!
Слайд 39А как должно быть?
или Ещё раз о проектах
(Т.В. Пантюхова)
Модели,
матрицы, технологии проектной деятельности
Реальная ситуация
Идеальная ситуация
Проблемные вопросы
Примерная тема проекта
Партнеры
Слайд 43Как использовать результаты
предметный и информационный ряд на книжной выставке,
живой рекомендательный
указатель (трансляция буктрейлеров через школьные СМИ),
наглядные пособия, дидактический материал (карточки
с заданиями),
украшение учебного кабинета, библиотеки и других помещений,
сигнальная система школьных правил, представленная на стенах и дверях,
раздаточный материал (памятки, флаеры),
спектакли, квесты.
Т.В. Пантюхова
Слайд 44
Библиотека, в которой интересно.
Читатель в городе. Город как учебник –
город как мастерская – город как место для творчества /
Под ред. Е.С. Романичевой, Е.А. Асоновой
«Новые» детские книги в пространстве библиотеки и школы: новые формы организации читательской деятельности/ Е.С. Квашнина
Слайд 46ГОРОД– учебник, мастерская,
место для творчества
Под ред. Е.А. Асоновой, Е.С. Романичевой
ЧИТАТЬ
– ВСЕГДА!
ЧИТАТЬ – ВЕЗДЕ!
ЧИТАТЬ – ВСЁ и ВСЕМ!
Город как образовательная
среда – куда я могу пойти и как могу здесь учиться сам.
Слайд 47ЧИТАТЕЛЬ В ГОРОДЕ
Авторы
Т.В. Рудишина,
Е.А. Асонова,
Е.С. Романичева,
А.М. Лобок,
О.Б. Бухина,
А.В. Годинер
А.Н.
Якшина и др.
Слайд 48О ЧЕМ КНИГА
ЭТО собрание исследований и размышлений о сложном и
очень разнообразном феномене городского чтения, включающее в себя работы филологов,
психологов, литературных обозревателей, библиотекарей, педагогов, тьюторов и сотрудников музеев, экскурсоводов, краеведов и урбанистов.
ПРЕДСТАВЛЕНЫ наиболее востребованные образовательные и просветительские проекты, объединенные идеей использования социокультурного пространства города.
Слайд 49СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Город на страницах детской литературы
Открывает сборник книжная тема.
Образ города в детской литературе.
Раздел II. Городское пространство и
«его» текст
Описания проектов (образовательных и краеведческих), когда город становится книгой, которую пишут его обитатели.
Раздел III. Когда профессионалы «читают» город
Опыт педагогов, которые решили выйти из школьных кабинетов и перенести образовательный процесс в музейные залы, библиотеки и парки, на улицы города.
Раздел IV. Горожане читают
Слайд 50СОДЕРЖАНИЕ
Раздел V. Как чтение создает сообщества
Раздел VI. «Строим» вокруг книги
Жизнь
читателей образуют книги, а жизнь книги состоит из читательских проектов.
Описание опыта работы с одной книгой, которая становится началом для читательского роста ребенка.
Раздел VII. Тексты городских пространств
Информационное городское пространство требует от читателя самых разных читательских навыков: чтение специальных текстов пока еще не вошло в школьные пособия и задачи, но уже рассматривается педагогами как учебный материал.
Слайд 52«Новые» детские книги
Поворачивая и приоткрывая привычные нам вещи /
события / предметы и т.п. мы можем увидеть что-то интересное,
ранее, в привычном ракурсе, не замечаемое
Слайд 53
Сегодня детская литература –
это и поле борьбы, и поле
заботы
Слайд 54Чтение как ответ на вызовы будущего. Предисловие М.В. Ивашиной
Предисловие автора
Как
работать с «новыми» детскими книгами?
От книги-панорамы – к книге-туннелю
Книги
с дополненной реальностью
Гибридные книги с 3D-иллюстрациями
От виммельбуха, комикса и графического романа – к созданию собственного текста
От стихотворения – к арт-объекту
От дневника – к читательскому блогу
От путеводителя – к травелогу
Литература non-fiction – новое или хорошо забытое старое?
Как работать с литературой non-fiction? Какие приемы выбрать? На каких книгах остановиться?
Детское чтение не запрещено для чтения взрослым
СОДЕРЖАНИЕ
Слайд 55НОН-ФИКШН
По данным РКП с каждым годом растет доля литературы нон-фикшн,
а не художественной. А дети свои познавательные задачи часто решают
через книгу.
И эта литература сейчас и вообще всегда очень востребована, т.к. позвонлит стимулировать недостаточный интерес к познанию.
Познавательная литература:
1. Нестандартные игровые формы подачи информации.
2. Уникальность контента и качественные иллюстрации.
3. Научная редактура, сотрудничество при подготовке книги с музеями, институтами.
Слайд 56Работа с текстом
Работа с информацией должна проходить в три этапа:
до чтения текста,
во время чтения,
после окончания чтения.
Слайд 57Для читателей
Работа с текстом, и не только
1) чтение инфографики, ее
анализ
2) медленное чтение с остановками книжек-картинок и произведений малых
жанров
3) чтение комиксов, графических романов; обсуждение прочитанного
4) чтение и обсуждение текстов, имеющих нетрадиционное написание (Например, поэтических текстов В. Левина и др.).
Е.С. Квашнина
Слайд 58Для читателей
Работа с текстом, и не только
1) создание иллюстрации с
целью интерпретации прочитанного
2) создание диафильма
3) создание комикса, графической
истории
4) создание инфографики по прочитанному
5) создание ментальной карты
6) использование художественных иллюстраций при работе с детьми (сравнение иллюстраций разных художников с произведением одного автора)
7) представление художественных текстов при помощи визуальных образов
8) корректорская правка "дефектных" текстов и т. д.
Слайд 59ТЕКСТЫ
В качестве учебных материалов могут быть использованы формы и жанры
всех функциональных стилей – от публицистического (реклама, объявление, афиша, статистические
данные, оформленные при помощи инфографики, программы различных мероприятий) до художественного (комиксы, графические романы, гибридные книги).
Слайд 61Читаем книги современных авторов в школе и дома
ЕКАТЕРИНБУРГ
Слайд 62Мобильный плакат «Путешествуем не выходя из дома с «Настя и
Никита» для знакомства учащихся начальной школы с произведениями современных авторов
издательства «Настя и Никита», публикующего свои книги на сайте. Отсканировав QR-код, ученики могут скачать понравившуюся книгу в свое мобильное устройство для чтения.
Слайд 63Мобильный плакат
«Путешествуем не выходя из дома с «Настя и
Никита»
Слайд 66НОМИНАЦИИ
«СУПЕР-ПРОЕКТ»
«УСПЕХ»
«АРТ-ПРОЕКТ»
«ТЕХНОЛОГИИ ПОМОГАЮТ»
«ПАРТНЕРСТВО».
Слайд 67Что впереди
Читатель. Чтение. Книга»: словарь-справочник для самостоятельной работы в «книжном»
пространстве
Словарь рассчитан на тех юных читателей, которые хотят самостоятельно
научиться ориентироваться в книжном пространстве, самостоятельно выбирать книги и формировать свой собственный круг чтения, и на тех, кому трудно напрямую вступить в коммуникацию со «взрослым» читателем (библиотекарем, педагогом) и легче сделать это через «посредника».
М.А.Черняк
Сэлфи на фоне эпохи: современная литература под микроскопом
Читатель в поиске: Коллективная монография
КОНКУРС для библиотекарей «Мой проект о книге, чтении, библиотеке»
Слайд 68Издательство «Библиомир»
Журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра»
Подписка с любого месяца
Электронная
версия – www.rucont.ru
Т. 8-495-592-53-65
bibliomir@bk.ru
www.bibliomir.com