Слайд 1Этнические общности: человек, этнос, нация
Материалы для слушателей Мастер-класса «Этножурналистика»
Ведущий: д.пед.наук,
профессор Дорощук Елена Сергеевна
E-mail: Leona31@yandex.ru
Слайд 2Вопросы для осмысления
Полиэтничность мирового сообщества как фактор развития общественных
отношений.
Основные характеристики этнических общностей. Этнос, нация, национальность –
соотношение понятий.
Основа нации: психологический аспект.
Теории наций.
Слайд 3Полиэтничность
Человечество имеет общее происхождение
Развитие современного человечества – связный процесс
Все совокупное
человечество – носитель современной истории
Деятельность человека приобрела глобальный – всемирный
– характер
С позиций передового научного знания жизнь и деятельность людей рассматривается как часть мирового процесса в целом (цель – осознать свое единство с природой, космосом)
Этносы как субъекты истории – именно в них творится история как таковая
Слайд 4Этнос, нация, национальность
Этнос как исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей,
обладающая единым языком и культурой, общим самосознанием
Нация – высший
этап развития этноса как сплоченная общность людей с единством территории, языка, культуры, черт национальной психики и тесными экономическими связями
Слайд 5Теории нации
1. Психологические: осмысливают культурно-психологические оббщности людей, объединенных единой
судьбой (О. Бауэр).
2. Историко-экономические: исследуют нацию в продолжении родоплеменных связей
с общностью языка и территории.
3. Государственно-политические: абсолютизируют государственно-политические особенности национальной жизни (нация как государственная общность)
Слайд 6Нация и национальность
1. Национально-государственные и культурные атрибуты – объективная символика,
которая подчеркивает целостность (культурную, территориальную, хозяйственную).
Субъективная реакция и социальная идентификация
индивидов, их ценностные ориентации.
КАЖДЫЙ ИНДИВИД НАЦИОНАЛЕН КАК ОБЪЕКТИВНО (ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ), ТАК И СУБЪЕКТИВНО, ПРИЗНАВАЯ СЕБЯ ЧАСТЬЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ОБЩНОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Слайд 8Нация
Понятие нация более политизировано
Представители нации осознанно идентифицируют себя с
конкретной национальностью и самоопределяются в отдельную территориально-государственную и социокультурную систему
Слайд 9Нация и этническая группа
Каждая этническая группа может относиться к определенной
нации, но она не всегда составляет нацию.
Смешанные этносы – метисы
и т.д. – к какой нации относятся те или иные их представители зависит от их осознанных политических и нравственных воззрений.
Слайд 11Основа нации
Признаки нации: историческая память как один из основных
Историческая память
– преданья стариков, заветы отцов, чувство единородства
чувство приобщенности к духовной миссии своего рода, народа, нации, Родины
Слайд 12Историческая память
Осознание человеком своего места в духовной эстафете поколений
«Любовь к
родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» - реальная основа целеполагания.
Материализация
исторической памяти: предания, культурный, религиозный, хозяйственный, государственный уклад.
Слайд 13Существование нации
Национальное сознание
Национальное самосознание
Национальные ценности
Национальные интересы
Национальные вкусы
Национальные самооценки
Национальная культура
Национальный язык
Слайд 14Национальное сознание и самосознание
Национальное сознание – сложная совокупность социальных, политических,
экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных взглядов и убеждений, характеризующих определенный
уровень духовного развития.
Национальное самосознание – центральный компонент национального сознания.
Теоретический и обыденный уровень (идеология и повседневность – общественная психология).
Обыденное национальное сознание – основа межнациональных конфликтов (уровень национальных предрассудков, негативных установок, нетерпимости к другим общностям).
Слайд 15Национальное самосознание
Результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности
и положения последней в системе общественных отношений.
Может выражать интересы как
отдельной группы этноса, так и нации в целом.
Основа проявления – феномен этнической идентификации или этничности – формирования устойчивых представлений человека о себе как о члене конкретной этнической группы.
Слайд 16Проявления национального самосознания
Идеи, взгляды, мнения, чувства, эмоции, настроения.
Выражение содержания, уровня,
особенностей представлений членов нации:
- о своей определенной идентичности и отличиях
от представителей других общностей:
- о национальных ценностях и интересах;
- об истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития;
- о месте своей общности в различных уровнях отношений.
Виды самосознания: локальное, региональное, общенациональное.
Слайд 17Роль самосознания нации
Прогрессивная
Регрессивная (узкие рамки клановых, религиозно-националистических, идейно-политических взглядов).
Проявляется
в отношении к другим нациям.
Слайд 18Национальные интересы
Ценности этнической общности служащие сохранению ее единства и целостности.
Важнейшая
движущая сила поведения и деятельности нации и государства в целом.
Слайд 19Национальная культура
Совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых
ею основных способов взаимодействия с природой и представителями других этнических
общностей.
Разные культуры формируют разные типы поведения, образа жизни и деятельности.
Слайд 20Западная и восточная культуры
Западная культура – индивидуалистичная культура, воспитание индивидуализма
соседствует с самолюбием (иногда чрезмерным).
Восточная культура ориентирована на подчинение личностных
интересов ценностям группы.
Особо: русская культура формирует личность, которая должна подчинять свои действия и поступки обществу в целом.
Слайд 21Национальный язык
Средство общения
Средство накопления и выражения опыта членов нации
Позволяет придать
культуре нации специфическое звучание и самовыражение.
Слайд 22Достояние нации
Главное достояние нации – ее члены, их действия и
поступки реализуются под воздействием национальной самооценки.
Национальная самооценка – оценка личностью
своих возможностей и качеств, своей роли в этнической общности + оценка значимости нации в целом среди других народов.
Слайд 23Национальная самооценка
(по А.Д. Карнышеву)
Заниженная – незнание достоинств народа, невозможность
раскрыть потенциалы личности и народа
Адекватно низкая – убежденность в значимости
и ценности нации, реальная оценка ее недооцененности, разделение всех тягот народа и его реального положения
Адекватно высокая – убежденность в значимости и ценности нации, гордость известными представителями народа, чувство национального достоинства
Завышенная – переоценка веса собственной нации среди других.
(См. об этом: Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: Социальная психология, история, политика. – Улан-Удэ, 1997.
Карнышев А.Д. Социальная психология и образование. –Улан-Удэ, 1993).
Слайд 24Чувство национального достоинства
Внутреннее переживание ценности, значимости и самобытности собственной нации
в сообществе разных народов безотносительно к каким бы то ни
было критериям оценок
Слайд 25Резюме
Большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную
чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт
национальной психики, а также очень тесными экономическими связями - нация
Слайд 26Процесс развития наций
Нация чаще всего – это результат этнического развития
народностей, чье название они обычно и сохраняют.
Некоторые нации образуются
в процессе слияния нескольких народностей.
Иногда наоборот: одна народность дает начало формирование двух или нескольких новых образований: из древнерусской народности образовались несколько наций – русская, украинская и белорусская.
Некоторые народности не могут сформироваться в нации в силу малочисленности.
Слайд 27Задача для обдумывания
Опишите национальные интересы, отражающиеся в национальном поведении представителей
той или иной нации.
Для этого проведите этно-интервью с представителями(ем)
одной нации (по выбору). Этно-интервью оформите как креолизованный текст и к 23 октября (для 3 курса) и к 24 октября (для 4 курса) разместите на странице курса в разделе «Проба этно-пера: этно-интервью».