и налажен деловой доверительный контакт с ними, следует внимательно ознакомиться
с официальными биографическими документами — личным делом изучаемого. Оно содержит тот минимум сведений, который необходим для предварительной ориентировки. Кроме того, документы, заверенные должностными лицами, как правило, могут служить для проверки сведений из других источников.
2. БИОГРАФИЧЕСКАЯ АНКЕТА. Этот метод популярен в работе с кадрами. Отвечая на точные вопросы анкеты, человек как бы дисциплинирует свои воспоминания, обретает установку на строгое воспроизведение прошлого. Анкета выявляет такие факты, которые зачастую не упоминаются в других источниках, будучи малоинтересными для самого изучаемого3.
3. АВТОБИОГРАФИЯ. Она дает целостное представление о жизненном пути. Автобиография в принципе может быть спонтанной или, как в нашем случае, провоцированной, т. е. написанной по заданию, по определенной схеме. Отбор и композиция материала предоставляются на усмотрение «мемуариста», однако требуется, чтобы он осветил все темы, предложенные в схематическом плане.
4. БИОГРАФИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ. Этот трудоемкий метод (в среднем у нас по 5 ч на одного изучаемого в 2—3 приема) дает самый богатый с психологической точки зрения материал. Здесь раскрываются сфера переживаний, отношения к событиям, концепция собственного жизненного пути, сложившаяся у человека. Зачастую вопросы биографа служат только пусковым толчком, в ответ на который развертывается повествование, выходящее за пределы вопроса. Эмоциональные реакции, сопровождающие рассказ, отчетливо свидетельствуют о значимости отдельных эпизодов прошлого.
5. «КРУГ ОБЩЕНИЯ». Это задание было предложено для получения датированных сведений о такой важной составляющей жизненного пути, как история общения. Суть методики — в графическом отображении длительности и интенсивности, структуры общения со значимыми людьми. В координатной плоскости изучаемый строит отрезки, параллельно оси абсцисс (на ней отмечены годы жизни) так, что длина каждого отрезка соответствует длительности знакомства. Двойными линиями обозначаются самые сильные привязанности (антипатии — пунктиром). Здесь же предлагается схематично обозначить некоторые другие параметры общения (см. рис.). При анализе результатов мы обращали внимание на количество связей общения, на их распределение по годам жизни, на структуру общения в половозрастном аспекте, на длительность, продолжительность контактов со значимыми людьми. Все это свидетельствует о стиле общения.
6. ЗАДАНИЕ «СОБЫТИЯ». Для прояснения структуры индивидуальной жизни введена методика, в которой требовалось перечислить и кратко описать те факты, которые сам изучаемый считает событиями в своей судьбе, указать их даты.
Методики биографического метода