Разделы презентаций


Биохимия на региональном этапе ВОШ Кыров Дмитрий Николаевич kyrovdn@utmn.ru

Содержание

Организационные моментыПрактический тур по биохимии 1Перерыв 5 минут3. Практический тур по биохимии 24. Ошибки в кабинете биохимии5. Биохимическая теория6. Ответы на вопросы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Биохимия на региональном этапе ВОШ
Кыров Дмитрий Николаевич

kyrovdn@utmn.ru

Биохимия на региональном этапе ВОШКыров Дмитрий Николаевичkyrovdn@utmn.ru

Слайд 2Организационные моменты
Практический тур по биохимии 1

Перерыв 5 минут

3. Практический тур

по биохимии 2
4. Ошибки в кабинете биохимии
5. Биохимическая теория
6. Ответы

на вопросы
Организационные моментыПрактический тур по биохимии 1Перерыв 5 минут3. Практический тур по биохимии 24. Ошибки в кабинете биохимии5.

Слайд 3В региональном этапе могут участвовать школьники 9-11 классов, он состоит

из двух туров. На первый, теоретический, отводится три часа. Ребятам

даются тестовые вопросы, которые требуют выбора одного или нескольких ответов, а также задания на поиск соответствия между понятиями и картинками. Практический тур состоит из трех лабораторных (практических) работ, на каждую из них дается 45 минут и 15 минут на смену аудитории.

Учащимся нужно продемонстрировать, что они умеют пользоваться микроскопом, делать описания биологических объектов, проводить эксперименты.
В региональном этапе могут участвовать школьники 9-11 классов, он состоит из двух туров. На первый, теоретический, отводится

Слайд 4Участник может взять в аудитории, где проводится Олимпиада, только ручку

(синего или черного цвета), воду в прозрачной упаковке, шоколад. Все

остальное должно быть сложено в специально отведенном для вещей месте. В аудиторию не разрешается брать справочные материалы, калькуляторы, средства мобильной сотовой связи, фото- и видеоаппаратуру. Все оборудование, необходимое для выполнения заданий, будет предоставлено на рабочем месте.

Жюри
Лаборанты
Оргкомитет
Наблюдатели

Участник может взять в аудитории, где проводится Олимпиада, только ручку (синего или черного цвета), воду в прозрачной

Слайд 511 класс

БОТАНИКА

2. ЭКОЛОГИЯ, ЭТОЛОГИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ: генетика

3. БИОХИМИЯ

11 класс БОТАНИКА2. ЭКОЛОГИЯ, ЭТОЛОГИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ: генетика3. БИОХИМИЯ

Слайд 6БИОХИМИЯ

Проведение эксперимента – 20 минут
Оформление и решение задачи – 25

минут

БИОХИМИЯПроведение эксперимента – 20 минутОформление и решение задачи – 25 минут

Слайд 7СuSO4
NaOH
СuSO4
NaOH
Глюкоза
Мальтоза
фруктоза
Нагревание

Троммера
СuSO4
NaOH
Белок


Биуретовая
Люголь
крахмал
HNO3
белок
Голубой Красный

Фиолетовый Синий

Желтый

Разведение раствора в 10 раз (1 мл + 9 мл воды)
Разведение раствора в 5 раз (1 мл + 4 мл воды)

Экстракт проростков, экстракт дрожжей, мука, молоко, слюна, сок, вытяжки

СuSO4NaOHСuSO4NaOHГлюкозаМальтозафруктозаНагреваниеТроммераСuSO4NaOHБелокБиуретоваяЛюголькрахмалHNO3белокГолубой       Красный      Фиолетовый

Слайд 81. Измерить рН с помощью рН-индикатора (лучше использовать бумажные
индикаторы –

универсальный индикатор или лакмусовую бумагу).
Виноградный сок будет отличаться кислым значением

рН (значительно более
кислым по сравнению с другими экстрактами) вследствие высокого содержания
органических кислот;
2. Определить наличие крахмала в экстрактах с помощью раствора Люголя. В
экстракте пшеничной муки появится сине-фиолетовое окрашивание.
3. Определить наличие белка, добавив щелочь и сульфат меди (Биуретовая
реакция). В экстрактах дрожжей и пшеничной муки появится фиолетовое
окрашивание.
4. Определить наличие редуцирующих сахаров (глюкозы и фруктозы) путем
добавления щелочи и избытка сульфата меди с последующим нагреванием на
кипящей водяной бане. В экстракте виноградного сока синий осадок
гидроокиси меди при нагревании приобретает кирпично-красный цвет
вследствие образования закиси меди (медь восстанавливается редуцирующими
сахарами).
Каждая из реакций оценивается в 1 балл (всего 12 баллов) при условии, что
школьник правильно провел реакцию, записал результаты, уравнения реакций и т.д.
Если все результаты записаны правильно и предъявляемые преподавателю пробирки с результатами опытов соответствуют ожидаемым, школьнику добавляется
дополнительно 2 балла. За отсутствие реакций, неправильные результаты и т.п. баллы
снимаются. Правильная идентификация каждого из экстрактов оценивается в 2 балла
(всего 6 баллов). Таким образом, максимально возможное количество баллов за
кабинет биохимии составляет 20 баллов

2015-2016

1. Измерить рН с помощью рН-индикатора (лучше использовать бумажныеиндикаторы – универсальный индикатор или лакмусовую бумагу).Виноградный сок будет

Слайд 91. Приготовьте 5 пробирок с разведением глюкозы в 10, 8,

4 и 2 раза
2. Проведите реакцию Троммера

3. Приготовьте раствор слюны
4.

Проведите реакцию расщепления крахмала

5. Проведите реакцию Троммера после расщепления крахмала

6. Проведите биуретовую реакцию со слюной и раствором белка
1. Приготовьте 5 пробирок с разведением глюкозы в 10, 8, 4 и 2 раза2. Проведите реакцию Троммера3.

Слайд 102017-2018

2017-2018

Слайд 112017-2018

2017-2018

Слайд 122017-2018
Возьмите 3 пробирки с вытяжками
Добавьте NaOH
Добавьте лимонную кислоту

2017-2018Возьмите 3 пробирки с вытяжкамиДобавьте NaOHДобавьте лимонную кислоту

Слайд 13ПЕРЕРЫВ

ПЕРЕРЫВ

Слайд 14Расчет ферментативной активности
Разведение раствора
Деление
Перевод концентрации в количество вещества
2011-2012
Содержание белка в

слюне Сергея 0,4 мг/мл
Содержание белка в слюне Николая 0,6 мг/мл

1

мл крахмала с концентрацией 10 мМ (в пересчете на глюкозу) добавили 1 мл слюны, проинкубировали 10 минут и измерили концентрацию крахмала. Концентрация крахмала у Сергея составила 3 мМ (в пересчете на глюкозу), а у Николая – 2 мМ.
Определите удельную активность фермента в слюне в мкМ глюкозы/мин на 1 мг белка

Расчет ферментативной активностиРазведение раствораДелениеПеревод концентрации в количество вещества2011-2012Содержание белка в слюне Сергея 0,4 мг/млСодержание белка в слюне

Слайд 151 мл крахмала + 1 мл слюны

Николая -> 10 минут - 2 мл крахмал

+ мальтоза

10 мМ 0,6 мг/белка 2 мМ крахмала

10 мкМ в мл 2 мкМ в мл

10 мкМ - 4 мкМ= 6 мкМ
6 мкМ/10 минут/0,6 мг белка

1 мкМ глюкозы/мин/мг белка

1 мл крахмала + 1 мл слюны Сергея -> 10 минут - 2 мл крахмал + мальтоза

10 мМ 0,4 мг/белка 3 мМ крахмала

10 мкМ в мл 3 мкМ в мл

1 мл крахмала   +  1 мл слюны Николая -> 10 минут -

Слайд 16Амилаза, мальтаза 2011-2012, 2012-2013, 2014-2015, 2016-2017

Сахараза 2013-2014

Щелочная фосфатаза 2017-2018

Каталаза проростки

пшеницы 2012-2013 (10 кл), 2013-2014, 2015-2016 (10 кл)

Пероксидаза 2012-2013

(10 кл)
Амилаза, мальтаза 2011-2012, 2012-2013, 2014-2015, 2016-2017Сахараза 2013-2014Щелочная фосфатаза 2017-2018Каталаза проростки пшеницы 2012-2013 (10 кл), 2013-2014, 2015-2016 (10

Слайд 17Амилаза слюны

Амилаза слюны

Слайд 18Задание 1. При выполнении работы школьник должен приготовить стандартный ряд

с разными концентрациями глюкозы (10-50 мМ) в соответствии с предлагаемой

Таблицей и по этому ряду определить концентрацию глюкозы в растворе «Х». Для этого он должен провести реакцию на редуцирующие сахара. Если он правильно заполнил все ячейки в Таблице (14 ячеек по 0,25 балла = 3,5 балла), всё хорошо сделал и у него получился хороший стандартный ряд (3,5 балла) и правильно определил концентрацию глюкозы в растворе «Х» (3 балла), то за первое задание он получает 10 баллов.

Задание 2. За расчет активности (с учетом разведений) школьник получает ещё 5 баллов.

Если раствор «Х» - это 20 мМ раствор глюкозы, то активность равна 400 мкмоль/мин на 1 мг белка.

Учитывается, что для определения берется 1 мл фильтрата, время инкубации составляет 10 мин, а концентрация белка в фильтрате составляет 0,005 мг/мл.

Задание 3 (3 балла). Учитывая, что концентрация крахмала в фильтрате была равна 50 мМ, можно рассчитать, сколько процентов связей в крахмале было расщеплено ферментами.

Если раствор «Х» - это 20 мМ раствор глюкозы, то 40%.

Задание 4. Однозначно ответить на поставленный вопрос нельзя, поэтому правильное
утверждение – 3 (2 балла). (работает амилаза и мальтаза)

2016-2017

Задание 1. При выполнении работы школьник должен приготовить стандартный ряд с разными концентрациями глюкозы (10-50 мМ) в

Слайд 19Задание 2 (3 балла). Пока развивается окраска, решите следующую задачу.

Один грамм пшеничной муки с влажностью 8% полностью окислили серной

кислотой при нагревании. Полученный материал нейтрализовали щёлочью и объём раствора довели до 100 мл. В полученном растворе определили содержание
фосфата. Оно составило 0,32 мкмоля в мл. Каково содержание фосфора в муке в % на сухой вес? Ответ округлите до второго знака после запятой.

Содержание фосфора составляет ______________ % на сухой вес муки.

2017-2018

Задание 2 (3 балла). Пока развивается окраска, решите следующую задачу. Один грамм пшеничной муки с влажностью 8%

Слайд 20За правильный расчет содержания фосфора в биологическом материале (муке) школьник

получает ещё 3 балла (до 3 баллов), если правильно всё

посчитал и округлил значение до второго знака после запятой.
Расчет: атомный вес Р = 31.
0,32 мкмоля/мл = 0,32 * 31 мкг/мл = 9,92 мкг/мл.
Всего в 100 мл = 992 мкг.
Муки 1 г с влажностью 8%, сухой вес = 920 мг = 920 000 мкг.
Содержание в % = 992 мкг : 920 000 мкг * 100% = 0,10783% = 0,11%.

2017-2018

За правильный расчет содержания фосфора в биологическом материале (муке) школьник получает ещё 3 балла (до 3 баллов),

Слайд 21Щелочная фосфатаза
2017-2018

Щелочная фосфатаза2017-2018

Слайд 22Задание 3. Если школьник правильно рассчитал концентрацию фосфата в стандартном

растворе в мМ, он получает ещё 2 балла.
Расчет: атомный

вес Р = 31.
31 мкг/мл : (31 мкг = 1 мкмоль) = 1 мкмоль/мл = 1 ммоль/л = 1 мМ.

Если школьник правильно рассчитал активность фермента щелочной фосфатазы, он получает ещё 5 баллов.
Учитывается, что время инкубации составляло 20 мин, а концентрация фермента при обработке составляла 10 мкг/мл.
Расчет: атомный вес Р = 31.
Изменение концентрации Р в ходе инкубации составило «проба Х2» 31 мкг/мл (1 мкмоль/мл) – «проба Х1» 6,2 мкг/мл (0,2 мкмоль/мл) = 24,8 мкг/мл (0,8 мкмоль/мл).
Следовательно, активность фермента равна:
0,8 мкмоль/мл : 20 мин : 10 мкг/мл * 1000 (мкг в 1 мг) = 4,0 мкмоль/мин на 1 мг белка

2017-2018

Задание 3. Если школьник правильно рассчитал концентрацию фосфата в стандартном растворе в мМ, он получает ещё 2

Слайд 23ЧТО НУЖНО УМЕТЬ

Внимательно читать задание.
Перечень реактивов дает представление о реакции
Соблюдайте

время и температуру реакции
Расчет активности фермента

ЧТО НУЖНО УМЕТЬВнимательно читать задание.Перечень реактивов дает представление о реакцииСоблюдайте время и температуру реакцииРасчет активности фермента

Слайд 24ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ КАБИНЕТА БИОХИМИИ
Работа с дозатором, пипеткой и объемом реактива
Разные

пипетки для разных растворов
Перемешать раствор!
Работа с нагреванием
Восприятие цвета и его

интенсивности в цветной реакции
Путают концентрацию и количество вещества
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ КАБИНЕТА БИОХИМИИРабота с дозатором, пипеткой и объемом реактиваРазные пипетки для разных растворовПеремешать раствор!Работа с нагреваниемВосприятие

Слайд 25Пособия для подготовки
1. Наглядная биохимия - Рем К.
2. Основы биохимии

Леннинджера. Учебник в 3 томах. - Нельсон Д., Кокс М.
3.

Витамины и коферменты - Казимирский А. Н.
4. Биохимия (База знаний по биологии человека) http://humbio.ru/humbio/biochem/000b6185.htm
5. Презентации по биохимии

Структура и классификация липидов
Транспорт веществ через биологические мембраны
Методы исследования мембранных транспортных процессов
Пассивный транспорт (облегченная диффузия) и вторичноактивный транспорт. Переносчики (унипортеры и симпортеры)
Структура и функция АТФаз F- и V- типов
Мембранные ион-транспортирующие системы, участвующие в обмене Са2+ в разных типах клеток
Ионные каналы, их классы, структура и особенности регуляции

БИОХИМИЯ ТЕОРИЯ

Пособия для подготовки1. Наглядная биохимия - Рем К.2. Основы биохимии Леннинджера. Учебник в 3 томах. - Нельсон

Слайд 26Молекулярная масса и формулы веществ: вода, глюкоза, сахароза, пепсин, крахмал
Транспорт

через мембрану, строение мембраны
Фотосистема и цикл Кальвина, перенос электронов при

фотосинтеза рубиско, цитохром, этилен, САМ С3 и С4
Витамины и провитамины, коферменты каротиноиды, кофермент А, Q, тиаминпирофосфат.
Гормоны строение и функции
Строение цАМФ, АТФ, строение гема
Полисахариды, примеры запасающих и структурных, муреин хитин целлюлоза, функции и строение моносахаридов и дисахаридов
лектины, формула гликолипида, цианофицин
Строение РНК, ДНК, ДНК-полимераза 1,2,3, трансляция
Альфа-спираль миоглобина, гидрофобное ядро (валин, лейцин),
фермент денатурация, заряд аминокислот, актин, лизоцим, протромбин. ДОФА (тирозин, адреналин). Паутина - белок. ГАМК. Артемизинин.
Брожение и гликолиз уксус, этанол, лактат
Ферменты примеры, АТФсинтаза, АТФазы. Классификация. Кинетика.
Цикл мочевины, мочевая кислота
Синтез жирных кислот, строение жирных кислот
Клеточное дыхание и электрон-транспортная (дыхательная) цепь митохондрий
Функции органелл. Хроматография
Соотношение ионов в цитоплазме мышцы
Молекулярная масса и формулы веществ: вода, глюкоза, сахароза, пепсин, крахмалТранспорт через мембрану, строение мембраныФотосистема и цикл Кальвина,

Слайд 27Биосистематика (В. И. Гмошинский)
Биохимия (Е. Д. Зотова, В. Н. Лавренова)


Микробиология (Е. С. Звонарёва)
Клеточная биология (Е. В. Шеваль, С.

А. Голышев)
Гистология (О. С. Ганчарова)
Ботаника высших растений (Н. А. Вислобоков)
Морфология высших растений
Физиология растений (С. А. Кузнецова)
Анатомия беспозвоночных (М. В. Тиунова)
Анатомия позвоночных (Е. М. Литвинова)
Анатомия человека (И. М. Синёва)
Физиология человека (Д. А. Сутормин, А. Р. Гафуров, Л. А. Абовян)
Генетика (А. Р. Лавренов, И. В. Кузьмин)
Биосистематика (В. И. Гмошинский)Биохимия (Е. Д. Зотова, В. Н. Лавренова) Микробиология (Е. С. Звонарёва) Клеточная биология (Е.

Слайд 28kyrovdn@utmn.ru

kyrovdn@utmn.ru

Слайд 29Только для регионального этапа
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
Ботаника
1. Жизнь

растений. Том 1. -7
Зоология беспозвоночных
1. Зоология беспозвоночных - Шарова И.Х.(2002)
2.

Зоология беспозвоночных - Догель В.А. 1981
Зоология позвоночных
1. Зоология позвоночных. в 2х т. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. 1979
2. Происхождение наземных позвоночных Шмальгаузен И.И. 1964
Экология
1.Одум Ю. Экология т.т. 1,2. Мир, 2006
2.Экология. Под ред. проф.В.В. Денисова, 2006
Анатомия
1.Анатомия человека, в 2-х томах. Под ред. М.Р.Сапина; 1997
2.Анатомический атлас человеческого тела, в 3х томах. Кишш Ф., Сентаготаи Я.
Цитология и гистология
1. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., Котовский Е.Ф. - Гистология, цитология и эмбриология; изд.5 (2002).
2. Заварзин А.А. - Сравнительная гистология (2000)
3. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред. Юриной, Радостиной (1989).
4. Введение в клеточную биологию Ченцов Ю.С. (2004)
Биохимия и молекулярная биология
1.Основы биохимии в 3-х томах. А. Уайт, Ф. Хендлер и др.; 1981
2.Основы биохимии. В 3-х т.; Ленинджер А.; 1985
3.Молекулярная биология клетки. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж.
Микробиология
1.Общая микробиология. Шлегель Г.; 1987
2.Микробиология Гусев М. В. 1992 г.
3.Медицинская микробиология - Поздеев О.К.
4.Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии", - Воробьев А.А., и др
Только для регионального этапаЛитература, рекомендуемая для детей и родителей:Ботаника1. Жизнь растений. Том 1. -7Зоология беспозвоночных1. Зоология беспозвоночных

Слайд 30Только для регионального этапа
А) Задания различных турниров: - турнира имени

М.В. Ломоносова;- Московской олимпиады школьников по предметам;- Всероссийской олимпиады школьников;

Б)

Диагностические работы по биологии Серий: Подготовка к ГИА/ЕГЭ с 2012 г.
- Печатная продукция - Издательство М.: МЦНМО: http://biblio.mccme.ru/shop

В) Электронные образовательные и информационные ресурсы:
http://www.litres.ru/mcnmo/ - электронная версия материалов ЕГЭ и ГИА;
info.olimpiada.ru

Электронные ресурсы:
http://dronisimo.chat.ru/homepage1/anatom1.htm
http://kpdbio.ru/
http://www.plantarium.ru/
http://shbo.ru/
http://biomolecula.ru/
http://elementy.ru/
http://humbio.ru/humbio/cytology/00000d33.htm
http://neobio.ru/
http://www.cellsalive.com/
http://humbio.ru/humbio/biochem/000b6185.htm
http://bio.fizteh.ru/student/files/biochemistry/
http://microbiologu.ru/
Только для регионального этапаА) Задания различных турниров: - турнира имени М.В. Ломоносова;- Московской олимпиады школьников по предметам;-

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика