Слайд 1Работу выполнила Шаповалова Алёна
Студентка заочного отделения группаSZ-Б19В-01
Биологическая обусловленность процессов развития
в подростковом
возрасте
Слайд 2Возраст подростков
Границы подросткового периода охватывают возраст от 11 до
14-15 лет;
Фактическое вступление в подростковый возраст в зависимости от
темпа развития конкретного ребенка может происходить и на год раньше, и на год позже.
Слайд 3Какими словами характеризуют подростковый период
Переходный;
Трудный;
Критический;
Начало перехода
от детства к взрослости.
Слайд 4Процессы сопровождающие подростковый возраст
Слайд 5Перестройка организма
Неравномерностью его физического развития;
совершенствованием мускульного аппарата;
процессом
окостенения скелета.
Слайд 6Примеры:
Несоотвестствия в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце увеличивается в объеме, начинает
работать более мощно. А диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии,
что приводит к расстройствам кровообращения;
Неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдерживать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии;
Активное половое созревание происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания.
Слайд 7Перестройка самосознания (новообразование в личности подростка)
Является возникновение у него
представления о том, что он уже не ребенок -чувство взрослости;
Рождаясь как смутное чувство, это представление укрепляется и начинает проявляться в поведении подростка в форме стремления быть и считаться взрослым.
Слайд 8Формирование нового типа отношений и способов взаимодействия со взрослыми
Подросток
начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял;
Он обижается и
протестует, когда родители ограничивают его самостоятельность, опекают как «маленького»;
У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства;
В результате права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, равноправие со взрослыми, он старается добиться признания взрослыми его самостоятельности;
Разные формы протеста и неподчинения подростка - средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, характерный для общения взрослых.
Слайд 91. Подростку трудно с самим собой, в это время ему,
как никогда, нужна свобода и уверенность в том, что он
по-прежнему интересен и любим.
2. В этом возрасте ребенок начинает испытывать множество новых для него ощущений, но не успевает научиться говорить об этом и выражать свои новые желания.
3. Его поведение может быть вызывающим.
4. На самом деле это попытки достучаться до взрослых любым путем.
5. Ребенок окончательно отделяется от родителей как личность и ему важно понять, чем и как он от нас отличается. Без конфликтов выяснить это просто невозможно.
Слайд 10Привлекательными для подростка могут стать главным образом внешние проявления взрослости
Курение - сигарета в руке мальчишки делает его взрослым в
собственных глазах и, как ему кажется, в представлении окружающих;
Игра в карты;
Употребление вина;
Специфический лексикон;
Взрослая мода в одежде, прическах, косметика, украшения;
Особая забота о привлекательности своей внешности, в стремлении подогнать свой облик под образцы моды, особенно у девочек;
Приемы кокетства;
Способы отдыха, развлечений, ухаживания.
Слайд 11Что препятствует благополучной форме перехода к новому типу отношений с
взрослыми?
1. Сохранение прежнего общественного положения подростка: он был и
остается «учеником», «школьником»;
2. Полная материальная зависимость от родителей;
3. Прочно укоренившаяся привычка родителей (а часто и учителей) направлять и контролировать ребенка;
4. Сохранение у подростка детских черт в облике и поведении;
5.Отсутствие у подростка фактических умений действовать самостоятельно.
Слайд 12Формирование чувства взрослости в интимно-личном общении со сверстниками
У подростка
формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым;
В
результате общение со сверстниками выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, области отношений и выделяется в самостоятельную жизнь, которая приобретает для подростка очень большую ценность;
По своей психологической роли общение со сверстниками становится ведущей деятельностью подростка, отодвигая на второй план, как учение, так и общение с родными.
Слайд 13Формирование нового типа отношений и способов взаимодействия со сверстниками
Для подростков
наиболее важными становятся - личные качества друга, сообразительность, смелость, оригинальность
и др;
Поэтому подростки дружно осуждают «измены» товарищу и группе, нарушение договоренности, отказ в помощи, стремление к первенству и командованию, зазнайство и выпячивание собственных достоинств, нежелание считаться с мнением товарища, такие особенности поведения порождают обиды, столкновения, конфликты.
Слайд 14Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, вызвать их симпатию
может проявляться по-разному:
Это могут быть демонстрация собственных качеств как прямым
способом, так и путем нарушения требований взрослых (паясничанье);
Вызывающее поведение подростков нередко бывает связано с неудовлетворенностью занимаемым среди сверстников положением.
Слайд 15Подростки чутки к мнениям и оценкам сверстников
Замечания, недовольства и
обиды друзей заставляют его задуматься о причинах этого, помогают увидеть
и осознать собственные недостатки, что способствует развитию очень важной для общения способности - умения ориентироваться на требования сверстников, учитывать их.
Слайд 16Большое место в общении близких друзей занимают разговоры
Они пронизывают
различные занятия, прогулки, мешают вместе готовить уроки, потому что, по
мнению подростков, «самое интересное – разговаривать;
Дети обмениваются интересующей их информацией, обсуждают события из жизни класса, поступки одноклассников, взаимоотношения; разговаривают о сугубо личных вопросах, которые не подлежат разглашению - о планах, мечтах и замыслах, о симпатиях и антипатиях;
Много внимания уделяется интимным вопросам, связанным с половым созреванием;
Возникают особые требования к дружеским отношениям - требования взаимной откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, сопереживания и умения хранить тайну;
Дружба подростков эмоциональна, насыщена множеством переживаний относительно характера личных отношений.
Слайд 17У подростков(по сравнению с младшими школьниками) Увеличивается численность двух крайних
групп детей -
популярных и изолированных.
Слайд 18Отношения между мальчиками и девочками
Появляется острый интерес друг к
другу, желание нравиться, а в связи с этим — интерес
к собственной внешности, забота о привлекательности;
У подростков в общении девочек и мальчиков теряется непосредственность, появляется скованность, интерес друг к другу;
В 12-13 лет возникают взаимные симпатии, а позднее и собственно романтические отношения, которые вначале могут развиваться по типу товарищеских, когда есть какая-то содержательная основа в виде общих занятий или увлечений, а при отсутствии этого основное место могут занимать посещение дискотек, кино и т.д.
Слайд 19Подростки начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности
Появляется способность рассуждать
гипотетико-дедуктивным способом, не прибегая к опоре на действия с конкретными
предметами;
Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений и их последующую проверку;
Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения.
Слайд 20Интеллектуализация затрагивает процесс восприятие: отыскание и выделение значимых, существенных связей
и причинно-следственных зависимостей при работе с наглядным материалом означает не
что иное, как подчинение процессу осмысления первичных зрительных ощущений.
Слайд 21Основой успешного усвоения учебного предмета, являются
Заинтересованность учащихся;
Их склонность к
изучению предмета;
Знание, с какой целью изучается материал;
Где в
жизни они могут использовать полученные знания.