Слайд 1 Биология как наука.
Методы познания живой природы.
Слайд 2Биология – наука, изучающая свойства живых систем.
Наука – это сфера человеческой
деятельности по получению, систематизации объективных знаний о действительности.
Слайд 3Отдельной наукой биология стала в 19-м веке, когда термин «биология»
начали использовать сразу несколько ученых – Жан Батист Ламарк,
Готфрид Рейнхольд Тревиранус в 1802 г. и Фридрих Бурдах в 1800. До этого изучением некоторых аспектов живого занимались естественная история и медицина.
Слайд 4Объектом науки биологии является жизнь во всех ее проявлениях, формах уровнях
организации : эволюция, распределение живого на планете, его структура, процессы
функционирования, классификация, взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой .
Слайд 5Основой современной биологии являются 5 базовых принципов:
клеточная теория;
генетика;
эволюция;
гомеостаз;
энергия.
Слайд 6Метод — это путь исследования, который проходит учёный, решая какую-либо научную
задачу, проблему.
Научный метод — это совокупность приёмов и операций, используемых при
построении системы научных знаний.
Методы, универсальные для всех биологических наук: описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный.
Слайд 8Наблюдение
Наблюдение — это целенаправленное восприятие объектов и явлений с помощью органов
чувств или приборов, обусловленное задачей деятельности.
Основным условием научного наблюдения
является его объективность, т. е. возможность проверки полученных данных путем повторного наблюдения или применения иных методов исследования, например эксперимента.
Полученные в результате наблюдения факты называются данными. Они могут быть как качественными (описывающими запах, вкус, цвет, форму и т. д.), так и количественными, причем количественные данные являются более точными, чем качественные.
Слайд 11Описание
вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа
и изложения данных и их характеристик.
Слайд 13Измерение
- метод сравнения какой-либо величины с другой величиной, принятой за
эталон, в результате чего определённые объекты получают количественные характеристики.
Слайд 15Сравнение
предусматривает проведение анатомо-морфологического анализа объектов исследования.
Он лежит в
основе классификации организмов, выявления закономерностей возникновения и развития различных форм
жизни.
Слайд 17Эксперимент (опыт)
наблюдение исследуемого явления в контролируемых условиях, позволяющих выявить характеристики
данного объекта или явления.
Слайд 20Мониторинг
это система мероприятий по наблюдению, оценке и прогнозу изменения
состояния исследуемого объекта, в частности биосферы.
Слайд 23Микроскопия
позволяет изучить тонкое строение объектов с использованием световых, электронных, рентгеновских
, сканирующих микроскопов.
Слайд 26Позволяет обнаружить закономерности возникновения и развития живых существ.
Слайд 28Палеонтологический метод
Позволяет выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся
в земной коре, в разных геологических слоях.
Слайд 30Дифференциальное центрифугирование, или фракционирование
позволяет разделить частицы по их размерам и
плотности под действием центробежной силы, что активно используется при изучении
строения биологических молекул и клеток.
Слайд 32Цитологический метод
изучение строения клетки строения клеток
Слайд 35Биохимический.
химические исследования клеточного содержимого, тканей, внутренней среды и выделений организма.
Слайд 37Культура тканей
способ искусственного вегетативного размножения растений, а также
способ культивирования in vitro ( в прбирке) органов или эксплантатов
ткани животных. В случае растений на питательную среду помещается немного клеток образовательной ткани.
Слайд 38Гибридологический метод
скрещивание организмов и анализ потомства
Слайд 39Статистический метод
используются для того, чтобы обработать данные числового характера, которые
были получены в ходе эксперимента. Кроме этого, данный метод применяется
для того, чтобы убедиться в достоверности определенных данных.
Слайд 40Эмбриологический
изучение процесса развития живого организма до его рождения.