Слайд 2В современном словаре иностранных слов слово интеграция трактуется как объединение
в целое, каких либо частей, а глагол интегрировать – объединять части
в одно целое.
По материалам Альянса правозащитных организаций «Спасите детей» интегративный – (в российской практике «комбинированный»). Комбинировать – в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова – сочетать, соединять в какую либо комбинацию.
Слайд 3Модели интеграции
- комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического
и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по
1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);
- частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2 человека;
Слайд 4- временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса)
вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со
здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.
Слайд 5 Полная интеграция может быть эффективна для детей, которые
по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и
психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению.
Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы, при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте детского учреждения), либо в группе кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных центрах (например, дети с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах системы здравоохранения).
Слайд 6 Для городов и других населенных пунктов, в которых нет
специальных (коррекционных) образовательных учреждений, может быть эффективной такая форма комбинированной
интеграции, при которой дети с определенным нарушением, но имеющие высокий уровень психофизического и речевого развития, направляются в группы (классы) одного массового детского сада (школы) по 1-2 человека; при этом данному детскому учреждению выделяется ставка учителя-дефектолога, который проводит с проблемными детьми систематические коррекционные занятия (индивидуальные или малыми группами), посещает занятия в массовых группах (классах), помогая организовать обучение и воспитание особого ребенка в коллективе здоровых детей.
Слайд 7 Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей
специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления
у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов»), принадлежит Льву Семеновичу Выготскому, который еще в 30-ые годы, одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта
Слайд 8ЧТО ТАКОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ.
Инклюзивное (франц. inclusif -
включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или
включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в дошкольных учреждениях и общеобразовательных (массовых) школах. (ЮНЕСКО)
Слайд 9В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию
детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает
особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Слайд 10 ПРИНЦИПЫ инклюзивного образования:
1. Ценность человека
не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен
чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальныхвзаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 11Целью изменений является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной
подготовке людей с ограниченными возможностями.
Это подразумевает как техническое оснащение
образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с людьми с особенностями развития.
Слайд 12ЧЕМ ИНКЛЮЗИВНОЕ ( ВКЛЮЧЕННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ИНТЕГРАТИВНОГО (ИНТЕГРИРОВАННОГО)?
Инклюзия (в
отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с
особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так.
Если этот ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды.
То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена.
Слайд 13КАК НАЗЫВАТЬ И КАК НЕ НАЗЫВАТЬ ТЕХ,КОМУ НУЖНО ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дети
и молодые люди, которые нуждаются в ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь
или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ.
Но в любом случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное
оборудование.
В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями.
Слайд 14Главное, что они не обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы
на них распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование.
Не следует называть таких
детей – дефективными, больными, а также употреблять диагнозы.
На Западе широко распространен термин LEARNING DISABILITY, что обозначает ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ.
Это значит, что сам ребенок с такими трудностями не справится, и ему
требуется особая помощь школы и общества.
Слайд 15НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ - КАК УСТРАНЯТЬ БАРЬЕРЫ В
ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИИ
В
Москве 28 апреля 2010 был принят Законопроект, согласно которому дети
с
ограниченными возможностями смогут обучаться не только в специализированных
учреждениях или на дому, но и в любой школе Москвы (N 16 " Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве)"
Слайд 16В Петербурге 21 апреля 2010 года принято постановление "О внесении
изменений в Закон Санкт- Петербурга "Об общем образовании в Санкт
Петербурге" (N 224) в соответствии с которым «В образовательных учреждениях СПб не являющихся специальными (коррекционными) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, для граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для детей-инвалидов создаются условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, а также обеспечивается их воспитание и обучение в соответствии с индивидуальными программами реабилитации».
Слайд 17Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно
разбить на следующие этапы:
начало ХХ века – середина 60-х годов
– «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья;
середина 60-х – середина 80-х годов – «модель нормализации», интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь;
середина 80-х годов – настоящее время – «модель включения», т.е. инклюзия