Слайд 1Битва за Ленинград и освобождение Прибалтики.
Слайд 2Блокада Ленинграда — военная блокада во время Великой Отечественной войны
Ленинграда (ныне Санкт-Петербург).
Длилась 871 день(с 8 сентября 1941 года
по 27 января 1944 года
Слайд 3Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой
ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!
Только хочет
он или не хочет,
А своё получит от войны:
даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны!
1941, 23 июня, Ленинград
Вадим Шефнер
Слайд 422 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Темп
наступления войск составлял 30 км. в сутки. Захвату города Ленинграда
отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу. И с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики.
Слайд 5Тучи над городом встали...
На момент установления блокады в городе находилось
2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400
тысяч детей. Кроме того, в пригородных районах, то есть тоже в кольце блокады, осталось 343 тысячи человек. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны.
На оборонных работах были заняты в подавляющем большинстве женщины, подростки и старики (мужчины ушли на фронт).
Слайд 6В строительстве оборонительных сооружений под Ленинградом работали более 475 тыс.
человек. Было вырыто 626 км противотанковых рвов, сооружено 15 тыс.
дотов и дзотов. В самом Ленинграде на 110 узлах обороны было построено 25 км баррикад, 570 артиллерийских дотов, около 3600 пулеметных дотов.
Слайд 7Горожане начали готовиться к осаде: люди бросились изымать средства из
сберкасс, за несколько часов был выбран весь денежный запас по
городу. У всех магазинов выстроились огромные очереди. На самом деле в осаду мало кто верил, но по старой привычке запасались сахаром, мукой, мылом, солью.
Вечером 8 сентября, в 18 часов 55 минут на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. Только за один заход бомбардировщиков на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. Черные клубы дыма от 178 пожаров потянулись к небу. От немецкой бомбежки загорелись Бадаевские склады
Слайд 10В конце июля 1941 года в наличии был примерно недельный
запас продуктов. Более того, создать стратегические запасы продовольствия для города
с почти трехмиллионным населением было практически невозможно, тем более в условиях августа-сентября того года. В первые дни блокады при довольно скудных нормах ежесуточно в городе расходовалось 2100 тонн муки. Годовой запас муки составил бы более 700 тысяч тонн, и условий для ее хранения не было.
10 и 11 сентября был проведён переучёт всех съестных припасов, скота, птицы, зерна.
Слайд 12Начало блокады.
С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные
карточки. Закрылись столовые и рестораны. Весь скот, имевшийся в колхозах
и госхозах, был забит, мясо сдали на заготовительные пункты. Кормовое фуражное зерно перевезли на мельницы с тем, чтобы перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке. Администрацию лечебных заведений обязали вырезать из карточек граждан, находящихся на лечении, талоны на продукты за время их пребывания в больницах. Такой же порядок распространялся и на детей, находившихся в детских домах. Занятия в школах были отменены до особого распоряжения.
Слайд 13Как только стало понятно, что город оказался в блокаде, настроение
его жителей стало меняться в худшую сторону. С 1 октября
рабочие и инженерно-технические работники стали получать по карточкам 400 граммов хлеба в сутки, все остальные - по 200 граммов. Резко сократилась выдача других продуктов.
Слайд 14С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была
снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 граммов
хлеба, все остальные - по 150. 20 ноября и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов - на все остальные. В Ленинграде начался голод.
Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца. 125 граммов хлеба в сутки для иждивенцев были введены 20 ноября 1941-го, а заменены более высокими уже 25 декабря. Однако для жителей осажденного города это была катастрофа - у большинства их них, не привыкших делать какие-то серьезные запасы, ничего, кроме этого кусочка хлеба вперемешку с отрубями и жмыхом, не было. Но даже эти граммы удавалось получить не всегда.
Слайд 15Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть
в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные
и канализационные трубы, жители остались без воды - теперь ее можно было брать только из Невы.
Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.
Слайд 16За годы блокады погибло по разным данным от 400 тыс.
до 1 млн. человек. Причём только 3% из них от
бомбёжек, артобстрелов, а остальные 97% от голода.
Слайд 19Дорога Жизни.
Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация -
по Ладожскому озеру. К началу войны оно было мало освоено
и практически не изучено. 30 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал "Дорогой жизни".
Соблюдая интервалы, на небольшой скорости машины поехали по следу лошадей. Дело в том, что лед был хрупок; двухтонные грузовики везли по 2-3 мешка, тем не менее, несколько машин затонуло. Позже к грузовикам стали прикреплять сани, что позволило уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза. Помогли и морозы - если 25 ноября в город завезли 70 тонн продовольствия, то через месяц уже 800 тонн. За это время затонуло 40 грузовиков.
Слайд 20Перерезать Дорогу жизни немцы стремились постоянно. В первые недели работы
трассы немецкие лётчики безнаказанно расстреливали с бреющего полёта автомашины и
бомбами разбивали лёд на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило прямо на льду Ладоги зенитные орудия и пулемёты, а также привлекло истребительную авиацию. Результаты не замедлили сказаться - 16 января 1942 года на западный берег Ладоги вместо запланированных 2000 тонн было доставлено 2506 тонн грузов.
Слайд 21В начале апреля 1942 года растаял снег, и лёд на
озере покрылся водой - порой на 30-40 сантиметров. Но движение
по Дороге жизни не прерывалось. 24 апреля, когда начал разрушаться снежный покров, Ладожская ледовая трасса была закрыта. Всего с 24 ноября 1941 года по 21 апреля 1942 года через Ладожское озеро в Ленинград было доставлено 361309 тонн грузов, три четверти которых составляли продовольствие и фураж.
Слайд 22Дневник Тани Савичевой.
Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые -
это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается.
Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них - даты.
"28 декабря 1941 года Женя умерла...
Бабушка умерла 25 января 1942-го.
17 марта - Лека умер.
Дядя Вася умер 13 апреля.
10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.
Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня.
Слайд 25Прорыв и снятие блокады.
2 декабря 1942 года Ставка Верховного главнокомандующего
утвердила план операции Волховского и Ленинградского фронтов, условно названный "Искра".
Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. Учитывая выгодную обстановку, сложившуюся к началу следующего года, Ставка приказала 12 января 1943 года перейти в наступление южнее Ладожского озера и прорвать блокаду Ленинграда.
12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп "катюш" - во всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка.На лед вышли тысячи солдат. К концу первого дня наступления войска закрепились на двух плацдармах на левом берегу Невы. К полудню 18 января в районе Рабочих посёлков №5 и 1 произошла встреча двух фронтов. В ночь на 19 января 1943 года радио Ленинграда передало, что блокада прорвана.
Слайд 2618 января 1943 года ГКО принял решение о форсированном строительстве
железнодорожной ветки, которая связала бы Ленинград со страной. За 18
дней строители проложили линию Шлиссельбург-Поляна протяжённостью 33 километра и возвели переправу через Неву. Утром 7 февраля жители Ленинграда восторженно встретили первый железнодорожный состав, пришедший прямо с Большой земли. С февраля
Слайд 28Медаль «За оборону Ленинграда».
Медаль «За оборону Ленинграда» учреждена Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года. Автор проекта
медали — художник Н. И. Москалёв.
Медалью «За оборону Ленинграда» награждались все участники обороны Ленинграда.
Слайд 29Медаль «За оборону Ленинграда» носится на левой стороне груди и
при наличии других медалей СССР располагается после медали «За спасение
утопающих».
Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда» имеют право на награждение учреждённой позднее юбилейной медалью «В память 250-летия Ленинграда».
На 1985 год медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1 470 000 человек. Среди них 15 тысяч блокадных детей и подростков.