Слайд 1Бизнес планирование как инструмент управления бизнесом
План
Определение и характеристика
бизнес планирования;
Стадии
процесса бизнес-планирования;
Реализация бизнес-плана;
Типовая структура БП
Слайд 2Определение и характеристика
бизнес планирования
Бизнес-планирование – упорядоченная совокупность стадий и действий,
связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, разработкой
бизнес-плана, его продвижением и контролем за его выполнением.
Основными элементами бизнес-плана являются титульный лист, вводная часть, аналитический раздел, содержательный и разделы внутрифирменного планирования.
Слайд 3Ключевые моменты бизнес-планирования являются
анализ и оценка следующих аспектов проекта:
Возможности,
необходимости и объема выпуска продукции;
Потенциальных потребителей;
Конкурентоспособности продукции на
рынке;
Определение своего сегмента рынка;
Расчет показателей коммерческой и бюджетной эффективности;
Исследование достаточности капитала и возможных источников финансирования.
Слайд 4Бизнес-планирование заключается в логическом изложении системы документов, убеждающих инвестора в
выгодности проекта. При разработке бизнес-плана определяется жизнеспособность проекта, и будущая
устойчивость предприятия, прогнозируются различные виды рисков, а также определяются перспективы бизнеса через количественные и качественные показатели. Бизнес-планирование позволяет осуществить стратегический взгляд на бизнес-проект, фирму и его рабочую среду через опыт планирования.
Ключевые моменты бизнес-планирования являются
анализ и оценка следующих аспектов проекта:
Слайд 5Организация процесса бизнес-планирования
Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:
1) подготовительную стадию;
2) стадию разработки
бизнес-плана;
3) стадию продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;
4) стадию реализации бизнес-плана.
Бизнес-идея – это
идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Источниками новых идей могут быть:
1) отзыв потребителей;
2) продукция, выпускаемая конкурентами;
3) мнение работников отдела маркетинга;
4) публикации федерального правительства о патентах;
5) проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Слайд 6Стадии процесса бизнес-планирования
Подготовительная;
Разработка бизнес-плана;
Продвижение бизнес-плана;
Реализация бизнес-плана.
В мировой практике выделяют следующие
основные стадии процесса бизнес-планирования:
Слайд 7Подготовительная стадия
Отзыв потребителей;
Продукция или услуги, предлагаемые конкурентами;
Маркетинговые исследования;
Проводимые НИР, НИОКР
и ОКР;
Патентные исследования.
Ключевым моментом является формирование перспективной бизнес-идеи, то есть
идеи нового продукта или услуги, а также решение технического, организационного или экономического характера. Существует множество источников новых бизнес-идей:
Слайд 8Разработка бизнес-плана
Убедившись в перспективности бизнес-идеи, приступают непосредственно к разработке всех
разделов бизнес-плана.
На этапе бизнес-планирования производится сбор и анализ информации о
продукции, рынках, потребителях, конкурентах и посредниках. Анализируются возможности предприятия реализовать выбранную идею и потребности в различных видах ресурсов.
Проводится поиск источников финансирования и оценивается эффективность проекта.
Особое значение имеет анализ рисков и выбор путей их снижения.
Слайд 9Продвижение бизнес-плана
Компания, ее продукция и услуги;
Описание рынка, потребителей и конкурентов;
Маркетинговая
стратегия;
Первоочередные финансовые задачи;
Команда осуществления проекта;
Объемы финансирования, направления использования средств;
Условия и
сроки реализации инвестиций.
На этой стадии производится продвижение идеи, для чего осуществляется презентация бизнес-плана - краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами.
Презентация охватывает семь основных положений:
Слайд 10Продвижение бизнес-плана
Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами
при этом происходит согласование условий и оформление договоров.
На данной стадии
необходимо произвести аудит бизнес-планирования, то есть экспертизу основных характеристик проекта. Должны быть оценены "компания-заявитель" и отрасль ее деятельности, условия инвестиционного соглашения; проанализированы все формы бухгалтерской отчетности; оценена руководящая команда и выявлены особенности проекта.
В ходе аудита проводится, как правило, общий анализ бизнес-плана, в результате которого принимается решение об инвестировании проекта отказе от него.
Слайд 11Реализация бизнес-плана
Эта стадия охватывает период от принятия решения об инвестировании
и до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство.
Реализовать
бизнес-план - выполнить все рабочие задачи внутри фирмы и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.
Выполнение отдельных работ, относящихся к различным стадиям бизнес-планирования, имеет параллельный характер.
Слайд 12Реализация бизнес-плана
Диаграмма распределения работ бизнес-планирования приведена на рисунке:
Слайд 13Схема организации бизнес-планирования на предприятии
Слайд 14Схема организации бизнес-планирования на предприятии
Наиболее распространенным и высокоэффективными областями бизнес-планирования
в сегодняшней экономической ситуации являются:
Создание бизнес-линий (продуктовых линий или
инвестиционных проектов) как совокупности прав собственности, долгосрочных привилегий и конкурентных премий, специального и универсального имущества, технологий, а также контрактов (по закупке ресурсов, аренде имущества, найму работников, сбыту продуктов, которые обеспечивают возможность получать определенные доход);
Разработка бизнес-планов специального назначения, финансово-экономического характера.
Слайд 15Бизнес-планы специального назначения или финансово-экономического характера подразделяются на следующие типы:
Эмиссии новых акций открытыми акционерными обществами;
Подготовка к
продаже приватизированных предприятий;
Подготовка к продаже обанкротившихся предприятий;
Выкуп акций в закрытых компаниях (типа ООО, либо ЗАО), либо паев в товариществах;
Обоснование вариантов санации предприятий-банкротов.
Слайд 16Типовая структура БП (ТЭО)
При составлении технико-экономического обоснования разрабатываются следующие разделы:
1.
Резюме.
2. Общая характеристика компании.
2.1. Резюме компании.
2.2. История компании и основная
деятельность (схема работы).
2.3. Кадры.
2.4. Анализ целевого рынка и маркетинговая стратегия.
2.5. Текущие параметры деятельности компании.
3. Проект.
3.1. Описание проекта.
3.2. Производственный процесс проекта.
3.3. Финансовая оценка проекта.
3.4. Анализ рисков.
4. Выводы.
Слайд 17Типовая структура БП
по стандартам ЕБРР
1. Титульный лист
2. Меморандум о
конфиденциальности
3. Резюме
4. Предприятие
4.1. История развития предприятия и
его состояние на момент создания бизнес-плана, описание текущей деятельности
4.2. Собственники, руководящий персонал, работники предприятия
4.3. Текущая деятельность
4.4. Финансовое состояние
4.5. Кредиты
5. Проект
5.1. Общая информация о проекте
5.2. Инвестиционный план проекта
5.3. Анализ рынка, конкурентоспособность
5.4. Описание производственного процесса
5.5. Финансовый план
5.6. Экологическая оценка
6. Финансирование
6.1. Графики получения и погашения кредитных средств
6.2. Залог и поручительство
6.3. Оборудование и работы, которые будут финансироваться за счет кредитных средств
6.4. SWOT - анализ
6.5. Риски и мероприятия по их снижению
7. Приложения
Слайд 18Типовая структура БП
по стандартам World Bank
1. Резюме.
2. Общая характеристика компании.
2.1.
Резюме компании.
2.3. Кадровая политика компании.
2.4. Анализ целевого рынка и маркетинговая
стратегия.
2.5. Текущие параметры деятельности компании.
2.6. Финансовое состояние предприятия.
3. Проект.
3.1. Описание проекта.
3.2. Производственный процесс проекта.
3.3. Кадровая политика проекта.
3.4. Анализ целевого рынка и маркетинговая стратегия проекта.
3.5. Финансовая оценка проекта.
3.6. Анализ рисков.
3.7. Экономический эффект проекта.
4. Выводы.
5. Список таблиц.
6. Список рисунков.
Слайд 19Титульный лист, оглавление, меморандум конфиденциальности, резюме бизнес-плана
Бизнес-план начинается с титульного листа,
на котором обычно указывают:
1) наименование проекта;
2) место подготовки плана;
3) авторов проекта, название и
адрес предприятия, телефоны;
4) имена и адреса учредителей;
5) назначение бизнес-плана и его пользователей. На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности.
Слайд 20Титульный лист, оглавление, меморандум конфиденциальности, резюме бизнес-плана
После титульного листа следует
оглавление – формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением
наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.
Бизнес-план может содержать аннотацию, в которой дается краткое описание цели и основных положений бизнес-плана (0,5 – 2 страницы). Аннотация может быть оформлена в последовательности, которая указана ниже.
Слайд 21Титульный лист, оглавление, меморандум конфиденциальности, резюме бизнес-плана
1. Предприятие.
2. Адрес.
3. Телефон, факс.
4. Руководитель предприятия.
5. Суть предлагаемого
проекта и место реализации.
6. Результат реализации проекта.
7. Необходимые финансовые ресурсы.
8. Срок окупаемости проекта.
9. Ожидаемая
среднегодовая прибыль.
10. Предполагаемая форма и условия участи инвестора.
11. Возможные гарантии по возврату инвестиций.
Слайд 22Титульный лист, оглавление, меморандум конфиденциальности, резюме бизнес-плана
В введении указываются задача составления бизнес-плана
и круг лиц, которым он адресован.
Резюме (концепция бизнеса) – краткое изложение
основных положений предполагаемого плана.
Концепция составляется после написания всех разделов бизнес-плана, так как содержит самое основное из всех его разделов.
Помимо выделения главной цели (целей) бизнес-плана, указывается, для кого он предназначен.
Таким образом, резюме содержит следующие данные:
1) идеи, цели и суть проекта;
2) особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;
3) стратегию и тактику достижения поставленных целей;
4) квалификацию персонала и особенно ведущих менеджеров;
5) прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т. д.);
6) планируемую себестоимость продукции и потребность финансирования;
7) ожидаемую чистую прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат;
8) основные факторы успеха.
Слайд 23Организация процесса бизнес-планирования
Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо
наличие четырех обязательных условий (компонентов).
Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей
методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике.
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.
Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес-планирования являются:
1) экономическая информация;
2) учетная информация;
3) сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация;
4) политическая информация и т. д.
Слайд 24Организация процесса бизнес-планирования
Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках
действующего нормативно-правового обеспечения.
В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную
структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса.
В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации.
Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.
Слайд 25Презентация бизнес-плана. История бизнеса организации
Презентация бизнес-плана – это краткое изложение основных
положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами. Компания
и ее продукция, рынок – клиенты и конкуренты, маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, команда, которая будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал), необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер, условия и сроки реализации инвестиции – это перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес-проекта.
Слайд 26Аудит бизнес-плана
Процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами проводится по определенной схеме,
включающей, как правило, шесть этапов:
1) оценку характеристик компании-заявителя, анализ отрасли его
деятельности. Прежде всего устанавливается, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных для инвестора. Далее определяется положение фирмы-просителя на фоне своей отрасли;
2) анализ условий инвестиционного соглашения (форму заимствования и возврата кредита, залог, гарантию возврата кредитных средств);
3) анализ последнего баланса. Обязательно определяется соотношение «заемный капитал – собственный капитал»;
4) оценку руководящей команды компании-заявителя;
5) выявление особенностей проекта;
6) общий анализ бизнес-плана.
Слайд 27Аудит бизнес-плана
Только после завершения работы по пяти первым этапам и
получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестому
этапу – общему глубокому изучению бизнес-плана. Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании.
Планирование реализации бизнес-проекта и составление бюджета включают следующие основные задачи:
1) определение типа рабочих задач в фирме и вне ее;
2) определение логической последовательности событий в рабочих задачах;
3) подготовку графика реализации задач;
4) определение ресурсов для решения задач;
5) подготовку бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование бизнес-плана; 6) документирование всех данных реализации бизнес-проекта.
Слайд 28Аудит бизнес-плана
Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий в последовательную
схему действий различные стадии реализации бизнес-плана:
1) финансовое планирование;
2) организационное оформление;
3) приобретение и передачу
технологий;
4) подготовку заявочных документов;
5) представление предложений;
6) переговоры и заключение контрактов;
7) приобретение земли;
8) строительные работы;
9) установку оборудования;
10) закупку материалов и сырья;
11) предпроизводственный маркетинг;
12) обучение и назначение на должность;
13) запуск и начало производства;
14) поддержание и развитие производства.
Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании.
Слайд 29Прогноз прибылей и убытков.
Прогноз прибылей и убытков отражает операционную деятельность
фирмы в намеченный период.
Цель составления данного прогноза – представить
в обобщенной форме результаты деятельности предприятия с точки зрения прибыльности.
Прогноз прибылей и убытков показывает, как будет формироваться и изменяться прибыль, и, по существу, является прогнозом финансовых результатов.
В бизнес-плане следует представить все виды налогообложения.
Слайд 30Критерии ценности проекта
Индекс прибыльности (доходности):
PI > 1
Расчетный уровень доходности:
ARR >
0
Чистый дисконтированный доход:
NPV > 0
Внутренняя норма доходности:
IRR > Норма? (10-35
%)
Период окупаемости проекта:
PB < 3,5 – 4,5 года?
Слайд 31Индекс прибыльности (доходности) (PI)
Отношение дисконтированной суммы поступлений к дисконтированной сумме
затрат:
Диск.ПОСТУПЛЕНИЯ
PI = ---------------------------- > 1
Диск.ЗАТРАТЫ
Слайд 32Расчетный уровень доходности (возвратности инвестиций)(ARR)
Отношение среднегодового за проект операционного дохода
за вычетом годовой амортизации к объему инвестиций (в процентах):
Ср.ДОХОД - АМОРТИЗАЦИЯ
ARR = -------------------------------------
ИНВЕСТИЦИИ
Слайд 33Чистый дисконтированный
доход проекта (ЧДД)
Bt - выгоды проекта (приход) за период
Сt
- затраты (расход) за период
rt - ставка дисконтирования за период
T
- срок проекта
Слайд 34Внутренняя норма доходности (ВНД)
IRR проекта равна значению ставки дисконтирования (r*),
при которой чистый дисконтированный доход проекта равен нулю
Слайд 35Период окупаемости проекта
(PB, DPB)
PB - равен числу лет (периодов),
за которые
суммарные доходы проекта покроют суммарные затраты
DPB – то же, с
учетом дисконтирования
Слайд 36Способы анализа проекта
Анализ финансовых показателей
Ликвидность, оборачиваемость, рентабельность…
Анализ эффективности инвестиций
NPV, IRR,
PBP и др.
Анализ чувствительности к факторам риска
Цена, объем сбыта, налоги,
издержки, инфляция…
Анализ безубыточности
Статистический анализ
Сценарный анализ вариантов реализации
Слайд 37Формирование отчета
Резюме (краткая справка)
Исходные данные и предположения
Инвестиционный план
Операционный план
Финансовый план
Результаты
Прогнозный
отчет по прибылям и убыткам
Прогноз движения денежных средств
Прогнозный баланс проекта
Показатели
эффективности инвестиций
Слайд 38Литература
Технология бизнес-планирования. Кузнецов А., Омельченко И., М.-МГТУ, 2005.
Как разработать бизнес-план.
Петров К.Н.,
Williams, 2007
Бизнес-план инвестиционного проекта/Под ред. В.М.Попова. - М.: Финансы
и статистика, 2001.
Финансовый бизнес-план/ Под ред. В.Попова. - М.: Финансы и статистика, 2000.
Бизнес-планирование/Под ред. В.М.Попова и С.И. Ляпунова. - М.: Финансы и статистика, 2002.