Слайд 1Презентация по теме: «Моизм».
Выполнили
Студенты 2 курса
Группы Ю-О-17/1
Курилович Д.Ю
Бардеев А.А
Лёвин Т.В
Слайд 2Краткое описание исторических событий
С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы
(приблизительно 479—400 гг. до н. э.) — основатель школы моистов.
В книге "Хуай Нань-цзы" говорится, что Мо-цзы был "недоволен учением Конфуция, так как конфуцианцы требовали трехгодичного траура и пышных похорон это приводило к разорению земледельцев, уничтожало созданные руками ремесленников и землепашцев богатства и делало их нищими"
Слайд 3Биография автора
Древнекитайская литература почти не сохранила сведений об исторической фигуре
Мо-цзы, собственное имя которого — Ди. В «Ши-цзи» Сыма Цяня
ему посвящён абзац в 24 иероглифа. Определить даты его жизни и деятельности крайне затруднительно. Сунь Ижан (孫詒讓, 1848—1908) предлагал даты 468—376 гг. до н. э.; Лян Цичао — 468—390 гг. до н. э.; Хоу Вайлу — 490—403 гг. до н. э.; и т. д.В «Мо-цзы» упоминается чуский Хуэй-ван (правил в 488—432 годах до н. э.), который отказался принять Мо Ди из-за его низкого социального положения. Неизвестно также, что означает имя «Мо» (в переводе «тушь»), поскольку оно не использовалось в качестве фамильного. Выдвигалась версия, что это намёк на его низкое происхождение; по наиболее крайней версии, Мо Ди был рабом, подвергшимся клеймению. Чаще всего в литературе встречается версия о его происхождении из ремесленников; скорее всего, он был плотником.
Неизвестно и место рождения Мо-цзы; наиболее часто передавались версии о его рождении в царстве Лу (родина Конфуция) или в соседнем царстве Сун. В одном из трактатов ханьской эпохи утверждалось, что он был чрезвычайно образованным человеком, поскольку посещал школу учеников Конфуция. Собственно канон «Мо-цзы» почти не сообщает сведений об основателе учения, однако по приведённым цитатам можно понять круг образования Мо Ди: он хорошо знал все тексты Шестиканония, причём некоторые цитируемые им пассажи не сохранились в современных версиях конфуцианского канона. В трактате «Хуайнань-цзы» также сообщается, что Мо Ди изучал конфуцианство и преуспел в шести искусствах. Тем не менее, он отверг конфуцианскую доктрину и странствовал по Китаю, пытаясь убедить правителей отказаться от агрессивных войн. При этом он прославился как искусный фортификатор и дипломат. В трактате «Мо-цзы» сохранился сюжет, как Мо Ди убедил правителя царства Чу не нападать на княжество Сун. Мо-цзы создал военизированную организацию — секту своих учеников, для которых он был «учителем учителей Мо» (Цзы Мо-цзы). В общем, о жизни Мо-цзы не сохранилось никаких документальных свидетельств.
Слайд 4Мировоззренческая основа учения
Основатель моизма Мо-цзы (479-400 гг. до н. э.)
развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием
договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной Власти.
Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя — легендарного правителя древности, который усмирил Всемирный потоп. Моисты создали организацию, спаянную жёсткой дисциплиной, которая оказывала помощь княжествам, подвергшимся нападению соседей. Главной целью моистов было установление мира во всей Поднебесной и удовлетворение минимальных материальных потребностей максимального числа людей, а также выдвижение на государственные должности людей по способностям и заслугам, а не по происхождению и знатности. Мо-цзы мечтал о том, чтобы "люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил незнающего, делили бы имущество друг с другом". В этой части концепция опиралась на бытовавшие в общинах представления о взаимовыручке и имущественных переделах
Слайд 5Образование
Мо-цзы происходи из семьи ремесленников, был хорошо образован. Ученики называли
его "учителем учителей Мо" (Цзы Мо-цзы), или просто Мо-цзы -
"Учитель Мо". Имя философа Ди. Он был знаком со всеми достижениями культуры своего времени, знал народные песни и придворные оды, составившие впоследствии "Книгу песен" ("Шицзин"), а также содержание исторических анналов "Шаншу". Об этом свидетельствуют частые ссылки на указанные источники в трактате "Мо-цзы" Как сообщается в трактате "Хуай Нань-цзы", "Мо-цзы изучал дело служилых и шесть искусств конфуцианцев, но счел их учение, и особенно их учение об обрядах, напыщенным и ненужным, он отошел от принципов династии Чжоу и начал почитать принципы Ся", то есть периода, когда классовое общество еще только складывалось.
Слайд 6Социальный опыт
Последователи Мо-цзы в последующих поколениях стали одеваться в одежды
из шкур, носить деревянные туфли и травяные сандалии. Ни днём,
ни ночью не знали они покоя и считали самоистязание высшим достижением. Они говорили: «Если ты неспособен быть таким старательным, ты не идешь путем Юя и недостоин зваться последователем Мо-цзы».
Ученики Сянли Циня, последователи У Хоу и моисты юга Ку Хо, Цзи Цинь, Дэнлин-цзы и иже с ними признавали «Моистский канон», но расходились во взглядах и называли друг друга отступниками, спорили между собой о «твёрдости» и «белизне», о «подобии» и «различии» и отвечали друг другу суждениями, которые невозможно примирить. Они считали своих старших истинными мудрецами, а те хотели иметь звание законного вождя и преемников в позднейших поколениях. До сих пор этот спор не разрешён.
Идеи Мо Ди и Цинь Гули были правильными, а вот осуществляли они их неправильно. А потому Моистам позднейших времен пришлось мучить себя так упорно, что стёрлись волосы на их икрах и сошел пушок с их голеней. Смятения от них получилось много, а порядка от них прибавилось мало. И все же Мо-цзы был воистину лучший муж во всей Поднебесной, никто не смог бы с ним сравниться. Он хоть и высох весь, а от убеждений своих не отказался. Это был истинный талант!
Учение Моизма о выдвижении мудрых содержало в зародыше идею равенства, обосновывало возможность передачи верховной власти представителям трудового народа. Противоречия в учении Моистов начинались тогда, когда они переходили от критики существующих порядков к изложению принципов и методов управления в идеальном государстве. В противовес конфуцианскому принципу человеколюбия Мо-цзы выдвинул принцип всеобщей любви.
Всеобщая любовь была истолкована Мо-цзы как взаимная выгода, что придавало его концепции совершенно иной смысл. Из бескорыстной добродетели, требующей отказаться от излишков имущества ради общего блага, всеобщая любовь превращалась в расчетливое услужение для получения вполне осязаемой выгоды. Применительно к отношениям внутри правящего сословия взаимная любовь означала, например, что советники и чиновники из любви к государю проявляют усердие по службе, не раздумывая, повинуются ему, а он платит им ответной любовью — назначает высокое жалованье, награждает рангами знатности и наделами земли, дает в подчинение людей. Подобное понимание добродетели уже не оставляло никакого места для равенства и действительной любви к людям.
Слайд 7Основные труды
Корпус моистских текстов образует трактат «Мо-цзы». Он включает 71
главу-пянь, которые традиционно делятся на 15 цзюаней. Фрезер отмечал, что
существующий текст «Мо-цзы» не является цельным ни по композиции, ни по времени составления. Авторы его анонимны, неизвестно ни их число, ни время работы. По-видимому, время составления свода моистского канона относится к промежутку V—III веков до н. э., а несколько фрагментов в главах об обороне крепостей, возможно, были добавлены ещё позднее. В каталоге императорской библиотеки, помещённом в «Хань шу», упоминается «Мо-цзы», включающий 71 главу-пянь, как и ныне существующий текст; однако в комментарии Гао Ю к «Люйши чуньцю» (начала III века н. э.) упоминаются 72 главы. Сунь Ижан истолковал это как добавление оглавления. В последующие века текст при передаче делился на 15 или 16 цзюаней. В эпоху Северных и Южных династий некоторый интерес к тексту «Мо-цзы» ещё сохранялся: комментарий Лу Шэна к «диалектическим» главам был включён в «Цзинь шу», составленную около 300 года. В некоторых источниках упоминается комментарий Юэ Тая к краткой версии «Мо-цзы» в трёх цзюанях (не сохранившейся до наших дней), составленный до воцарения династии Тан. Традиционно считается, что до правления династии Сун было утрачено 18 глав.
Слайд 8Положение о праве, обществе
Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с
мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. В единообразном
исполнении чиновниками воли государя он видел залог и основу прочности власти. Для установления же полного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. "Услышав о хорошем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий находит правильным, все должны признать правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, все должны признать неправильным". Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам. Таким образом, в концепции Моизма идеи равенства были фактически отброшены; концепция завершалась восхвалением деспотически-бюрократического государства, исключавшего всякую возможность не только участия народа в управлении, но и обсуждения им государственных дел.
Источником мудрости, указывал Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа
Управление государством не требует обучения. Способности человека к государственному управлению определяются его деловыми качествами — желанием служить простолюдинам, усердием в делах и т. п. "Если человек имеет способности, то его нужно выдвигать, хотя бы он был простым земледельцем или ремесленником".
Слайд 9Вывод.
В истории китайской политической мысли учение Мо-цзы занимает промежуточную ступень
между конфуцианством, выдержанным в духе патриархальной морали, и практико-прикладной теорией
легистов (законников). Моизм отражал результаты перерастания патриархальной общины в территориальную, развития отношений, построенных на расчете и соображениях выгоды, но воспроизводил идеологию слоев, которые не способны были преодолеть общинные связи. Отсюда — склонность моистов к конформизму, половинчатость предлагаемых ими реформ, утопические идеи выдвижения простолюдинов на государственную службу при сохранении аристократических привилегий и т. п. В политической программе моизма просматриваются как прогрессивные, так и консервативные тенденции. Моисты практиковали дипломатию и военное дело, оказывали помощь малым княжествам, подвергшихся нападению.
Социальная среда, в которой существовал моизм, также остаётся неопределённой. Ангус Грэм считал, что последователями Мо-цзы были купцы, ремесленники и деклассированные феодалы-ши, — то есть низовые слои городского населения в условиях разложения феодальной чжоуской системы, однако сам же признавал, что надёжных свидетельств об этом не существует. По мнению Иана Джонсона, моистское движение просуществовало не менее столетия после кончины Мо Ди и, по-видимому, окончательно прекратилось в эпоху Западная Хань. Тот же Грэм считал, что после объединения Китая Цинь Ши-хуанди моисты утратили статус технических специалистов (главным образом, по вопросам обороны) и соответствующее политическое влияние.
Тем не менее, Крис Фрезер приписывал моистам существенные интеллектуальные инновации, повлиявшие на развитие всей древнекитайской культуры и общественной мысли. Он утверждал, что именно моисты создали первые этические и политические теории в Китае и способствовали формированию историографии. Моизм стал важнейшим стимулом для Мэн-цзы, Сюнь-цзы, раннего даосизма и легизма. В главе 58 «Хань шу» Гуньсун Хун разъяснял конфуцианскую гуманность в моистской терминологии, то есть основные этические доктрины были абсорбированы конфуцианством, приобретавшим статус официальной имперской идеологии. Однако на фоне ханьских школ Инь-Ян, конфуцианства и даосизма аскетическая мораль моистов и отвержение ими музыки и ритуалов были мало привлекательны для социальной элиты, а тексты по философии языка, метафизике и логике были непонятны и сохранились чудом. Пропагандируемый моистами образ жизни противоречил представлениям большинства населения о благоустроенности и успехе; поскольку их идеология восходила к ценностям эпохи Чжаньго, в эпоху империи моизм стал неактуальным и быстро устарел.
Слайд 10Использованные источники
1. Мачин, И. Ф.История политических и правовых учений :
конспект лекций. И. Ф. Мачин.— М. : Юрайт-Издат, 2007. —
208 с.
2. Лейст, О. Э. История политических и правовых учений./ О. Э. Лейст. - М. : Зерцало, 2006. - 568 с.
3. Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений./ В. С. Нерсесянц. - М. : ИНФРА-М, 1996. - 559 с.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Моизм
Слайд 121 вопрос
В какой книге говорится, что Мо-цзы был «недоволен» учением
Конфуция?
А) «Хаяй Нань-цзы»
Б) «Хуяй Нань-цзы»
В) «Хуай Нонь-цзы»
Г) «Хуай Нань-цзы»
Слайд 132 вопрос
Собственное имя Мо-цзы?
А) Ли
Б) Ти
В) Ди
Г) Ши
Слайд 143 вопрос
Какое политико-правовое учение изучал Мо-цзы?
А) Легизм
Б) Конфуцианство
В) Иудаизм
Г) Буддизм
Слайд 154 вопрос
Какую организацию создал Мо-цзы, секту для своих учеников?
А) Муниципальную
Б)
Коммерческую
В) Преступную
Г) Военнизированную
Слайд 165 вопрос
Какую идею содержал моизм на раннем этапе учения?
А) Равенства
всех социальных слоёв общества
Б) Равенства всех перед Законом и Сыном
Неба
В) Любовь к ближнему
Г) Самосовершенствования
Слайд 176 вопрос
Какой принцип выдвинул Мо-цзы в противовес конфуцианскому принципу?
А) Истина
о Пути
Б) Равных возможностей и обожествление власти
В) Всеобщей любви
Г) Нематериальность
Бога
Слайд 187 вопрос
Какой трактат образует корпус моистских текстов?
А) Лунь-Юй
Б) Трипитака
В) Хагига
Г)
Мо-цзы
Слайд 198 вопрос
Идеальное государство по мнению Мо-цзы?
А) Государство с мудрым правителем
во главе и отлаженной исполнительской службой
Б) Семью, где правитель, как
отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья
В) Государство не может быть более гуманным, чем люди, входящие в его правительство
Г) Сословия должны быть изолированы друг от друга, чтобы обеспечить наилучшее исполнение ими своих функций
Слайд 209 вопрос
При помощи чего Мо-цзы предлагал поддерживать порядок в государстве?
А)
Слома эксплуататорского государственного аппарата
Б) Налогов и наказаний
В) Наказаний
Г) Наказаний и
наград
Слайд 2110 вопрос
На какой источник мудрости указывал Мо-цзы?
А) Врожденные добродетели
Б) Знания,
почерпнутые из жизни простого народа
В) Чтение книг
Г) Вера в старых,
а не в новых Богов